Мировая маркетинговая война

16.06.2017/Москва/Независимая газета Мировой оружейный рынок буквально пришел в замешательство, когда Дональд Трамп в ходе турне по Ближнему Востоку подписал с Саудовской Аравией соглашение о поставке вооружения на 110 млрд долл., а вдобавок еще и оборонные контракты на 350 млрд, которые планируется реализовать в течение 10 лет. Эксперты тут же подсчитали, что за такие суммы Эр-Рияд может несколько раз обновить свои арсеналы и даже поголовно вооружить пехоту инкрустированными автоматами. И хотя саудовцы денег, как известно, не считают, все равно возникает вопрос: зачем такие траты?

А вот американскому военно-промышленному комплексу (ВПК) после успешной демонстрации русского оружия в Сирии было крайне важно как-то показать, что их вооружение пользуется сумасшедшим спросом. И не так уж важно, будут ли на самом деле реализованы эти грандиозные контракты. Нетрудно догадаться, что смысл проанонсированной «сделки века» был исключительно в рекламе.

При этом отлично известно, что в мировой маркетинговой войне действуют такие же законы, как и в холодной: поднимай на щит свое, выискивай недостатки у конкурентов. А если не получается, недостатки можно и придумать. Именно под такой антирекламный огонь и попали российские системы ПВО С-300 и С-400 в Сирии, которые, по версии американцев, якобы не смогли отразить удар «Томагавков» по авиабазе Шайрат. И тут же отыскались уже российские эксперты, которые оперативно подыграли «старшим товарищам»из-за рубежа: дескать, С-300 эффективен только в радиусе 30 км, да и С-400 не лучше… Иначе говоря, это был тонкий намек, что те, кто обзавелся С-300, сильно прогадали, а тем, кто стоит в очереди на С-400, лучше отказаться от покупки. А заодно прошлись и по перспективному комплексу С-500, будто ему будет не по силам справиться с самолетом-невидимкой F-22.

Как это они определили в заочном порядке, не очень понятно. Тут самое время напомнить, что F117 A «Стелс», объявленный американцами самым неуязвимым самолетом в мире, сербы еще в 1999 году сбили первой ракетой, выпущенной из старого советского ЗРК С-125 «Нева». В результате очередь на F117 A моментально рассосалась. А это, между прочим, был самый дорогостоящий проект ВПК США, рассчитанный до 2018 года, на котором «Локхид» планировал заработать несколько сотен миллиардов долларов. Но вряд ли С-400, а тем более С-500 уступает «Неве».

Кстати, радиус действия С-300 не 30 км (это удаление пункта боевого управления от дивизионов), а 200 км с лишним. И уточнять параметры на практике не рекомендуется, о чем, в частности, и предупредил гендиректор «Алмаз-Антея» Ян Новиков. По его мнению, шум в западных СМИ вокруг С-300В4 и С-400 в концерне рассматривают как попытку дискредитировать нашу боевую технику. «Учитывая, что российские ЗРС пользуются большой популярностью в мире, вполне возможно, что тиражирование недостоверной информации – это происки конкурентов, что еще раз подтверждает эффективность наших систем ПВО», – отметил Новиков.

Был бы малейший повод, досталось бы и «Калибрам». Впрочем, нередко обходятся и безо всякого повода. Например, сами же западные эксперты пришли к выводу, что российский танк T-14 «Армата» на 25–30% превосходит американский танк Abrams, немецкий Leopard 2 и французский Leclerc. В их же отчете упоминается система «Мантия», которая, поглощая и рассеивая радиолокационные волны, делает неуязвимой «Армату» даже для противотанкового комплекса Javelin. В общем, очевидной «грязи» не нашлось, тогда подошли с другой стороны: стали считать деньги в чужом кармане. Дескать, «Армата» вышла весьма недешевой. На начальном этапе, возможно, и так. Но Пентагону до этого какое дело, он же не Минобороны РФ?

В любом случае мировая маркетинговая война лучше реальной. Потому что здесь не убивают. А имидж, если оружие того стоит, восстанавливается.