Вертолеты и кандидаты

18.08.2017/Москва/Коммерсант Вице-премьер Дмитрий Рогозин провел вчера на Иркутском авиастроительном заводе совещание по перспективам развития среднемагистрального самолета МС-21. Затем он переместился на Улан-Удэнский авиазавод. Там он не только посмотрел, как делают вертолеты, но и, как заметил специальный корреспондент “Ъ” Иван Сафронов,оказал посильную предвыборную поддержку и. о. губернатора Бурятии Алексею Цыденову.

У проходной Иркутского авиастроительного завода Дмитрия Рогозина встречали президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, глава корпорации «Иркут» Олег Демченко и директор завода Александр Вепрев. После короткого приветствия вице-премьер направился осматривать производственные цеха, в которых собирают самолеты МС-21. Увиденное его интересовало: он постоянно задавал вопросы, не стеснялся уточнять и всячески поддерживал оживленную дискуссию. Как сообщили “Ъ” на предприятии, первый опытный самолет МС-21–300 (поднялся в воздух 28 мая) готовится ко второму этапу заводских летных испытаний: «На самолете монтируются тензометрические датчики, которые позволят точно измерять нагрузки на конструкцию в ходе последующих заводских и сертификационных испытаний». На втором опытном МС-21–300, предназначенном для проведения летных испытаний, ведется монтаж систем, а еще три опытных образца, как убедился вчера вице-премьер, находятся «в разных стадиях производства».

Открывая совещание, вице-премьер уточнил, что МС-21 впервые поднимется на высоту 11 км в сентябре, а всего самолет поднимется в воздух более 20 раз (по состоянию на вчера первый образец совершил девять вылетов). Впоследствии самолет будет перебазирован на летные испытания в подмосковный Жуковский. Юрий Слюсарь, в свою очередь, подчеркнул, что цель программы заключается в выходе на производство 70 машин к 2024 году, а Олег Демченко заверил, что «и мощности, и площади позволяют нам выйти на эти объемы». По данным “Ъ”, в закрытой части совещания обсуждались преимущественно финансовые аспекты программы МС-21, поскольку с чисто производственной точки зрения вопросов вчера не возникло. Называть точную дату перелета самолета в Жуковский господин Рогозин вчера не стал, подчеркнув, что приурочивать ее к какому-то знаменательному событию не стоит. По словам топ-менеджера одного из предприятий авиапрома, точной даты перелета первого МС-21 в Подмосковье пока действительно нет, в отрасли ориентируются на вторую половину октября: предполагается, что встречать самолет в Жуковском будет лично президент Владимир Путин.

Поговорив про самолеты, Дмитрий Рогозин перелетел в Улан-Удэ — обсудить вертолеты. Его хлебом и кумысом встречал и. о. губернатора Алексей Цыденов, а также члены местного правительства. Уже через 15 минут делегация с вице-премьером вошла в один из цехов, где первый заместитель гендиректора холдинга «Вертолеты России» Сергей Фомин начал громко рассказывать о том, что этот завод делал раньше, а что может делать сейчас. Господин Цыденов молча стоял по правую руку от вице-премьера. Последний, по сведениям “Ъ”, осуществлял визит на завод не столько в производственных целях, сколько в политических: в сентябре и. о. губернатора пойдет на выборы, а визит вице-премьера на градообразующее предприятие должен был показать федеральную поддержку.

Решения принимались буквально на ходу: беседуя с управляющим директором завода Леонидом Белых господин Рогозин заявил, что нужно освободить производственные цеха, где расположена оснастка для сборки самолетов Су-25, производившихся там в советское время. А высвобожденную площадь отдать под программу Ка-226Т, которую намереваются реализовать Россия и Индия. «С индийскими партнерами мы проговаривали не только производство 200 этих машин, но и еще 200, а может, и больше»,— сказал господин Рогозин, уточнив, что «Вертолеты России» поставят Дели 60 машин и организуют локализацию производства не менее 140 единиц на мощностях СП в Индии.

— Во время ближайшего визита в Индию мы сделаем рекламу Ка-226Т,— продолжил вице-премьер.— Я умею управлять вертолетом: пригласим сесть в него премьера Нарендру Моди, возьмем директора предприятия, Алексея Самбуевича (Цыденова.— “Ъ”) возьмем…

Предложение было неожиданным. Казалось, что под прицелом камер отказаться от него было невозможно, но господин Цыденов предпринял отчаянную попытку:

— Может я тогда лучше под вертолетом постою?

Дмитрий Рогозин улыбнулся, но по его виду было понятно: место для Алексея Цыденова на борту уже зарезервировано.