«Тор-М2» или ЗРПК «Панцирь-С1»?

28.06.2018/Москва/Государственные вести В свете участия российских специалистов в области ПРО в военной операции России в Сирии в СМИ появляются многочисленные публикации, освещающие возможности отечественных комплексов ПВО малой дальности — «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1».

Следует отметить, что ЗРК типа «Тор-М2» и ЗРПК «Панцирь-С1» являются разнотипными комплексами, не конкурирующими между собой, а взаимно дополняющими друг друга перспективными средствами ПВО, и потому должны использоваться в своих нишах и по своему предназначению.

ЗРК «Тор-М2», разработанный ижевскими оружейниками и производимый на ижевском АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей») -это, прежде всего, многоканальное средство ПВО малой дальности для отражения массированных ударов средств воздушного нападения и ударов высокоточного оружия в полете непосредственно над полем боя, а также при прикрытии важных объектов.

ЗРПК типа «Панцирь-С1», созданный в Туле, должен интерпретироваться как многоканальное средство ПВО малой дальности прикрытия объектов инфраструктуры и средств ПВО ВКС (ЗРС типа С-400, радиолокационных узлов, командных пунктов и т.п. ) от ударов средств воздушного нападения, а также как средство их обороны от ударов наземного противника.

Немного об истории обоих боевых машин.

Первый прототип ЗРК 9К330 «Тор» был построен в 1983 году, а в 1986 году был принят на вооружение. Тогда этот комплекс смог продемонстрировать максимальную дальность поражения цели до 12 км и максимальную высоту до 6 км. «Тор» получил возможность обстрела целей, летящих на высотах от 10 м и до 6 км, и уничтожения аэродинамических целей, движущихся со скоростью до 300 м/с. Причем, на дальностях до 5 км и высотах до 4 км уничтожались цели, летящие со скоростью до 700 м/с.

Сразу после принятия комплекса на вооружение началась разработка его модернизированного варианта 9К331 «Тор-М1» (БМ 9А331). Конструкторам из Ижевска была поставлена задача — повысить боевые и эксплуатационные характеристики комплекса путем использования новых систем и компонентов. Важнейшей инновацией комплекса «Тор-М1» стал зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 массой 936 кг, который представлял собой контейнер с четырьмя зенитными управляемыми ракетами в ячейках.

В 1991 году ЗРК «Тор-М1» был принят на вооружение с одновременным началом серийного производства..

Для ЗРК «Тор-М1» была разработана и новая ракета 9М331. Эти ЗУР отличались от предыдущей ракеты комплекса 9М330 характеристиками боевой части: ракета имела осколочно-фугасную БЧ с повышенными поражающими характеристиками. При этом, по остальным агрегатам ракета была унифицирована и могла использоваться как новыми ЗРК «Тор-М1», так и предыдущим комплексом «Тор»; также обеспечивалась совместимость ракет с корабельным ЗРК «Кинжал». «Тор-М1» с точки зрения боевых качеств получил два основных отличия от базового «Тора»: возможность одновременного обстрела двух целей, в том числе двумя ракетами каждой, и сокращении времени реакции до 7,4 секунд.

Однако конструкторы комплекса не стояли на месте. Были поставлены новые задачи: примерно в 2 раза увеличить огневую производительность ЗРК, уменьшить время реакции, увеличить боезапас ракет до уровня 4-6 ЗУР на один целевой канал. Однако эти требования могли быть выполнены при размещении ЗРК на одной транспортной единице.

Уже с 2009 года Ижевский завод «Купол» серийно производит комплекс «Тор-М2У(Э)».

ЗРК «Тор-М2У(Э)» предназначен для противовоздушной обороны войск, важнейших военных и государственных объектов от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых ракет (УР), планирующих и управляемых авиабомб, а также БПЛА.

ЗРК «Тор-М2У» приобрел улучшенные боевые характеристики. Новый комплекс способен поражать цели до 15 км (для ЗУР 9М331Д), высота поражения целей увеличились до 10 км. Средства ВТО уничтожаются в полете на дальности до 7 км и на высотах до 6 км.

Автоматика комплекса осуществляет обработку до 144 целей и расчет до 10 трасс целей с их выстраиванием в приоритетный ряд; ЗРК обеспечивает захват и автосопровождение до 4 целей одновременно с последующим автоматическим захватом и автосопровождением до 4 ракет при стрельбе. С 2015 года комплекс способен поражать цели при движении машины со скоростью до 40 км/час.

Боевые характеристики ряда ЗРК типа «Тор-М2» до настоящего времени не реализованы ни в одном другом ЗРК малой дальности в мире.

В настоящее время ЗРК типа «Тор-М2» размещается на специализированном колесном и гусеничном шасси, на шасси плавающего двухзвенного гусеничного тягача («Витязь» ДТ-30ПМ) арктического исполнения; а также в виде автономного боевого модуля (АБМ) в едином специальном корпусе без шасси.

В последнему все больше проявляют интерес иностранные заказчики. Отметим, что боевые средства ЗРК «Тор-М2КМ» в виде боевого модуля сосредоточены в едином корпусе, в котором размещается все штатное оборудование и ракеты. Как средство ПВО малой дальности такой модуль функционально самодостаточен, полностью автономен, и дает возможность эффективно решать нестандартные задачи, такие, например, как ПВО крупных международных политических и спортивных мероприятий от действий террористов.

Всем разработчикам любых систем вооружений, в том числе зенитных, присущ определенный консерватизм.

Это и хорошо и плохо для систем вооружений. С одной стороны соблюдается преемственность и поступательность в развитии, с другой стороны сдерживается будущее видение и перспективные направления развития систем вооружения.

Так, в ЗРК типа «Тор» просматриваются конструкторские решения, заложенные еще в первых образцах классических ЗРК войсковой ПВО «Оса» и ЗРК «Круг».

Аналогично, если рассматривать этапы развития  ЗРПК «Панцирь-С1», то обнаруживается связь заложенных в нем конструкторских решений с ЗПРК типа «Тунгуска» с примесью оружейного направления ПТРК+ЗА (зенитная артиллерия), приспособленных  для решения задач ПВО.

Главными достоинствами ЗРПК «Панцирь-С1» являются наличие автоматического режима функционирования и многовариантность его реализации, в том числе при работе в составе подразделения. Однако, эксперты Российской академии ракетных и артиллерийских наук считают, что по настоящее время разработчиком не устранены следующие основные проблемы и недостатки комплекса.

Так, результаты стрельбовых испытаний показали низкую возможность «Панциря» по обстрелу маневрирующих целей, летящих с курсовым параметром ± 2-3 км. В свою очередь, ЗРК типа «Тор» способен обстреливать маневрирующие скоростные цели во всей зоне поражения с курсовым параметром до ± 8 км. У «Панциря» не подтверждена возможность стрельбы по целям, летящим со скоростями более 400 м/с, хотя в его ТТХ устанавливается скорость, равная 1000 м/с.

Максимальная дальность стрельбы ЗРПК «Панцирь-С1» в 20 км обеспечивается по воздушным целям, летящим со скоростью не более 80 м/с. При этом, «Тор» способен поражать цели на дальности 12 км (15 км для ЗУР 9М331Д) с нормальными перегрузками.

Ракета ЗРПК «Панцирь-С1» также не лишена ряда существенных недостатков: например, отсутствие двигателя в маршевой ступени ракеты, что ведет к появлению нелинейностей в контуре управления ракеты, которые увеличивают ошибки ее наведения на активно маневрирующую цель. Также, в отличии от ракет комплекса «Тор», в ракете ЗРПК «Панцирь-С1» отсутствует автопилот и система стабилизации, а при пуске у нее отделяется стартовый двигатель и дальнейший ее полет продолжается по инерции.

Главное преимущество ЗУР ЗРПК «Панцирь-С1» – относительно невысокая стоимость и простота исполнения.

Однако, в ЗРПК «Панцирь-С1» используется импортная элементная база, а также комплектующие агрегаты зарубежного европейского (Бельгия, Италия, Франция) производства.

В свою очередь, комплексы типа «Тор» стоят дороже, но в них обеспечена возможность точного радиокомандного наведения и поражения активно маневрирующих целей и элементов ВТО. Кроме того, в ЗРК типа «Тор» используется только отечественная элементная база.

Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа