«Оставлять без внимания попытки силового давления на нас не намерены»

Выступление Министра обороны Российской Федерации генерала армии С. К. Шойгу на VII Московской конференции по международной безопасности

 

Уважаемые дамы и господа!

Приветствую вас на Московской конференции по международной безопасности.

В седьмой раз здесь собрались руководители оборонных ведомств и военачальники из различных регионов мира, чтобы в открытой и доверительной обстановке обсудить широкий спектр актуальных проблем глобальной безопасности, обменяться мнениями по вопросам укрепления международного военного сотрудничества.

Приятно отметить, что интерес к нашей конференции с каждым годом растет.

Постоянно увеличивается количество экспертов, представителей международных организаций и средств массовой информации, которые внимательно следят за работой форума, детально анализируют его итоги.

И это не случайно. Сегодня мир проходит через переломный этап. Меняются взаимоотношения между государствами, все чаще делается ставка на силовое разрешение противоречий.

Претензии отдельных стран на исключительность подталкивают к новой гонке вооружений.

На фоне этого усиливается антироссийская риторика, активизируется недружественная военная деятельность вблизи наших границ.

В этих условиях руководство Российской Федерации предпринимает шаги по обеспечению национальной безопасности.

Основной упор делается на борьбу с террористической угрозой, масштабы которой за последние годы значительно расширились.

В сентябре 2015 года Россией было принято решение об оказании помощи законному правительству Сирии в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями.

Хотели бы напомнить, что до этого так называемую войну с бое­виками вела возглавляемая США антитеррористическая коалиция.

В нее входило более 30-ти передовых в военном отношении государств, задействованы значительные ресурсы, в том числе авиация и силы специального назначения.

Однако зримых результатов достигнуто не было. При этом территории, подконтрольные ИГИЛ в Ираке и Сирии, только расширялись.

Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами.

Видимо, цель была другая – расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нем свое военное и экономическое присутствие.

Положение изменилось после начала операции российских Воздушно-космических сил и создания реального антитеррористического альянса с участием Ирана, России и Турции. Освобождена бо́льшая часть территории Сирии от террористов, с остальными идут детальные переговоры по сложению оружия, сорваны планы образования псевдохалифата.

Очевидно, что при объединении наших усилий с коалицией историю с ИГИЛ в регионе удалось бы закончить значительно раньше и с меньшими потерями.

Борьба с международным террором неразрывно связана с решением гуманитарных проблем. В качестве примера приведу ситуацию в Восточной Гуте.

Несмотря на создание зоны деэскалации, «Джебхат ан-Нусра» и примкнувшие к ней бандформирования продолжали обстреливать Дамаск из минометов и стрелкового оружия, удерживали мирное население в захваченных районах.

Гуманитарная помощь и меди­каменты до жителей Восточной Гуты не доходили, а использовались для нужд террористов или выставлялись на продажу.

В такой обстановке перед сирийскими правительственными войсками стояла непростая задача вывода из анклава мирных граждан, которая решалась под руководством российского Центра по примирению враждующих сторон.

На сегодня в безопасные места перемещено более 155-ти тысяч человек. Два дня назад мы начали возвращение граждан в свои дома, впервые за многие годы 12 тысяч школьников сели за парты.

Российские военнослужащие обеспечили их питанием, меди­цинской помощью, временным жильем.

Мы продолжаем создавать условия для беспрепятственного прохода гуманитарных конвоев ООН. Только в город Ду̀ма они доставили 445 тонн гуманитарной помощи.

Это реальный вклад Российской Федерации в выполнение положений резолюции 2401 Совета Безопасности ООН.

Данная работа проводится в тесном взаимодействии с ООН,
Международным Комитетом Красного Креста и Сирийским Арабским Красным Полумесяцем.

Важно отметить, что после разгрома так называемого Исламского государства члены бандформирований из Сирии и Ирака перебираются в другие регионы.

Повышается террористическая активность в Африке, «джихадисты» возвращаются в Азию и Европу.

Как следствие, растет трансграничная преступность, формируется питательная среда для экстремистских и сепаратистских движений по всему миру.

В большинстве регионов планеты, в том числе в Юго-Восточной Азии, создаются террористические ячейки.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня угроза терроризма носит глобальный характер.

Ни одно государство не может чувствовать себя полностью защищенным.

Данная ситуация осложняется еще и тем, что террористы используют современные средства поражения – ударные беспилотные летательные аппараты.

Так, беспилотники, применяемые боевиками в Сирии, оснащены боеприпасами и способны действовать на расстояния свыше 100 км. Их создание невозможно без технического содействия развитых стран. В течение последних трех месяцев мы уничтожили 17 таких аппаратов.

Применение подобных средств поражения в густонаселенных районах может иметь катастрофические последствия как для населения, так и для объектов критической инфраструктуры.

В этом контексте террористы не должны получить доступ к оружию массового поражения и отравляющим веществам.

Сирийский опыт показывает, что химсредства зачастую используются бандформированиями в провокационных целях, чтобы посеять хаос среди населения, сформировать у мирового сообщества ложное представление о конфликте.

К сожалению, порой такие приемы срабатывают. Например, постановочная химатака в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года послужила поводом для нанесения военно-морскими силами США массированного ракетного удара по авиабазе Шайрат.

Попытки организовать подобные провокации в Сирии отмечаются и сегодня.

Полагаем, что при оценке случаев применения оружия массового поражения не должно быть двойных стандартов, необходимо проводить тщательный и всесторонний анализ в строгом соответствии с нормами международного права.

Пришло время объединить усилия мирового сообщества, в том числе оборонных ведомств, для нейтрализации глобальной угрозы, исходящей от терроризма.

Видим хорошие перспективы в налаживании обмена информацией, изучении опыта противодействия терроризму, поддержании контактов по линии спецслужб и разведывательных структур.

В этом зале присутствуют наши коллеги из стран Африки. К сожалению, в настоящее время в этом районе складывается сложная ситуация.

Фактическая дезинтеграция Ливии привела к усилению террористической угрозы в северной и центральной частях континента.

Ее рост негативно влияет на состояние региональной безопасности в целом.

Мы поддерживаем усилия африканских государств по стабилизации обстановки и борьбе с террористами.

Рассчитываем, что во время дискуссий представители стран Африки поделятся своими оценками ситуации на континенте.

Также сегодня большое внимание уделяется положению в Латинской Америке.

Мы приветствуем стремление региональных государств к расширению взаимодействия с Россией, в том числе по линии оборонных ведомств.

Примером такого сотрудничества служит наша совместная рабо­та с аргентинскими коллегами по поиску пропавшей подводной лодки.

Подходы к обеспечению безопасности всегда имеют региональную окраску и должны быть учтены при формировании глобального вѝдения проблемы.

Признательны нашим друзьям из Южной Америки за участие в форуме.

Традиционно в программу конференции включены вопросы безо­пасности в Азиатском регионе, который сегодня является локомотивом мирового экономического развития.

За последние годы сотрудничество военных ведомств России и стран Азии существенно активизировалось. В этом плане показательны наши стратегические отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой.

Новое развитие получает взаимодействие с Брунеем, Камбоджей, Малайзией, Индонезией, Филиппинами – причем как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах по линии АСЕАН.

Партнерство востребовано еще и потому, что в Азии сохраняются вызовы в сфере безопасности, которые требуют совместных действий.

В первую очередь это кризис вокруг Корейского полуострова, в который вовлекается все больше государств, стремящихся закрепить свое влияние в регионе.

Полагаем, что военного решения корейской проблемы нет.

Давление и угрозы не являются действенными средствами урегулирования кризиса.

Более того, постоянное нагнетение ситуации и демонстрация военной силы могут привести к инцидентам и даже вооруженному конфликту, последствия которого
затронут весь регион.

Продолжает ухудшаться ситуация в Афганистане.

Более чем пятнадцатилетнее присутствие в этой стране контингентов США и НАТО так и не привело к нормализации обстановки.

По сути, США стремятся на любых условиях закрепиться в Цент­ральной Азии, чтобы иметь возможность проецировать силовое влияние на сопредельные с Афганистаном страны.

Это не отвечает интересам региональных государств и служит глобальным фактором дестабилизации.

Сохраняется угроза безопасности для государств – союзников России по ОДКБ.

Афганистан может стать новым прибежищем не только для боевиков ИГИЛ, но и для других террористических организаций, откуда они будут перемещаться по всему Евразийскому континенту.

Сегодня в Афганистане насчитывается около четырех с половиной тысяч игиловцев, и их число постоянно растет.

Афганский конфликт нельзя завершить на поле боя. Для его решения необходимы новые, нестандартные подходы. Следует задействовать потенциал всех региональных стран и между­народных организаций, включая ОДКБ и ШОС. При этом совместные усилия должны быть сосредоточены на создании правового
государства и соответствующих институтов власти.

Еще одно важное условие стабильности – невмешательство во внутренние дела государств, противодействие политике цветных революций, гибридных войн и так называемой мягкой силы.

Дестабилизация внутриполитической обстановки под видом демократизации ведет не к процветанию народов, а к созданию новых конфликтных зон, «заповедников» для террористов всех мастей.

В марте в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин подробно остановился на нынешнем плачевном состоянии европейской безопасности. Основными причинами этого стали:

наращивание воинских контингентов НАТО вблизи российских границ;

изменение доктрины США по применению ядерного оружия;

выход Вашингтона из Договора по ПРО;

развертывание элементов глобальной системы противоракетной обороны, в том числе за пределами национальной территории США – на Европейском континенте и в Азии.

Сегодня ни у кого нет сомнений, что американская ПРО – это серьезный дестабилизирующий фактор, стимул для гонки вооружений, грубое нарушение международных обязательств, в том числе Договора о ликвидации ракет среднего и
малого радиуса действия.

Также вызывает озабоченность безостановочное усиление группировки американских войск в Восточной Европе. Складывается парадоксальная ситуация. НАТО стремится нарастить и модернизировать военную инфраструктуру у российских границ. При этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности.

То есть сами себя запугивают несуществующей российской угрозой, а затем планомерно увеличивают военный потенциал.

Сегодня в Прибалтике и Польше уже размещен десятитысячный контингент, имеющий все виды наступательных вооружений.

Активизируется деятельность флотов США и других стран НАТО в Черном и Балтийском морях.

Количество учений и тренировок Североатлантического альянса существенно выросло. При этом они носят явно антироссийскую направленность.

Повысилась интенсивность полетов натовской авиации вдоль российских границ. Начиная с января истребители ВКС России поднимались на перехват более 25-ти раз.

В итоге резко возросла опасность провокаций и военных инцидентов.

В этих условиях Минобороны России неоднократно предлагало НАТО начать диалог.

Однако в Брюсселе к уважительному разговору не готовы.

В свою очередь мы не собираемся стучаться в закрытую дверь, но и оставлять без внимания попытки силового давления на нас не намерены.

Боевой потенциал наших Вооруженных Сил будет поддерживаться на уровне, гарантированно обеспечивающем военную безо­пасность России и ее союзников.

Вызовы и угрозы в сфере безопасности меняются. Это требует их постоянного анализа и поиска совместных решений.

Сейчас как никогда важно вместе думать над тем, какая структура международной стабильности способна обеспечить устойчивое развитие цивилизации.

Российская сторона уверена, что основу системы глобальной безопасности не могут составлять претензии на исключительность, неуважение к интересам других государств, пренебрежение нормами международного права.

Краеугольным камнем такой системы должен быть принцип неделимости безопасности. То есть безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счет безопасности другого.

 

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4-5 апреля 2018 года в московской гостинице «Radisson Royal» (историческое название – «Украина») прошла VII Московская конференция по международной безопасности. Мероприятие посетили делегации из 95 государств, 30 министров обороны, 15 начальников генеральных штабов и заместителей министров обороны стран мира.

Московская конференция по международной безопасности (Moscow Conference on International Security, MCIS) – ежегодное мероприятие, которое проводится Министерством обороны Российской Федерации. Цели форума – укрепление взаимодействия военных ведомств разных стран, поиск совместных путей противодействия новым вызовам и угрозам.

Это мероприятие проходит с участием министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу, на конференцию приглашаются министры обороны или их заместители из государств ОДКБ, ШОС, НАТО, стран Ближнего Востока, Европы и Азии, руководители международных организаций, а также представители академических кругов и неправительственных экспертов. Президент РФ Владимир Путин обычно направляет участникам конференции приветственное послание.

Впервые международная конференция Минобороны РФ была проведена 3-4 мая 2012 года. Темой ее стал «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности». На форум были приглашены около 200 ведущих политиков, военных специалистов и экспертов из 50 стран (итоговое число участников не публиковалось). Среди делегатов были, в частности, помощник министра обороны США Мадлен Кридон и дуайен военно-дипломатического корпуса в Москве – военный атташе Финляндии Пенти Форсстрем. Обсуждалась проблематика противоракетной обороны (ПРО), были оценены угрозы распространения ракетных технологий, определены направления сотрудничества в данной сфере. 4 мая делегаты посетили расположение дивизии ПРО в подмосковном Софрине.

23-24 мая 2013 года мероприятие прошло как Московская конференция по европейской безопасности. В рамках форума обсуждались различные аспекты данной темы, включая проблемы ПРО, контроля над обычными вооружениями в Европе, взаимодействия России и НАТО. В ходе пленарного заседания выступили руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД РФ Сергей Лавров, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занниер, руководители оборонных ведомств европейских государств и высокопоставленные сотрудники международных организаций. Министерство обороны США на конференции представляла заместитель помощника министра обороны по делам России, Украины и Евразии Эвелин Фаркас. На форуме были также представлены все страны НАТО.

В 2014 году мероприятие получило свое современное название. Прошедшая 23-24 мая конференция была посвящена вопросам укрепления глобальной безопасности и путям решения региональных кризисов с акцентом на ситуацию на Ближнем Востоке, на севере Африки, вокруг Афганистана. Особое внимание было уделено анализу феномена «цветных» революций. В заседаниях форума приняли участие свыше 300 делегатов из более чем 40 стран. Около ста иностранных участников в сопровождении заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова посетили 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию в подмосковном Алабине. В своем послании участникам форума генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал конференцию в Москве «полезным форумом для обмена мнениями о текущих и возникающих кризисах».

Тема четвертой конференции (16-17 апреля 2015 года) была сформулирована как «Глобальная безопасность: вызовы и перспективы». Более 400 делегатов из 70 стран обсудили угрозы международного терроризма и возможности военно-политических инструментов, международного военного сотрудничества по обеспечению региональной и глобальной стабильности. Большинство стран НАТО были представлены на уровне военных атташе. Вместе с тем в форуме принял участие Панос Камменос – министр обороны Греции, входящей в Североатлантический альянс.

Пятая конференция прошла 27-28 апреля 2016 года, главная тема – борьба с терроризмом. Обсуждались такие вопросы как безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы войны и мира в Европе, глобальное военное сотрудничество. Отдельное внимание было уделено ситуации на Ближнем Востоке, роли вооруженных сил в противодействии «цветным» революциям, обеспечении безопасности в Центральной Азии. Мероприятие посетили около 700 делегатов из 83 стран, в т. ч. 52 официальных делегации министерств обороны иностранных государств и руководители оборонных ведомств 19 стран.

В шестой раз конференция состоялась 26-27 апреля 2017 года, она была посвящена наиболее острым проблемам глобальной и региональной безопасности – вопросам борьбы с международным терроризмом, проблемам безопасности в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, роли ведомств в укреплении безопасности в различных регионах мира. Также были затронуты вопросы борьбы с радикализмом на Ближнем Востоке, безопасности информационного пространства, проблематика противоракетной обороны и др. темы. Форум посетили более 800 гостей 86 стран, в том числе 56 официальных военных делегаций, 22 делегации возглавляли руководители военных ведомств.