ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ – ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ

Необходимо правильное и точное употребление понятийного аппарата обеспечения безопасности государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы

В данном материале обобщены из различных источников основные понятия и специальные термины, определены дополнительные понятия и термины для единого подхода к пониманию вопроса обеспечения безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы в настоящее время, в объективно существующих условиях обстановки.

 

Игорь ЧУРКИН,

генерал-майор, заместитель начальника Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, кандидат военных наук

 

Для решения любой проблемы необходима, прежде всего, глубоко проработанная, научно обоснованная понятийная база. Это требование касается не только научных разработок, но и нормативно-правовых документов, которые должны содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к любой проблеме.

Состояние понятийного аппарата в предметной области обеспечения безопасности государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы можно оценить, как сформировавшееся не в полной мере. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что специалисты сосредотачивали свое внимание на отдельных элементах системы обеспечения безопасности государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы и, следовательно, вводили специальную терминологию, не придерживаясь единого подхода. С другой стороны, теория национальной безопасности государства, составной частью которой является теория обеспечения военной безопасности государства и безопасности государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы находится только на этапе становления, поэтому отсутствует необходимая для создания единой терминологии методологическая база.

В научной и нормативно-правовой литературе можно обнаружить различные формулировки и различное использование и толкование даже самых основополагающих понятий – «безопасность», «национальная безопасность», «военная безопасность» и т. д.

Толковый словарь Владимира Даля дает определение: «безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность». В академическом Словаре современного русского языка это понятие трактуется: «отсутствие опасности, сохранность».

Однако применительно к термину «национальная безопасность» толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. В реальной жизни спектр опасности значительно шире. Поэтому категория «безопасность» относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Таким образом, теория национальной безопасности – междисциплинарное направление фундаментальной науки, которое изучает состояние защищенности национальных интересов человека, общества и государства от различных опасностей и угроз.

Термин «национальная безопасность» появился в политологии после Второй мировой войны. В 1947 году в США был принят закон «О национальной безопасности», хотя впервые это понятие употребил президент США Т. Рузвельт в своем послании конгрессу США в 1904 году. Продолжением исследования стали методологические разработки американского политолога Г. Моргентау, в которых национальная безопасность понимается как безопасность граждан, общества и государства.

В Российской Федерации правовым актом, давшим основу теоретической и практической деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности, стал Закон от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности». Были введены такие понятия: «безопасность личности», «безопасность общества» и заложена триада «личность – общество – государство».

В Конституции Российской Федерации указываются следующие виды безопасности: безопасность государства (государственная безопасность), оборона и безопасность, общественная безопасность, безопасность граждан (людей), экологическая безопасность, безопасность труда.

Понятие «национальная безопасность» впервые было использовано в Федеральном законе от 20.02.1995 № 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

В 2009-2015 годах основополагающим документом в этой области являлась «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которую сменила новая редакция «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятая Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

В Законе Российской Федерации «О безопасности» (1992 года, утратил силу), «безопасность» определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В Законе Российской Федерации «О безопасности» в редакции 2010 года (от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ) трактовка понятия «безопасность» отсутствует.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» были даны основные понятия теории национальной безопасности.

Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – совокупность сил и средств, обеспечивающих национальную безопасность посредством сосредоточения основных усилий на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная или правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

В теории национальной безопасности активно используются следующие понятия:

Опасность – наличие и действие сил (факторов), которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо конкретной системе и которые способны нанести ущерб данной системе, временно вывести ее из строя или полностью уничтожить.

Стабильность – динамичное состояние, которое при изменении внешних и внутренних воздействий позволяет системе сохранять свои основные качественные и количественные параметры в установленных пороговых пределах.

Ущерб – негативное изменение ценностей субъекта, то есть изменение, которое отрицательно, негативно влияет на его жизнедеятельность, и потому нежелательно.

Риск – сочетание вероятности и последствия наступления неблагоприятных событий.

Защищенность – обеспеченность средствами поддержания необходимого уровня и (или) качества защиты жизненно важных средств, субъектов от снижения пользы и (или) увеличения вреда.

Таким образом, существенной составной частью национальной безопасности России является ее военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».

В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят Вооруженные силы, а одним из координирующих органов является личный состав Национального центра управления обороной Российской Федерации.

Термин «безопасность государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы» является дроблением вида безопасности «военная безопасность государства» по признаку сферы вооруженной борьбы.

Необходимость в таком дроблении обусловлена, с одной стороны, специфическими особенностями проявления угроз жизненно важным интересам государства в той или иной сфере, с другой – необходимостью декомпозиции системы обеспечения военной безопасности государства на основные структурные составляющие с целью определения их облика и способов применения. Данный термин связан с возрастанием важности воздушно-космического пространства для обеспечения военной безопасности государства.

Исходя из этого, под «безопасностью государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы» следует понимать защищенность жизненно важных интересов государства от различных угроз, действующих из естественной физической среды (глобального воздушно-космического пространства).

Ключевым понятием в данном определении является воздушно-космическая сфера вооруженной борьбы. Зачастую можно встретить подход, в соответствии с которым воздушно-космическая сфера вооруженной борьбы отождествляется с воздушно-космическим пространством.

То есть под сферой вооруженной борьбы понимается физическая сфера или среда, в которой эта борьба ведется. При этом существуют различные подходы, обусловленные стремлением обосновать рациональность той или иной организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, к делению сил и средств по применению в различных сферах. Название среды (пространства) целесообразно давать различным средствам борьбы по той среде (пространству), в которой находятся объекты их борьбы, за захват, поражение или защиту которых она и ведется.

С развитием науки и техники появляется все больше видов оружия, которое не только использует разные физические среды для перемещения, но и ведет борьбу с объектами не в одной, а в разных физических средах.

Признавая в целом возможность употребления термина «сфера вооруженной борьбы» в смысле физической среды, необходимо отметить все же ограниченность такого подхода и отсутствие необходимости в использовании для описания одного понятия разных терминов.

В определении понятия «военная безопасность государства» и, как следствие, в определении понятия «безопасность государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы» под сферой следует понимать сферу деятельности, к которой должны относиться все объекты материального и мыслительного мира, охваченные данной деятельностью, и между которыми в ее ходе устанавливаются определенные связи.

То есть к сфере вооруженной борьбы необходимо относить не только и не столько физическую среду, сколько применяемые в ней силы и средства, необходимую им инфраструктуру, взгляды на их применение и развитие, а также собственно формы и способы их применения. При этом к силам и средствам данной сферы вооруженной борьбы должны относиться не только те силы и средства, объекты воздействия, которых находятся в данной среде, но и сами объекты их борьбы, поскольку развитие и применение последних обусловлено первыми, как, впрочем, и наоборот.

Например, средства воздушно-космического нападения (СВКН) являются объектами борьбы для воздушно-космической обороны (ВКО), силы и средства которой, в том числе, являются объектами борьбы для первых. Непринятие во внимание каких-либо из взаимосвязанных элементов может привести к оторванному рассмотрению остальных в данной сфере деятельности и, следовательно, к их несбалансированному развитию и применению.

Раздельное рассмотрение сил и средств, решающих разные задачи, становится возможным лишь на следующем уровне декомпозиции системы обеспечения военной безопасности государства, внутри сферы вооруженной борьбы с обязательным учетом разорванных для такого рассмотрения взаимосвязей.

Таким образом, под воздушно-космической сферой вооруженной борьбы (в дальнейшем для краткости – воздушно-космической сферой) следует понимать силы и средства воздушно-космического нападения (СВКН) и воздушно-космической обороны (ВКО), их инфраструктуру, формы и способы их боевого применения, взгляды на применение и развитие этих сил и средств, другие силы и средства (которые могут быть использованы в воздушно-космическом пространстве в военных и террористических целях), а также воздушно-космическое пространство, определяющее специфику применения всех этих сил и средств.

Вместо расплывчатых интересов государства в естественной физической среде – глобальное воздушно-космическое пространство, появляются вполне конкретные жизненно важные интересы государства в определенной сфере деятельности.

С другой стороны, оно позволяет очертить рамки поиска путей решения проблемы обеспечения безопасности государства в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы, поскольку указывает перечень «параметров управления», выбирая рациональное сочетание которых можно обеспечить решение данной проблемы.

Используемые в данном определении понятия «силы и средства воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны» являются устоявшимися и интуитивно понятными. Однако в определениях, даваемых им в различных источниках, можно встретить отсутствие четкого классификационного признака, позволяющего разделить в частности средства ВКН и ВКО.

Для однозначного толкования этих терминов в качестве классификационного признака целесообразно использовать разделение средств по основному назначению на ударные и оборонительные. Тогда к средствам ВКН следует отнести ударные и обеспечивающие удары средства, использующие специфику воздушно-космического пространства, а к средствам ВКО – средства (как летательные, так и любые другие), специально предназначенные для воздействия или обеспечения воздействия на средства, находящиеся в глобальном воздушно-космическом пространстве.

Неоднократно предпринимались попытки заменить термин «силы и средства ВКН и ВКО» на новый термин аналогичного содержания – «воздушно-космический компонент вооруженных сил», под которым понимается «совокупность сил и средств вооруженной борьбы, функционально предназначенных для действий в воздушно-космическом пространстве».

С учетом уточненного понятия «средства ВКН и ВКО» становится возможным уточнить понятие «воздушно-космический противник», использование которого необходимо для дальнейшего исследования.

Воздушно-космический противник – это силы и средства воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны зарубежного государства (коалиции государств), действующие с агрессивными целями.

Воздушно-космическое нападение – это преднамеренные действия воздушно-космического противника.

Тесно связанным с понятием «воздушно-космическое нападение» является понятие «воздушно-космической обороны». Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации дает следующее определение.

Воздушно-космическая оборона – это комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевое применения войск (сил), способных вести борьбу с средствами воздушно-космического нападения (СВКН) противника, по единому замыслу и плану, под единым управлением в интересах предупреждения государственного и военного руководства, войск (сил) о воздушно-космическом нападении противника, снижения потерь и ущерба населению, экономическим и другим объектам, группировкам ВС от ударов с воздуха, из космоса и через космос.

В глобальном воздушно-космическом пространстве возможны крупные военно-космические и стратегические воздушные операции с участием военно-космических и ракетно-авиационных сил ведущих государств мира.

В последние годы успешные разработки гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) и воздушно-космических самолетов привели к заполнению того слоя околоземного пространства (40–100 км), в котором аэродинамические аппараты уже не могут летать, а космические аппараты еще не могут иметь устойчивой орбиты. Таким образом, физические среды воздушная и космос соединились в единое воздушно-космическое пространство.

Как в природе, так и в обществе есть факты, события, процессы и явления, которые назревают, зарождаются, существуют и прекращаются независимо от того, что мы о них думаем. Человек может создать предпосылки и даже быть причиной возникновения явления. Он может повлиять на него, создав другие условия и предпосылки. Но своим отношением к реальности ее саму нельзя отменить. Игнорируя или отрицая, невозможно помешать тому, что объективно случилось.

Примерно такая обстановка неприятия формируется в отношении научной категории «воздушно-космический театр военных действий» (ВК ТВД).

Первыми научными категориями в этой области стали «театр войны» (ТВ) и «театр военных действий» (ТВД). Предложили их практически одновременно Антуан Анри Жомини в труде «Очерки военного искусства» и Карл Клаузевиц в двухтомнике «О войне». Согласно их теории «ТВ охватывает все страны, в которых две воюющие державы могут друг на друга нападать, действуя или со своей территории, или же с территории своих союзников и второстепенных государств, вовлеченных ими в вихрь войны».

А под ТВД понималась часть территории ТВ, в пределах которой проходило генеральное сражение главных сил воюющих сторон, обычно решавшее ход и исход войны в целом. В свою очередь ТВД делился на операционные зоны, в пределах которых часть армии (например, корпус) решала одну частную задачу. Операционная зона включала несколько операционных линий, назначаемых дивизиям.

Таким образом, понятие ТВД не просто носило географический смысл, а имело военно-стратегическую целесообразность.

Изучение и подготовка ТВД вначале осуществлялись в основном в интересах сухопутных войск, так как они играли решающую роль в войне. С появлением флотов в состав ТВД стали включать акваторию морей.

Когда вооруженная борьба в море вышла на уровень решения самостоятельных стратегических задач, а также пришло понимание, что средства и способы ее ведения существенно отличны от тех, что применяются на суше, театры военных действий стали делить на континентальные (КТВД) и океанские (ОТВД).

Разделение театров военных действий на континентальные и океанские было прекращено в начале ХХI века. Им на смену пришел просто ТВД.

В свое время барон Жомини называл три признака ТВД: охват своей и неприятельской территории, наличие стратегически важных рубежей или объектов (которые следует захватить, уничтожить, удержать или защитить) и физико-географические условия и военная инфраструктура, обеспечивающие развертывание и применение группировок войск стратегического масштаба.

Анализируя по всем обозначенным признакам современную воздушно-космическую сферу вооруженной борьбы можно считать самостоятельным воздушно-космическим театром военных действий.

Военно-политический словарь заместителя председателя правительства Российской Федерации, заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрия Рогозина «Война и мир в терминах и определениях» дает следующее толкование: «ТВД могут быть континентальные, океанские, морские и воздушно-космические. Воздушно-космический ТВД – глобальное воздушно-космическое пространство, в пределах которого возможны крупные военно-космические и стратегические воздушные операции с участием военно-космических и ракетно-авиационных сил ведущих государств мира. Этот театр отличается особыми, свойственными только ему, условиями вооруженной борьбы, широким применением автоматизированных боевых и обеспечивающих военно-космических систем и комплексов, пилотируемых и беспилотных авиационных сил, глобальным размахом и исключительной быстротечностью военных действий, в ходе которых завоевывается господство в космосе и создаются условия для решения военно-космических задач, в том числе, по отражению воздушно-космического нападения противника и нанесению ударов по объектам и вооруженным силам из космоса. Воздушно-космический ТВД расчленяется по сферам действий на околокосмическое воздушное пространство, ближний, средний и дальний космос. С учетом возможного применения сил в его границах выделяют определенные воздушно-космические направления».

Таким образом, для решения проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы целесообразно принять за основу и использовать в дальнейшем основные понятия и специальные термины, предлагаемые в данной статье.

Это существенно облегчит взаимопонимание и единый подход к требованиям, предъявляемым не только научным работам, но и нормативно-правовым документам, которые должны содержать строгие, теоретически обоснованные определения основных терминов и понятий. Только в этом случае могут быть достигнуты взаимопонимание и единый подход к решению проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере вооруженной борьбы.