Обман противника – процесс творческий и обязательный

Идею введения противника в заблуждение необходимо формировать путем группирования отдельных мер обмана противника по выбранным признакам

 

Петр МАРУЩЕНКО, полковник, научный сотрудник НИЛ Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, доцент по кафедре оперативного искусства

Маскировка должна быть основным содержанием военных действий, обусловливающим успех операции (сражения, боя) На основе опыта Великой Отечественной войны, современных войн и вооруженных конфликтов, оперативной и боевой подготовки войск, научных исследований в предлагаемом вниманию читателей журнала «ВКР» материале вскрыты недостатки в организации оперативной маскировки, сформулированы предложения по совершенствованию работы основных должностных лиц управления объединения ВКС на начальных этапах ее организации.

 

Главными тенденциями, обеспечивающими превосходство над современным противником в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий), становится обман на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях и обеспечение скрытности деятельности органов управления и войск (сил) на всех уровнях.

Весь опыт истории вооруженной борьбы свидетельствует о том, что выдающиеся полководцы побеждали потому, что они творчески и умело использовали достижения военного искусства, обеспечивали скрытность от противника новых приемов и средств вооруженной борьбы, обеспечивали введение в заблуждение (обман) противника относительно замыслов своих решений и готовности к действиям.

Военная хитрость, являясь результатом творческой деятельности командующего, на практике реализуется в проведении комплекса мероприятий оперативной маскировки. Без скрытности подготовки боевых действий войск и без введения в заблуждение (обмана) противника не может быть внезапности действий войск и их живучести.

Военная хитрость полководцев русской армии связана прежде всего с именем А. В. Суворова. Свое дальнейшее развитие суворовская «Наука побеждать» получила в боевой практике талантливого русского полководца фельдмаршала М. И. Кутузова.

В 1920-е годы выходят первые уставы и наставления Красной Армии, в которых также находит отражение тема военной хитрости. В ходе Великой Отечественной войны Советская Армия провела большое количество операций, достигших целей стратегической и оперативной маскировки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны тщательно продуманные мероприятия стратегической маскировки позволили советскому Верховному Главнокомандованию обеспечить внезапность контрнаступления под Москвой. Согласно Директиве Ставки ВГК даже членам Государственного Комитета Обороны было запрещено сообщать о начальной подготовке операции.

Как вспоминает Маршал Советского Союза А. М. Василевский: «…Мы с Г. К. Жуковым могли довести до командующих фронтами лишь то, что непосредственно касалось каждого из них, – и ни слова больше».

Свидетельством тому, что неожиданность контрнаступления советских войск для противника была полной, является признание западногерманского военного историка К. Рейнгарда: «То, что немецкое командование было застигнуто врасплох, свидетельствует о хорошо удавшемся русским развертывании своих сил…».

 

Примером достижения стратегической внезапности является битва под Сталинградом. Соблюдение штабами и войсками строгого режима скрытности на протяжении всего периода подготовки операции достигло своей цели. Немецкий генеральный штаб, основываясь на данных разведки, сделал вывод, что на Сталинградском направлении наступательные операции Советской Армии невозможны. А оказалось все наоборот.

Стратегическая внезапность была достигнута также в Курской оборонительной операции, Белорусской операции, Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, Берлинской операции, операции по разгрому Квантунской армии.

Цели оперативной маскировки достигнуты и в Орловской наступательной операции, Киевской оборонительной операции, Новороссийской операции 1943 года, Корсунь-Шевченковской операции, Витебской операции, Бобруйской операции, в действиях 67-й армии при прорыве блокады Ленинграда.

При подготовке и в ходе этих успешных операций командующие и их штабы, другие должностные лица первостепенное значение уделяли вопросам стратегической и оперативной маскировки.

В годы Великой Отечественной войны цели тактической маскировки были достигнуты в сражениях и боях многих дивизий и полков, а также при действиях батальонов, рот, взводов.

Советские воины всех родов войск помимо высокой профессиональной подготовки проявляли гибкость в решениях, инициативу в действиях, выдумку и хитрость в противоборстве с сильным и коварным противником.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны военная хитрость на поле боя была присуща и полководцу, и командиру части или подразделения, и каждому солдату.

В послевоенный период с развитием концепции ведения безъядерной войны и в связи с поступлением в войска новых средств вооруженной борьбы, включая высокоточное оружие, военное командование США, других стран НАТО неоднократно достигало внезапности применения своих сил в войнах и вооружённых конфликтах.

Характерным является опыт арабо-израильских войн, особенно войны 1967 года, в которой внезапность нападения Израиля была в основном достигнута благодаря использованию всех форм и способов военной хитрости.

Особенностью современных условий является возрастание возможностей по введению противника в заблуждение путем проведения заранее разработанных крупномасштабных дезинформационных мероприятий (операций) с использованием различных методов и технических средств, а также отвлекающих демонстративных действий (ДД) войск (сил).

Не следует забывать и о том, что противная сторона, имея высокоэффективные средства разведки, способна существенно затруднить и даже сорвать выполнение замыслов другой стороны.

Новые условия подготовки военных действий требуют уделять больше внимания оперативной маскировке (ОМ), являющейся видом оперативного обеспечения операций (боевых действий), а также повседневной деятельности войск (сил) и военных объектов и перевода их с мирного на военное время и занимающей одно из ведущих мест в системе борьбы с разведками иностранных государств.

Опыт войн и вооруженных конфликтов и учений с войсками (силами), отмечающий тенденцию смещения акцента ОМ с решения задачи обеспечения скрытности на представление противнику обманных действий, убедительно подтверждает обоснованность данного требования.

Из-за недостатка сил и средств решения задач маскировки и низкой эффективности большинства из них мероприятия маскировки порой стали отодвигаться на второй план или вообще не проводиться не только в ходе оперативной и боевой подготовки органов управления и войск (сил), но и при реальном планировании в период заблаговременной подготовки операций (боевых действий).

При рассмотрении организационной проблемы следует назвать увеличение объёма маскировочных мероприятий и значительное сокращение времени, которым располагает командующий, его заместители, штаб, начальники родов войск (сил), отделов и служб для организации ОМ.

К недостаткам в организации ОМ в настоящее время следует отнести управленческую деятельность оперативных штабов и штабов соединений ВКС и выучку войск (сил) в выполнении мероприятий маскировки, не в полной мере отвечающих современным требованиям.

Это заключается, во-первых, в шаблонных подходах в управленческой деятельности, исключающих творческое отношение органов управления к обману противника, во-вторых, в обучении войск (сил) маскировке не как основному содержанию военных действий, обусловливающему успех операции (сражения, боя), а как второстепенным (а порой ненужным, необязательным) мероприятиям «для галочки» или «для проверяющего».

Каковы практические проявления этих недостатков?

Первое. Работой по организации ОМ занимаются не все должностные лица управления объединения ВКС. Зачастую все по организации ОМ отдается группе информационного противоборства и оперативной маскировки (ИПб и ОМ) или офицеру, отвечающему за этот участок работы, при отсутствии в штатах таких групп.

Второе. Должностные лица управления недостаточно обучены правилам оценки обстановки, выработке предложений командующему по идее (мерам) обмана противника и начальнику штаба (НШ) по замыслу ОМ, вопросам своевременной постановки задач по реализации замысла ОМ, разработки комплекса мероприятий ОМ и определения сроков их выполнения, определения необходимых сил и средств решения задач маскировки.

Третье. Порой необоснованно доводятся командирам соединений ВКС элементы замысла ОМ.

Недостатки в организации ОМ закладываются на самой начальной стадии деятельности органов управления – при уяснении задач ОМ, поставленных вышестоящим командиром и штабом, и оценке обстановки в интересах маскировки.

Чтобы этот процесс упорядочить и исключить ошибки, предлагается порядок работы управления объединения ВКС (рис.1), в котором функциональные обязанности должностных лиц будут распределены следующим образом.

Общее руководство и ответственность за организацию ОМ в объединении ВКС должно возлагаться лично на командующего объединением.

На основе уяснения полученной задачи по ОМ командующий в замысле на боевые действия (боевое применение) должен лично определить идею обмана противника или ограничиться отдельными мерами по его обману в интересах повышения живучести и достижения внезапности действий отдельных группировок (элементов группировок) войск, а также цель и задачи ОМ, т. е. основы организации ОМ, состав привлекаемых сил и средств решения задач маскировки и отдать соответствующие указания по организации ОМ начальнику штаба и другим непосредственно подчиненным ему лицам.

Непосредственным организатором должен быть НШ. На основе мер обеспечения скрытности, идеи (мер) по обману противника, других элементов решения НШ:

разрабатывает замысел ОМ;

после утверждения замысла ОМ командующим отдает указания по организации планирования ОМ и постановке задач по маскировке начальнику оперативного отдела (ОО) штаба, заместителям командующего, начальникам родов войск, отделов и служб объединения ВКС;

согласовывает усилия сил и средств ОМ, выделенных от объединений других видов и родов войск ВС РФ;

устанавливает сроки разработки и представления командующему для утверждения Плана ОМ;

определяет форму (порядок) постановки задач по маскировке и лично осуществляет постоянный контроль выполнения поставленных задач.

Дальнейшая работа по организации ОМ, т. е. непосредственное планирование мероприятий ОМ, организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления по вопросам ОМ, контроль готовности и оказание помощи штабам и войскам (силам) должна осуществляться также начальником штаба через оперативный отдел.

Начальник ОО штаба объединения ВКС участвует в организации ОМ через группу ИПб и ОМ, которая предназначена для обеспечения работы командующего и НШ при определении идеи (мер) обмана противника, замысла ОМ, постановки задач исполнителям, планирования, организации выполнения, осуществления контроля ОМ и др.

Рис.1. Порядок работы должностных лиц управления объединения ВКС при уяснении задач оперативной маскировки и оценке обстановки в интересах маскировки

 

Заместители командующего по вооружению и тылу, начальники родов войск (сил), отделов и служб участвуют в организации ОМ в части, их касающейся, через офицеров, входящих в состав группы ИПб и ОМ. Кроме общего плана ОМ мероприятия маскировки подчиненных им войск (сил) должны быть детализированы в их частных планах. Они же должны и контролировать проведение этих мероприятий в маскировке войск (сил).

Опыт войн и вооруженных конфликтов, научные исследования подтвердили, что наиболее рациональный вариант ОМ должен определить в замысле боевых действий (боевого применения) содержание военной хитрости командующего, т. е. меры обеспечения скрытности и идею (меры) по обману противника.

Эти меры необходимо определять путем группирования приемов способа маскировки (скрытия), а также приемов по ПД разведке противника, защиты государственной тайны (ЗГТ), обеспечения безопасности информации (ОБИ) и обеспечения безопасности связи (ОБС) этого варианта ОМ, а сами меры обмана противника – путем группирования приемов имитации, дезинформации и ДД.

Идею обмана противника необходимо формировать путем группирования отдельных мер обмана противника по выбранным признакам. Эта военная хитрость должна составить основу замысла ОМ, на основе которого следует ставить задачи исполнителям мероприятий ОМ (при параллельном методе работы) и осуществлять ее планирование.

В замысле ОМ НШ должен определить:

на каких действиях войск (сил), воздушных (стратегических воздушно-космических) направлениях, районах (зонах), этапах боевых действий (боевого применения) сосредоточить основные усилия ОМ;

какими действиями и приемами достичь цели ОМ при подготовке и в ходе боевых действий (боевого применения), т. е. какие действия, элементы группировок войск (сил) и объекты ВКС, в какое время и в какой последовательности подлежат скрытности; где и в какое время оборудуются ложные объекты ВКС, проводятся ДД и осуществляется дезинформация.

В замысле ОМ должны определяться и основы взаимодействия по вопросам ОМ, основы обеспечения и управления силами и средствами маскировки, а в пояснительной записке (ПЗ) к плану ОМ они (основы) должны быть детализированы.

Исходя из этого, в замысле ОМ должен определяться порядок обмана противника относительно состава, положения, состояния, предназначения, характера действий войск (сил), замысла боевых действий (боевого применения), а также других элементов решения (задач подчиненным войскам (силам); основ взаимодействия; всестороннего обеспечения и управления). Можно с допущениями сказать, что замысел ОМ – это решение на маскировку.

Таким образом, командующий и другие должностные лица управления объединения ВКС, определяя на начальных этапах основы организации ОМ, определяют и ее содержание в период непосредственной подготовки и в ходе боевых действий (боевого применения) объединения ВКС.

Реализация на практике такой военной хитрости обеспечит обман (введение в заблуждение) противника относительно замысла операции (боевых действий) в целом или хотя бы его отдельных элементов, например, направлений (направления), районов (района), объектов сосредоточения основных усилий, оперативного построения и группировок войск (сил).

Проведенные исследования подтвердили еще одно требование к организации ОМ – постановку задач должностным лицам управления объединения ВКС, соединениям ВКС, непосредственно подчиненным командующему частям (КП, УС) и частям специальных войск по маскировке, необходимо проводить в рамках подготовки боевых действий (боевого применения), согласовать с ее этапами по времени, порядку и последовательности.

При параллельном методе работы органов управления объединения ВКС в ходе уяснения задач ОМ группой ИПБ и ОМ по указанию НШ должны разрабатываться предварительные распоряжения по тактической маскировке (ТМ) соединениям ВКС, непосредственно подчиненным командующему частям (КП, УС) и частям специальных войск.

Указания по организации ОМ основным должностным лицам управления объединения ВКС должны отдаваться после утверждения командующим замысла ОМ и объявления им решения на боевые действия (боевое применение).

После утверждения командующим замысла ОМ группой ИПб и ОМ штаба при параллельном методе работы должны разрабатываться распоряжения по ТМ и боевые распоряжения (на демонстративные действия) командирам соединений ВКС, начальникам КП, УС и командирам частей специальных войск, которые доводятся по техническим средствам связи. Детализацию названных документов необходимо осуществить после утверждения командующим Плана ОМ.

Заместители командующего, начальники родов войск (сил) и служб выполнение мероприятий маскировки в подчиненных частях и подразделениях должны организовать согласно выпискам из Плана ОМ.

Командиры соединений ВКС и частей непосредственного подчинения на основе полученных распоряжений по ТМ и боевых распоряжений (на ДД) в своих решениях на боевые действия должны определить меры обеспечения скрытности и идею (меры) обмана противника, адекватные, т. е. соответствующие военной хитрости командующего.

Таким же образом следует руководствоваться и командирам соединений и частей родов войск (сил) и спецвойск ВКС при постановке задач по ТМ подчиненным им соответственно командирам частей и командирам подразделений.

Такой порядок организации ОМ в объединениях и ТМ в соединениях и воинских частях ВКС необходим для реализации основного требования к организации этого вида обеспечения – маскировка должна осуществляться ЦЕНТРАЛИЗОВАННО, ПО ЕДИНОМУ ЗАМЫСЛУ И ПЛАНУ.

Одним из требований к организации оперативной маскировки является обеспечение скрытности управленческой деятельности органов управления, обеспечивающей сохранение в тайне идеи (мер) обмана противника, замысла и комплекса мероприятий ОМ.

Исходя из этого требования, мероприятия по дезинформации и демонстративные действия должны проводиться только по указанию вышестоящего командира и штаба, а мероприятия по имитации – по указанию (с разрешения) вышестоящего штаба.

В целях содержания в тайне мероприятий маскировки предлагается в распоряжениях по ТМ указывать только мероприятия по обеспечению скрытности и имитации, а мероприятия по дезинформации и ДД – в плане оперативной маскировки боевых действий объединения ВКС. Постановка задач подчиненным соединениям и частям по дезинформации должна осуществляться выписками из данного плана, а ДД должны проводиться только согласно боевым распоряжениям.

Так как маскировка нацелена на лишение противника возможности добывать информацию о деятельности штабов, войск (сил) и объектов ВКС, а также преднамеренное представление ложных сведений об этих объектах маскировки, важно спланировать и провести в полном объеме комплекс рациональных мероприятий способов маскировки (скрытие, имитация, дезинформация и демонстративные действия) и мероприятий, способствующих эффективному решению ее задач, т. е. мероприятий по ПД разведке противника, ЗГТ, ОБИ и ОБС.

Для координации мероприятий обеспечения скрытности и обмана противника, проводимых силами и средствами родов войск (сил), разведки, психологической борьбы, РЭБ, морально-психологического обеспечения, ЗГТ, ОБИ, ОБС, инженерного обеспечения, РХБ защиты, а также ФСБ в объединении ВКС целесообразно создать специальный орган (центр). Определение его функций, структуры, штатного состава является задачей отдельного исследования.