Губернаторов оценят по рождаемости и экономическим показателям

16.11.2017/Москва/Известия Деятельность губернаторов будет оцениваться по-новому: перечень показателей эффективности их работы президент Владимир Путин утвердил своим указом от 14 ноября. Согласно документу, теперь главы регионов будут ежегодно сообщать правительству о достигнутых показателях — например, о продолжительности жизни, росте зарплаты, уровне преступности и даже о том, сколько дней в году было нарушено водоснабжение или подача электричества. Также губернаторам предстоит докладывать, каких значений по ключевым показателям они планируют добиться в следующие три года. Опрошенные «Известиями» эксперты оценивают нововведение положительно, однако напоминают о необходимости учитывать при оценке региональную специфику и объективные диспропорции развития.

Утвердить методики расчета показателей и оценки эффективности губернаторской деятельности поручено кабмину. Отчитываться главы регионов будут до 1 октября каждого года (за предыдущий), а правительству предстоит до 1 ноября информировать президента России об итогах проведенной работы.

В среду указ был опубликован на официальном портале правовой информации. Прилагаемый к документу перечень показателей для оценки эффективности состоит из 24 пунктов. В нем есть ряд демографических критериев — например, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, суммарный коэффициент рождаемости, коэффициент миграционного прироста. Большая часть показателей, так или иначе, связана с экономическими: динамика валового регионального продукта на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, индекс региона в рейтинге состояния инвестиционного климата, а также доля просроченной кредиторской задолженности. При этом акцент сделан на показателях, свидетельствующих о размере доходов граждан и уровне безработицы, а также на развитии малого и среднего бизнеса — в частности, выделяется такой критерий, как отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к общей численности населения.

Самым «объемным» оказался показатель, связанный с качеством услуг ЖКХ: тут губернаторам придется расписывать, сколько дней в регионе наблюдались перебои с водой и светом в пересчете на одного жителя, сколько население тратит на коммуналку по сравнению со стоимостью фиксированной потребительской корзины. Отчитываться Белому дому придется даже о том, какова доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме стока.

Наконец, есть в документе и критерии, связанные с самоощущением россиян, — например, оценка условий для самореализации и оценка удовлетворенности услугами в области здравоохранения и образования.

Указ четко устанавливает, в какие сроки правительство должно утвердить методику расчета этих показателей. Для большинства критериев это будет сделано в два приема — до 1 июля 2018 года и до 1 декабря. А к 1 марта кабмину предстоит представить проект отдельного указа президента об оценке эффективности деятельности глав федеральных органов по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, комментируя нововведения «Известиям», отметил, что аналогичные критерии существовали и ранее, но их было больше.

— 24 показателя лучше сотни. Если у тебя больше трех-четырех приоритетов, то у тебя их нет, — пояснил Михаил Виноградов. — Важно, чтобы показатели отсматривались в динамике, потому что уровень развития разных регионов очень сильно отличается. И важно понимать, что далеко не все показатели социально-экономического развития зависят напрямую от деятельности главы субъекта.

Эксперт также подчеркнул, что некоторые параметры могут на проверку оказаться двойственными.

— Например, такой показатель, как уровень доступности жилья, — отметил он. — Доступное жилье — это хорошо. Но при этом большое предложение дешевого жилья может свидетельствовать о плохом состоянии рынка недвижимости в регионе. А удорожание жилья может говорить о повышенном спросе в связи с хорошими темпами развития. Например, в Москве жилье не самое доступное в стране, но именно потому, что здесь высокий уровень жизни. Какие регионы правы: те, которые набирают кредиты и на эти деньги развивают экономику, или те, которые ничего не делают, но остаются «незакредитованными»?

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев в беседе с «Известиями» отметил, что предлагаемый механизм дает правительству определенные возможности для модерации работы губернаторского корпуса. По мнению эксперта, важно, чтобы эта модерация проходила с учетом региональных особенностей.

— У нас есть регионы-доноры и реципиенты, — сказал он. — Без учета этого механически применять такие критерии невозможно. Кроме того, будет правильным, предъявляя губернаторам перечень для отчетности, заслушать и их самих: может быть, им требуются какие-то дополнительные полномочия для осуществления этой работы? На мой взгляд, необходимо системно решать проблему взаимоотношений глав субъектов с силовыми структурами и градообразующими предприятиями.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил, что новый президентский указ скорее систематизирует ранее принятые формы отчетности, чем вводит принципиально новую систему.

— Минэкономразвития и Минрегионразвития и раньше оценивали текущую экономическую ситуацию в регионах, индикативные показатели всегда были и у Минфина, — рассказал он «Известиям». — Теперь это будет формализовано в форме доклада, что сделает отчет более удобным и для самих губернаторов.

По мнению Дмитрия Орлова, новые показатели могут учитываться при принятии президентом кадровых решений в отношении глав регионов, однако прямая зависимость маловероятна — практика последних лет показывает, что «оргвыводы» могут быть сделаны в любой момент, если в этом есть объективная необходимость.