Эксперт назвал стрельбу из танков по Белому дому в 1993-м отличной картинкой для антироссийской пропаганды

7.10.2020/Москва/Телецентр В беседе с Информационным агентством «ТелецентрЪ» руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов рассказал о кровавых событиях октября 1993 года в Москве.

— В октябрьских событиях 1993 года в Москве какое было вооружение, какая техника применялась?

— Прежде всего, мы будем говорить о вооружении, которое являлось базовыми для личного состава представителей министерства внутренних дел. Это милиция, это особый отряд милиции особого назначения, дивизия Дзержинского. И вооружение военнослужащих Кантемировской дивизии, Таманской дивизии, вообще воинских частей, которые дислоцируются в Подмосковье, которые волей руководителей страны были втянуты в этот конфликт. Боевая техника – это БТР-80 и танки Т-80.

— Чем было обусловлено применение танков и БТР? Можем ли мы говорить о том, что наблюдалось психологическое давление с двух сторон? Пытались ли друг друга запугать?

— Было именно психологическое давление на защитников Белого дома и вообще на ту часть общества, которая политически поддержала Хасбулатова и Рудского, выступила против команды Ельцина и против курса, который в течение двух лет проводил до этого Ельцин. Он принял решение утяжелить свои слова некими дополнительными аргументами. Учитывая, что в его подчинении были регулярная армия, милиция, в том числе отряды милиции особого назначения, отряды спецназа «Альфа» и «Вымпел». Всё это подчинялось федеральному центру. А военные, которые были втянуты в этот конфликт, были посланы по приказу министра обороны, были перемещены в столицу для усиления правопорядка.

Вопрос в другом – можно было обойтись без бронетехники, без применения такой огневой мощи, которая есть у танков. Потому что все-таки использовать боевые танки класса Т-80 в центре Москвы — негуманно, политически неверно. Это говорит о некоем расстройстве психологическом руководителей той эпохи, а вовсе не о грамотности принимаемых ими решений. Что, собственно, история и показала: то количество раненых и погибших 3-4 октября – это были абсолютно неоправданные жертвы. Стрельба из танков по Белому дому была абсолютно неоправданным решением. Всё это было красивой картинкой для BBC, для CNN, которые транслировали события на все страны мира. Практически все наши телеканалы молчали, зато западные работали по полной схеме. И весь мир увидел горящее здание Верховного совета, Белого дома на Краснопресненской, все увидели черные окна, горящие этажи. И всем стало ясно, что в России наступил политический коллапс, из которого, возможно, она никогда уже не выйдет.

Это был успех антироссийской пропаганды, потому что западные СМИ работали в этом направлении упорно, по целевому признаку. Они конкретно работали на эту картинку, на расстрел людей в Останкине, на расстрел танками Белого дома. Все эти события очень хорошо легли в канву информационного вещания мировых телеканалов. А наши СМИ остались в стороне, было попустительство общественности, которая никак не вмешалась. Ельцин допустил это кровавое преступление, расстреляв людей что у Белого дома, что в Останкине. Это политическое преступление до сих пор не раскрыто, и виновные не наказаны.

— Зачем Западу была нужна такая картинка событий, происходящих в России?

— Западу нужно было поддержать Ельцина. Ельцин – это ставленник западных политических сил, вообще коллективного Запада. Его кандидатура была полностью поддержана еще в 1991 году. Запад полностью поддержал все решения Ельцина в Беловежской пуще, как мы помним. В том числе и передачу Крыма Украине, и массу других мин замедленного действия, которые сейчас до сих пор отражаются локальными конфликтами вдоль границ РФ. Мы всё все равно считаем постсоветское пространство зоной своих политических интересов, в том числе и социальных интересов. Поэтому все эти удары до сих пор бьют и по имиджу нашей страны, и конкретно по бывшим гражданам СССР.

— А зачем было важно напугать защитников Белого дома?

— Просто всем хотелось конфликт разрешить как можно быстрее. Уже 3 октября стало понятно защитникам Белого дома, что они проиграли, политический переворот не удался. Ведь хватало тех, кто поддерживал Ельцина, и тысячи горожан выходили в поддержку действующего курса.

Но была и другая составляющая. Дело в том, что два лидера, которые возглавляли этот протест, Хасбулатов и Рудской, сами по себе были фигуры весьма маргинальные и в политику попали случайно. Это была довольно неадекватная тусовка руководителей, вот реально тусовка, другим словом их не назовешь. Бывшие собутыльники, которые сошлись на поле, так сказать, политической брани и решили бросить в котел своих подчиненных, государственных служащих, которые обязаны были выполнять их преступные приказы. То есть бросили в этот плавильный котел гражданского переворота.

В итоге, как мы знаем, Ельцин остался у власти, Рудской с Хасбулатовым, посидев несколько месяцев в заключении, вышли на свободу. Все они нашли себя в этой жизни. Но никто не вернет ни жизни погибшим, ни здоровья инвалидам тех событий. И никто не ответил за те преступления до сих пор. Возвращусь к запугиванию. Всем хотелось переворот завершить как можно скорее. CNN, BBC как рупоры информационного вещания коллективного Запада в связке со своим центром принятия решений также подталкивали господина Ельцина и его окружение к решительным шагам по наведению порядка. Можно было сесть за стол переговоров. А можно расчехлить оружие и начать стрелять по людям. Был избран второй вариант, наименее дипломатичный, наиболее быстрый и простой, наиболее кровавый. Возможно, элитам того времени хотелось показать обществу, мол, мы такие решительные, мы без страха применим оружие. Но применялось оружие не по террористам, не по каким-то интервентам, а по москвичам, жителям Подмосковья. Многие приехали защищать Белый дом из регионов. Многие кстати были без паспортов, без документов, в то время бежали на попутках, на маршрутках, на электричках. Поэтому очень много трупов так и не были опознаны. Кто они такие? Народ стягивался со всей России, увидев по телевизору, что происходит в Москве. Многие особо считали себя частью патриотического сообщества, приехали в Москву и пошли в окружение здания Верховного совета.

Танки вошли в город 3 октября, а 4 октября они стреляли по Белому дому – это уже была картинка для Запада. Ельцин решительными действиями наводит порядок в новой демократической России, так это подавалось.