Главное – подготовка стреляющего звена

О некоторых методических подходах по повышению уровня подготовленности специалистов боевых средств зенитных комплексов ближнего действия

 

Станислав АНДРЕЕВ,

полковник, кандидат технических наук, доцент кафедры № 9 (зенитных комплексов ближнего действия) Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, г. Смоленск

 

Евгений ГОЛОВ,

подполковник, кандидат технических наук, преподаватель кафедры № 9 (зенитных комплексов ближнего действия) Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, г. Смоленск

 

Игорь ФРОЛОВ,

майор, адъюнкт кафедры № 9 (зенитных комплексов ближнего действия) Военной академии войсковой ПВО Вооруженных сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, г. Смоленск

 

Совершенствование образцов военной техники войск ПВО Сухопутных войск обусловливает необходимость повышения качественной подготовки специалистов боевых средств зенитных комплексов ближнего действия при выполнении различных стрельб.

Постоянный рост эффективности СВН армий иностранных государств, изменение условий и способов ведения ими боевых действий ведут к повышению информационной нагрузки на военных специалистов, увеличивается цена ошибки их деятельности. Это требует повышения эффективности подготовки операторов ЗК БД при выполнении ими операций боевой работы при стрельбе по воздушным целям.

Цена ошибок операторов при стрельбе по ВЦ достаточно велика, и это снижает эффективность стрельбы комплексов и вероятность успешного выполнения боевых задач подразделениями ЗК БД.

Решение этой задачи может быть достигнуто, в т. ч. и за счет новых методических подходов к оцениванию результатов деятельности обучаемых специалистов и на их основе формированию оптимального множества управляющих воздействий в их дальнейшей подготовке.

Так как ЗК БД являются сложными организационно-техническими системами с высоким уровнем участия человека, то при организации эффективного процесса подготовки их специалистов необходимо определять множество достаточных задач и упражнений, определяющих варианты управляющих воздействий для обучаемых, и в этой связи целесообразна разработка соответствующих моделей с использованием инновационных подходов.

Одним из проблемных вопросов современной боевой подготовки войск (в том числе войск ПВО ВС РФ) является организация эффективного управления качеством деятельности обучающихся, которое заключается в планировании требуемой динамики изменения показателей качества их деятельности в ходе боевой подготовки, определении рассогласования между требуемым и текущим уровнем подготовленности отдельных военнослужащих и боевых расчетов и принятии решений руководителем занятий – лицом, принимающим решения на изменение управляющих воздействий для обучающихся.

Управляющие воздействия в этом случае определяют состав и структуру проводимых с обучающимися операторами тренировок, формирующих требуемые навыки и умения ведения боевой работы на комплексах военного назначения с привлечением авиации или на тренажерах и боевых средствах.

В связи с этим очевидна особая роль использования современных систем автоматизированной оценки в составе комплексов военного назначения (в том числе и ЗК БД), способных на новом качественном уровне оценить уровень подготовленности подразделений, а основываясь на полученных результатах, предложить обучающемуся специалисту только те упражнения и задачи, которые ему необходимы для более эффективной подготовки.

Таким образом, для оказания помощи руководителю занятия в формировании вариантов управляющих воздействий для обучаемых специалистов боевых средств на учебно-тренировочных средствах, имеет место необходимость создания такой среды принятия решений, которая обеспечивает автоматизированное оценивание текущего уровня навыков операторов и формирование на этой основе множества необходимых вариантов управляющих воздействий для них.

Результаты анализа существующих учебно-тренировочных средств по формированию управляющих воздействий, используемых в подготовке специалистов организационно-технических систем различного назначения, позволили заключить, что в составе современных учебно-тренировочных средств ЗК БД существующие средства принятия решения об организации процесса обучения обеспечивают в автоматизированном режиме только оценивание уровня навыков специалистов организационно-технических систем, документирование их действий и формирование базы данных результатов обучения. При этом, анализ результатов деятельности обучаемых осуществляется лицом, принимающим решения неавтоматизированно, на основе его субъективных решений (мнений), что не способствует объективному формированию необходимых и достаточных управляющих воздействий (совокупности и последовательности упражнений) для последующей подготовки специалистов.

 

Ранее проведенные исследования направлены в основном только на повышение качества и автоматизацию процесса оценивания навыков операторов по результатам учебных стрельб, а процесс принятия решений по формированию множества управляющих воздействий все еще остается неавтоматизированным. ЛПР принимает решение на формирование набора упражнений для дальнейшего процесса подготовки субъективно, а его личный уровень подготовленности при этом не учитывается.

В результате рассмотрения существующих подходов к выработке управляющих воздействий при подготовке специалистов боевых средств ЗК БД с использованием УТС сформулированы требования к среде принятия решений, которая должна обеспечивать:

использование специализированных моделей автоматизированного оценивания результатов учебных стрельб операторов и формирование базы данных;

автоматизацию, визуализацию и документирование процесса оценивания результатов деятельности операторов на всех этапах обучения (при выполнении операций боевой работы);

формирование необходимых и достаточных множеств управляющих воздействий (наборов упражнений) на обучаемых в целях оказания помощи ЛПР для «поддержки» его решений на последующую организацию процесса обучения.

Таким образом, в целом показано, что при традиционном способе подготовки специалистов боевых средств на УТС ЛПР по ряду причин не всегда в полной мере способен сформировать достаточное множество упражнений для дальнейшей качественной их подготовки.

Опыт подготовки специалистов организационно-технических систем показывает, что максимальное значение уровня подготовленности достигается в конце периода подготовки, в то же время наблюдается естественный спад его значения. В ходе последующих занятий рост уровня подготовленности возобновляется, и очевидно, что этот процесс имеет цикличный характер.

Это учтено в разработанной методике повышения уровня подготовленности операторов ЗРК БД с использованием УТС (рис. 1).

В методике использована база данных упражнений боевой работы оператора ЗК БД, и она содержит процедуры:

формирования множества частных, комплексных и итоговых оценок оператора;

определения абсолютного значения текущего уровня подготовленности оператора после выполнения серии учебных стрельб на УТС (в пределах от ноля до единицы) и приведения его к оценке по трехбальной шкале («низкий», «средний», «высокий»);

определения типа, уровня сложности и количества упражнений для дальнейшей текущей подготовки оператора с учетом его категории (оператор в процессе подготовки, оператор с утерянными навыками, оператор в конце курса подготовки);

автоматической коррекции уровня сложности и количества упражнений в зависимости от полученных оператором комплексных оценок после выполнения серии учебных стрельб на УТС;

формирования предварительного варианта управляющих воздействий для оператора;

коррекции итогового варианта управляющих воздействий с учетом решения ЛПР.

Содержательная сущность методики состоит в следующем (рис. 1).

С помощью модели автоматизированной оценки деятельности операторов ЗК БД осуществляется оценивание выполнения операций (процедур) боевой работы оператором при учебных стрельбах по ВЦ на УТС по частным оценкам Хч (по шкалам «неудовлетворительно» – 2; «удовлетворительно» – 3; «хорошо» – 4; «отлично» – 5).

Рис. 1 Методика повышения уровня подготовленности операторов ЗРК БД с использованием УТС.

 

Комплексные оценка Xk1 за качество выполнения оператором операций боевой работы при стрельбе по ВЦ и оценка Xk2 по результатам стрельбы по ВЦ формируются с учетом этих частных оценок.

Значения итоговой оценки  уровня подготовленности оператора навыкам боевой работы определяется с учетом значений комплексных оценок Xk1 и Xk2 за N-ое количество стрельб (пункт 1 методики); нецелочисленной качественной оценки за выполнение операций (процедур) боевой работы при стрельбе по ВЦ, Xk1 (усредненная за серию учебных стрельб); целочисленной количественной оценки за результат стрельбы оператора по ВЦ, Xk2, с учетом допущенных нарушений правил стрельбы («неудовлетворительно» – 2; «удовлетворительно» – 3; «хорошо» – 4; «отлично» – 5); множества частных оценок оператора за выполнение r-го упражнения за n-ое количество раз.

Значение оценки Y уровня подготовленности оператора за выполнение N-го количества стрельб (пункт 2 методики) определяется в зависимости от значений итоговых оценок , с учетом среднего арифметического итоговых оценок оператора за N-е количество учебных стрельб по ВЦ на УТС,; уровней подготовленности оператора, , ,  – «высокий», «средний» и «низкий».

Учтено, что на значение Y оказывает влияние и порядок его определения согласно Курсу стрельб, в зависимости от оценки соответствующей отличному, хорошему, удовлетворительному и неудовлетворительному уровням подготовленности оператора, , , , .

В результате всего этого определяется абсолютное значение Y текущего уровня подготовленности оператора после выполнения серии учебных стрельб на УТС (в пределах от ноля до 1,0).

Используя частные Хч оценки за выполнение всего множества операций (процедур) боевой работы оператором при учебной стрельбе по ВЦ, комплексные и итоговую оценку за стрельбу j-м оператором, а также значение оценки уровня подготовленности, возможно определить необходимые управляющие воздействия для дальнейшей боевой подготовки операторов ЗРК БД на УТС.

С использованием модели и базы данных результатов стрельб определяются уровень  подготовленности обучаемого специалиста (пункт 3 методики). При моделировании получены следующие результаты:

высокому уровню подготовленности оператора соответствует ;

средний уровень подготовленности характеризуется ;

низкому уровню подготовленности соответствует .

В пункте 4 методики (рис. 1) учитывается также и категория  обучаемого специалиста боевых средств ЗРК БД, что обусловлено тем, что каждый из них имеет разный уровень подготовки.

После определения уровня подготовленности обучаемого оператора с учетом его категории, определяются признаки необходимых упражнений (тип, уровень сложности, их количество) для дальнейшей его подготовки с целью устранения ошибок, допущенных в ходе боевой работы на УТС (пункт 5 методики).

В зависимости от значений комплексных оценок (количественных и качественных) за выполнение N-го количества учебных стрельб, возможные дальнейшие упражнения (с уже определенным типом, количеством и сложностью) анализируются и автоматически корректируются в модели формирования управляющих воздействий методики (пункт 6 методики), и в результате этого формируется предварительный вариант управляющих воздействий, который отображается в виде матрицы, предлагаемой ЛПР для анализа. Он определяет степень  («высокая», «средняя», «низкая», «отсутствует») своего вмешательства (пункт 7 методики) по изменению предложенных моделью наборов управляющих воздействий (упражнений).

Так формируется итоговый вариант  управляющих воздействий для обучаемого на УТС оператора боевых средств ЗРК БД (пункт 8 методики), который документируется и предъявляется оператору для дальнейшего обучения на УТС навыкам боевой работы ЗРК БД.

Разработанная методика реализована в виде программного продукта и может быть включена в программное обеспечение разрабатываемых новых УТС в качестве модели формирования управляющих воздействий на процедуры обучения операторов ЗРК БД.

Использование предложенных методических подходов в программном обеспечении УТС позволяет значительно повысить уровень подготовленности обучаемых специалистов боевых средств ЗК БД, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности практического применения ЗК БД в целом.