Необходимо поднять качество учета, контроля и управления техническим состоянием радиотехнических средств
Андрей ШВЕДУН,
капитан, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, г. Тверь
Крайне необходимо в ближайшие годы разработать автоматизированную систему информационно-логистической поддержки мониторинга, технической эксплуатации и сервисного обслуживания ВВСТ ПВО и внедрить ее в сферу эксплуатации
Одной из характерных особенностей современного этапа научно-технического прогресса является широкое использование математических методов и вычислительной техники в системах управления. Эффективное решение задач управления в настоящее время немыслимо без привлечения всевозможных автоматизированных информационно-управляющих систем.
В связи с тем, что существующая система управления технической эксплуатацией несовершенна и имеет ряд недостатков, а также с целью повышения эксплуатационной надежности и достижения требуемых эксплуатационно-технических характеристик современных и перспективных радиотехнических средств (РТС) необходимо проведение комплекса мероприятий по указанным ниже направлениям.
- Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) РТС в направлениях:
учета фактического технического состояния каждого образца РТС при определении периодичности, объема, трудозатрат и последовательности выполнения операций ТО и Р;
повышения уровня автоматизации управления процессами ТО и Р парка техники;
прогнозирования технического состояния РТС.
- Совершенствование системы запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП)в направлениях:
уточнение структуры и необходимого состава эксплуатационных комплектов ЗИП и пополнение их до требуемого уровня;
формирование страховых фондов запасных частей для поддержки эксплуатации образцов в течение срока службы;
внедрение электронных систем учета, каталогизации и идентификации предметов снабжения.
Электронные каталоги ЗИП, автоматизированные системы учета, поиска элементов и формирования заявок позволят сократить административные издержки, повысить качество и оперативность подачи заявок и поиска необходимых элементов снабжения, стандартизировать и унифицировать процессы заказа.
База данных автоматизированной системы поиска должна содержать информацию о номенклатуре, количестве запасных элементов и месте их размещения.
- Переход на применение современных горюче-смазочных материалов, средств консервации и расходных материалов при проведении ТО и Р РТС.
- Уточнение необходимого количественного и качественного состава обслуживающего РТС персонала, повышение уровня его квалификации, обеспечение укомплектованности расчётов требуемыми специалистами.
- Уточнение программ и организация подготовки инженерно-технического состава.
- Производство и закупка комплектов унифицированных мобильных средств технического диагностирования, технического обслуживания и войскового ремонта современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) противовоздушной обороны (ПВО).
- Совершенствование эксплуатационной и ремонтной документации, разработка интерактивных электронных технических руководств образцов вооружения и военной техники, создание и ведение «электронных дел» изделий.
- Повышение качества мониторинга и управления техническим состоянием парка техники, формирование базы данных по учету технического состояния каждого образца с целью определения потребности в мероприятиях технического обслуживания и ремонта для поддержания РТС РТВ в установленной степени готовности к использованию по назначению и прогнозирования на этой основе объема необходимых ресурсов.
Совершенствование мониторинга технического состояния парка техники как основы для принятия оптимальных решений по обеспечению требуемых уровней боеготовности и надежности, экономичности эксплуатации и ремонта образцов техники, предполагает:
развитие встроенных автоматических систем контроля и диагностики РТС РТВ, для обеспечения требуемых глубины и достоверности локализации неисправностей, полноты охвата аппаратуры, точности прогнозирования технического состояния образца;
реализацию автоматической регистрации (объективного контроля и документирования) и передачи данных о техническом состоянии РТС по телекоммуникационным каналам (через сопрягаемые комплексы средств автоматизации) в автоматизированную систему информационно-логистической поддержки мониторинга, технической эксплуатации и сервисного обслуживания;
осуществление электронного документооборота, автоматизированного управления процессами эксплуатации и ремонта РТС;
осуществление автоматизированного взаимодействия, в том числе обмена актуальной информацией о техническом состоянии РТС РТВ и реализуемых мероприятиях, органов военного управления с центром автоматизированного ситуационного управления головного предприятия по сервисному обслуживанию ВВСТ ПВО, предприятиями-разработчиками и изготовителями РТС;
накопление, объединение и обобщенную обработку информации об эксплуатационно-технических характеристиках и техническом состоянии парка техники, поступающей в ходе штатной, подконтрольной и опытной эксплуатации образцов, осуществления всех видов работ сервисного обслуживания парка техники (авторского, технического и гарантийного надзоров), на межведомственном уровне, организацию совместных работ по мониторингу состояния РТС.
Комплексирование информации о техническом состоянии образцов военной техники, поступающей из разных источников и всех этапов эксплуатации изделий, позволит получить объективную картину о реальной надежности РТС.
Тем более что испытания на надежность опытных и серийных образцов новых изделий на стадиях разработки и серийного изготовления в полном объеме, к сожалению, не всегда проводятся.
В результате конструктивные и производственные недостатки образцов техники выявляются только на стадии эксплуатации. Однако и в течение гарантийного периода эксплуатации РТС многие разработчики и изготовители не доводят свои изделия до уровня надежности, соответствующего требованиям технических условий.
Учитывая недостаточную надежность большинства РТС новых типов, необходимо повышение ответственности соответствующих должностных лиц и специалистов воинских частей, военных представительств и предприятий-изготовителей образцов за правильную организацию работ и своевременное восстановление гарантийных изделий с полным соблюдением требований нормативных документов.
Одновременно следует отметить, что в условиях недостаточного штатного состава инженерных отделов, отделений и служб, повышения требований к организации эксплуатации и ремонта парка техники, подъема качества учета, контроля и управления техническим состоянием РТС, в том числе гарантийных изделий, можно добиться только при условии автоматизации и информатизации управленческой деятельности органов и должностных лиц системы специального технического обеспечения.
С этой целью крайне необходимо в ближайшие годы разработать автоматизированную систему информационно-логистической поддержки мониторинга, технической эксплуатации и сервисного обслуживания ВВСТ ПВО и внедрить ее в сферу эксплуатации.
Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность системы специального технического обеспечения при решении задач технической эксплуатации и сервисного обслуживания ВВСТ на основе использования интегрированной информационной среды, обеспечивающей управление процессами и ресурсами системы специального технического обеспечения, а также взаимодействия с автоматизированными системами управления техническим обеспечением высших звеньев управления войск и информационно-логистическими системами предприятий промышленности.