ЕС строит военно-космические планы в расчете на раздражение США

23.01.2019/Москва/ФБА «Экономика сегодня» Заявления о возможности создания космических сил в Европе могут преследовать как лоббистские цели — получить из бюджета ЕС средства для предприятий Космического агентства, так и политические — дать понять США, что Евросоюз способен на самостоятельность. Такое мнение озвучил глава Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

В ЕС обсуждается проект создания европейских космических сил, сообщают западные СМИ.

«Несколько государств-членов сейчас рассматривают пути укрепления своей оборонной доктрины за счет космического измерения. Они говорят о космических силах», — цитирует EUobserver еврокомиссара по внутреннему рынку, промышленности и предпринимательству Эльжбетту Бьенковска.

Накануне в Евросоюзе вновь заговорили о необходимости создания общеевропейских вооруженных сил.

«Мы обязуемся развивать общую военную культуру, общую индустрию обороны, общую линию по экспорту вооружения. Таким образом мы хотим внести вклад в образование европейской армии», — сказала германский канцлер Ангела Меркель в ходе подписания договора с Францией в Ахене.

На прошлой неделе США представили обзор политики национальной ПРО. Комментируя доклад, президент Дональд Трамп заявил, что начинает «новую эру» в ПРО, а заместитель главы Пентагона Майкл Гриффин сообщил, что оборонное ведомство пересмотрит возможность размещения систем ракетного перехвата в космосе, будут разработаны системы перехвата межконтинентальных баллистических ракет на всех участках траектории.

Поворот от науки к оборонке

Европейское космическое агентство никогда не спешило браться за военный космос, говорит Александр Михайлов: «Наработки в этой сфере — прерогатива России и США».

Европейцы традиционно занимаются научными исследованиями, научно-прикладной деятельностью, хотя некая оборонная составляющая здесь есть — это спутники наблюдения.

Если Европа решит использовать систему орбитальных спутников для сбора информации оборонного значения, это имеет право на существование, это нормальная практика. Другое дело, если речь идет о разворачивании неких военных спутников на орбите, сказал эксперт.

Лоббистские интересы

«Это очень дорогие технологии и еще более дорогостоящие исследования, ими владеют американцы и мы. К кому обратятся европейцы за технологиями? Если к американцам, то какой тогда смысл ЕС создавать нечто свое — они могут, в конце концов, попытаться договориться с NASA. В любом случае европейцам придется вложить серьезные деньги в этот проект, и не исключено, что в этих намерениях присутствует определенный лоббистский момент — выбить бюджет в Брюсселе, который пойдет Европейскому космическому агентству, точней, компаниям, работающим с ним», — пояснил Михайлов.

Он допустил, что используя планы США по созданию космических сил, наличие таких сил в России, европейские лоббисты, вполне возможно, просто желают получить деньги.

Вслед за европейской армией

Если смотреть с другой стороны, в этих планах просматривается прямая связь с «пока еще жалкими» попытками создания общеевропейской армии, некоего буфера между НАТО и Россией. Вряд ли, сомневается эксперт, с европейскими вооруженными силами у Брюсселя тоже что-то получится — из чего эту армию вычленять, неясно, как финансировать — тоже, и главное, неясно, как договариваться с США.

«Американцы категорически против и европейских вооруженных сил, и тем более космических сил. Они, скорей, скажут: «Покупайте военные спутники, например, за те 2% ваших ВВП, которые мы из НАТО переведем на эти проекты», — предположил Александр Михайлов.

Политический подтекст

Эксперт не исключает и политического подтекста в декларации планов по созданию космических сил.

«Если европейцы захотят взаимодействовать с россиянами в космической сфере, это приведет к разрыву США с европейскими странами-членами НАТО. И здесь можно допустить, что европейцы, анонсируя свои космические планы, пытаются продемонстрировать Соединенным Штатам, что могут в принципе обойтись без них и найти других партнеров», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».