Своя ноша: почему Россия перестанет запускать военные спутники с Байконура

16.08.2017/Москва/РИА Новости Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о поступлении на космодром Восточный оборудования для подготовки старта тяжелой ракеты «Ангара». Первый пуск модернизированной ракеты с Восточного намечен на 2021 год.  Ставку на «Ангару» вместе с Роскосмосом делает и Минобороны. Ведь именно ей предстоит сменить заслуженный «Протон» и вместе с «Союзами» «взвалить на плечи» «полезную нагрузку» не только коммерческих, но и перспективных военных космических аппаратов. Сегодня некоторые спутники Минобороны можно отправить на орбиту лишь тяжелыми «Протонами» с арендуемого у Казахстана Байконура. По понятным причинам такая ситуация устраивает далеко не всех.  О том, когда Россия сможет запускать со своей территории все военные спутники и в чем разница между Восточным и Плесецком — в материале РИА Новости.

Двойное назначение

Несмотря на то что Восточный изначально позиционируется как гражданский космодром, Роскосмос уже заявлял о планах по его совместному использованию с Минобороны. Это логично и закономерно — такая страна, как Россия просто обязана иметь гарантированный доступ в космос «из дома» во всем спектре полезных нагрузок, включая военные. И если стартующие с Байконура пилотируемые корабли с международными экипажами и коммерческие спутники выглядят еще безобидно, то с аппаратами Минобороны дело обстоит иначе — их запуски с территории другого государства скорее вынужденная мера.

— Когда «Ангара-А5М» начнет летать с Восточного и позволит выводить оттуда военные спутники по всей номенклатуре и массе, конечно, Минобороны уйдет с Байконура, — убежден главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин. — Сейчас идет глубокая модернизация всех космических аппаратов, в том числе военных. Я уверен, что в ближайшие годы Минобороны получит на вооружение новейшие секретные тяжелые спутники, которые нужно будет запускать с энергоэффективного космодрома.

По мнению эксперта, прослеживается тенденция к увеличению массы спутников из-за замены импортных комплектующих на отечественные. Военная орбитальная группировка постоянно пополняется различными спутниками, начиная от низкоорбитальных разведчиков и геостационарных аппаратов связи и заканчивая космическим эшелоном системы предупреждения о ракетном нападении.

География определяет

Сейчас военные вынуждены использовать Байконур потому, что некоторые тяжелые спутники нельзя вывести на геостационар с Плесецка, так как «Ангара-А5» оттуда пока не летает.  Кроме того, даже с «Ангарой» Плесецк не сможет полностью заменить Байконур с «Протоном» из-за своей географии. «Грузоподъемность «Ангары» при стартах с Плесецка ниже, потому что его северное расположение не позволяет достаточно эффективно использовать момент вращения Земли для заброса», — отмечает Игорь Маринин.

В этом смысле космодром Восточный расположен удачнее. Хотя он и находится на шесть градусов севернее Байконура, с точки зрения энергоэффективности тому не проигрывает. Фору Восточному дает факт, что из Казахстана ракеты обычно стартуют не по самой выгодной траектории строго на восток, а «в облет Китая» с падением вторых ступеней на Алтае.

О высокой заинтересованности Минобороны в ускорении подготовки тяжелой «Ангары» к запускам с Восточного говорит и то, что ведомство намерено помогать Роскосмосу в строительстве стартового стола.

Единственная тяжелая

Ожидается, что «Ангара-А5», способная «вытащить» на низкую околоземную орбиту 24,5 тонны, в перспективе станет основной российской ракетой тяжелого класса. И для гражданского, и для военного применения. Несмотря на непростую судьбу, она во многом уникальна. Это первая ракета, полностью разработанная в России, а не доставшаяся ей по наследству от СССР.

Важное качество «Ангары» — экологическая безопасность, которой она обязана применению кислородно-керосиновых двигателей. Для сравнения: в «Протоне» используется высокотоксичный гептил. Также семейство ракет «Ангара» отличает модульность конструкции, которая позволяет варьировать грузоподъемность носителей для различных целей.  Легкая версия «Ангары» состоит из одного модуля, тяжелая — из семи. Композитные материалы и пластик уменьшают массу и упрощают конструкцию. Однако специалисты полагают, что самое важное в «Ангаре» — двигатель РД-191, вершина ракетного двигателестроения.

Легкая «Ангара-1.2ПП» впервые стартовала в июле 2014 года с Плесецка. Первая тяжелая «Ангара-А5» в конце декабря того же года успешно вывела на геостационарную орбиту габаритно-массовый макет полезной нагрузки. Фактически, кроме «Ангары-А5», тяжелой альтернативы отживающему свой век «Протону» у России пока нет и в ближайшем будущем не предвидится. Разрабатываемый взамен украинских «Зенитов» «Союз-5» сможет выводить ни низкую орбиту около 17 тонн и займет другую весовую нишу. Из ракет «полегче» для запусков военных спутников с Плесецка сегодня успешно применяются носители «Союз» легкого и среднего классов.