Ветераны «Альфы» нуждаются в защите

15.12.2018/Москва/Совершенно секретно  На этой неделе ветераны спецподразделения «Альфа» собрались в Общественной палате РФ, где подняли проблему незаконного преследования властями Литвы (иными словами — Евросоюза) бывших советских военнослужащих. В первую очередь, речь идет о событиях января 1991 года в Вильнюсе.

ВИЛЬНЮССКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Напомним,12 января 1991 года командующий Прибалтийским военным округом Владимир Усхопчик сообщил о готовящихся маневрах в Вильнюсе с участием псковских десантников и группы «Альфа». В тот же день после полуночи из военного городка в Вильнюсе выдвинулись танки. Колонна остановилась у телебашни.

В ночь с 12 на 13 января по призыву теле- и радиостудий у телебашни собрались тысячи людей и заняли свои точки десятки телеоператоров из западных стран. До 2 часов ночи телевизионщики вели прямую трансляцию, пока военная техника не окружила здание и телебашню, и группа «Альфа» по приказу из Кремля заняла телецентр без единого выстрела и остановила республиканское телевещание.

На следующий день вильнюсские события получили широкий резонанс в мире, причем практически все СМИ, как по команде, распространяли одно и то же: спецназ и псковские десантники устроили бойню в центре литовской столицы. Горбачёв перед камерами норвежского телевидения сокрушался: как же так, не доложили вовремя! По сути, генсек отрекся от своих военнослужащих. При этом сами ветераны «Альфы» утверждают, что получили прямой приказ к штурму от председателя КГБ Крючкова, а тот, в свою очередь, выполнял приказ главы государства.

Вильнюсский ОМОН также обвинили в захвате телебашни и стрельбе в людей. Однако из материалов предварительного расследования государственной Комиссии во главе с Генеральным прокурором СССР Николаем Трубиным, которые были в октябре 1991 г. переданы литовской стороне, следовало, что ни одна из 14 жертв (среди них – и погибший молодой лейтенант группы «Альфа» Виктор Шатских) не погибла от рук советских солдат.

Баллистическая экспертиза пулевых ранений у убитых и раненых однозначно подтвердила, что смертоносные выстрелы были сделаны не спереди, а сверху вниз. Стреляли не солдаты, находившиеся на земле, а неизвестные стрелки, разместившиеся на крышах и в окнах близлежащих домов. Кроме того, свидетели говорили о выстрелах из леса, стрельбе из окон и балконов окрестных домов.

Однако, почему-то до сих пор никто из аналитиков не заметил и не указал на то, что вильнюсский сценарий 1991 года был повторен в Москве в октябре 1993-го и в Киеве в феврале 2014-го, с теми же американскими СМИ, ведущими прямую трансляцию,  выстрелами «третьей силы», которая стреляла в спину противоборствующим сторонам, вынуждая их к взаимному кровопролитию.

ОСВОБОДИТЕ МЕЛЯ!

Как рассказал бывший командир группы «А» полковник Михаил Головатов, находящийся в общеевропейском розыске по запросу Литвы, к спасению чести наших офицеров необходимо более активно подключать Генпрокуратуру, Следственный комитет и Минюст:

«Этот процесс сугубо политический. Нас пытаются судить по сфальсифицированному делу и обвиняют в военных преступлениях. Наш процесс вписывается в общий поток обвинений и лжи в адрес России. В этом году Следственный комитет России возбудил дело против прокуроров и судей Литвы, участвующих в этом процессе. Но нам надо донести до россиян, до европейского сообщества, до самих жителей Литвы правду о тех трагических событиях, и призвать к ответу тех, кто допустил их, и теперь всеми силами пытается скрыть правду. Среди граждан Литвы есть немало тех, кто в этом деле занимает нашу позицию, однако в Литве судом и судьями манипулируют «сверху», и команда нас засудить уже дана», — заявил Михаил Головатов.

Именно Головатов при штурме телебашни, понимая всю сложность обстановки, приказал своим бойцам оставить все боевые припасы в расположении группы «А», магазины для автоматов и пистолетов зарядить только холостыми патронами, а вместо гранат взять шумовые и световые взрывпакеты. Так бойцы «Альфы» и пошли на штурм телецентра. При взятии комнат использовалась тактика: сначала в комнату (или за угол) закидывались световые и шумовые взрывпакеты и тут же туда влетали бойцы. Вязали всех без разбору. Обнаруженное оружие приводилось в негодность.

14 июля 2011 года Головатова задержали в Австрии, так как он находился в общеевропейском розыске по запросу Литвы по обвинению в участии в штурме телецентра.

Тем не менее, полковник вскоре был освобождён. Австрийские власти утверждали, что он был отпущен исключительно по юридическим причинам, однако некоторые политики в Литве считают, что не обошлось без давления со стороны России.

«Мы во время этих событий были военнослужащими, мы не предатели и не преступники», — напомнил собравшимся в ОП Головатов.

Надо отдать должное Общественной палате России — она уже не в первый раз поднимает тему защиты ветеранов советских спецподразделений, подвергаемых уголовному преследованию за рубежом. Но, к сожалению, силовые и дипломатические ведомства пока не спешат добиваться справедливости в том чудовищном процессе, которые ведут литовские власти против нашей страны.

Показательным в этом плане выглядит и процесс над Юрием Мелем. Бывший танкист, полковник запаса, сейчас военный пенсионер, гражданин России находится в заключении в Литве уже четыре года после того, как был задержан при пересечении границы. Он обвиняется судом Литвы по делу 13 января в совершении военных преступлений, четыре из них литовские прокуроры относят к крайне тяжким, одно – к тяжким. Прокуратура просит приговорить Меля к 16 годами лишения свободы. Не давно Мель принял участие в слушаниях в Вильнюсском суде, который должен завершится оглашением вердикта в феврале 2019 года.  Он рассказал, что стрелял тогда из танка холостыми. «Участвуя в операции, я был убежден, что Литва входит в состав СССР. И у меня были все основания так считать», – заявил полковник Мель. Однако литовское «кривосудие» осталось глухим к доводам рассудка.

«Мы обращаемся в Общественную Палату, потому что вы — наша последняя надежда, — обратились к членам ОП РФ ветераны «Альфы». — Просим вас довести нашу боль до нашего Министерства иностранных дел, до Минобороны России, до средств массовой информации — ведь если нас сейчас не защитит государство и общество, пойдет ли новое поколение на выполнение опасных специальных задач, на охрану объектов оборонного значения? Кроме своей страны, нам не к кому обратиться за помощью».

Выслушав участников заседания, секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев поддержал ветеранов, напомнив о том, как власти России не так давно «вытаскивали из камбоджийской ямы всем известного Сергея Полонского». «А теперь получается не можем помочь заслуженным людям, отдавшим своих жизни служению Родине?».

В свою очередь, член Общественной палаты Михаил Аничкин (сам в прошлом – офицер спецслужб) считает, что нужно предать огласке тех лиц, кто содействовал тому, что информация об участниках тех событий утекла в Литву:

«Остается очень много вопросов к официальным лицам правоохранительных ведомств конца 90-х и начала 2000-х годов, «благодаря» которым в Литву попали материалы расследования событий в Вильнюсе и все данные на участников операции, — отмечает член ОП РФ. — Но нам надо добиться более эффективных действий в отношении защиты наших граждан за рубежом. Печально и то вольное обращение литовских властей с историей нашего общего государства, которое приводит впоследствии к глубоким политическим противоречиям между целыми народами».

Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр МИХАЙЛОВ, специально для «Совершенно секретно»