Турецкие шахматы: Эрдоган готовит новый козырь для России и НАТО в Черном море

7.04.2021/Москва/ПолитЭксперт ВМС США существенно расширили присутствие в Черном море, чем крайне недовольны в России, замечают аналитики немецкого издания Deutsche Wirtschafts Nachrichten (DWN). Эксперты предположили, что в НАТО хотят создать здесь собственный флот. Правда, по конвенции Монтре, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море находится в руках Турции, и ей устанавливать правила.

По мнению руководителя Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова, Анкара этим непременно воспользуется. Неспроста она вынашивает новый проект — так называемый «Стамбульский канал», через который будет контролировать все передвижения в районе Черного и Средиземного морей. Как в своих интересах, так и в интересах союзников. Главный вопрос — кого Турция запишет в союзники.

Как отмечает собеседник «ПолитЭксперта», по большому счету, НАТО — не руководство для Турции.

«Эта страна вошла в НАТО, потому что это было выгодно остальным членам Альянса. Даже обязательства вкладывать по 2% ВВП на бюджет НАТО турки не выполняют. Сначала им отказали в членстве в Евросоюзе, потом больше 10 лет морочили голову по поводу систем Patriot. Когда Анкара развернулась в сторону Москвы и закупила системы С-400, отношения между США и Турцией погрузились глубочайший кризис. В заявлениях НАТО постоянно говорят, что Турция должна отказаться от военно-технического сотрудничества с Россией. Член НАТО — организация, которая ставит перед собой задачу борьбы с Китаем и Россией, закупает у врага оружие, настроенное уничтожать летательные аппараты и ракеты государств Альянса, — это нонсенс. Тем самым Турция противопоставляет себя общей логике и вертикали НАТО», — подчеркнул собеседник ПЭ.

По словам Михайлова, по Конвенции Монтре американцы могут находиться в Черном море с рядом ограничений: не более месяца и за исключением отправки туда тяжелых боевых кораблей. При этом Вашингтон наверняка попытается помешать Анкаре строить там новый канал, считает аналитик: в противном случае у Турции появится новый рычаг для продвижения своей политики в регионе.   

«Речь об инструменте политического давления и расширения внутриполитических возможностей Эрдогана. Бояться в Черном море Турции некого. С кем им воевать? С Россией? У нас с турками целый пласт военно-технического, экономического сотрудничества, общих проектов. Выходить на конфронтацию с Россией турки не будут — мы это уже проходили, у нас было 30 войн. Сейчас Турция меньше всего заинтересована в российском ударе по своим территориям. Что касается Вашингтона, сегодня они партнеры, а завтра решат свергнуть Эрдогана, как они пытались сделать несколько лет назад. С появлением нового канала у Анкары появляется дополнительный козырь. И перед Россией, и перед НАТО. Она всегда может сказать: знаете, ребята, канал-то есть, но мы же его контролируем; вы сюда не войдете либо войдете, если я разрешу. Эрдоган здесь играет свою игру — турецкие шахматы. США не смогут выполнять ключевую роль, даже в статусе лидера НАТО», — пояснил эксперт.

Пока Стамбульский канал — лишь проект, и, возможно, он не будет реализован, не исключает Михайлов. Важную роль в его судьбе может сыграть диалог между Эрдоганом и новым президентом США Джозефом Байденом. Пока Байден обходит турецкого коллегу вниманием: нет никаких встреч, обмена заявлениями. Но в ближайшие недели вполне может произойти разговор, который расставит все точки над «i», допустил собеседник ПЭ.