26.12.2017/Москва/ТАСС Пересмотр итогов Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса, а также изменение отношения местного населения к современной России могут стать итогами сноса и осквернения памятников советским солдатам в Европе. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.
Летом Сейм Польши принял поправки к закону о декоммунизации от 2016 года, которые предусматривали снос памятников и мемориалов, отдающих «дань памяти лицам, организациям, событиям или датам, символизирующим коммунизм или другой тоталитарный строй». Обновленный закон вступил в силу 21 октября, и первые решительные действия со стороны властей не заставили себя долго ждать, а СМИ запестрили заголовками о сносе памятников красноармейцам.
Научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков напомнил, что снос советских памятников и вандализм в отношении военных мемориалов начались еще в 90-х. Так, в 1991 году был снесен памятник маршалу Коневу в Кракове.
Однако, по словам ведущего эксперта «Бюро военно-политического анализа» Александра Михайлова, массовый характер эти тенденции приобрели в 2015 году, когда к власти в Польше пришел Анджей Дуда — лидер партии «Право и справедливость». «Эта партия оправдывает снос советских памятников, регулярно называя Россию своим историческим врагом и «угнетателем» Польши. Только в год прихода Дуды к власти националисты осквернили более 30 военных мемориалов и братских могил», — сказал Михайлов.
Особенно «вопиющими», по словам Мягкова, можно назвать снос в 2015 году памятника дважды Герою Советского Союза генералу Ивану Черняховскому в польском городе Пененжо, а в 2017 году — памятника благодарности Красной Армии в польском Щецине. «И, если раньше вопрос демонтажа монументов решался на усмотрение местных властей, то с этого года, после вступления в силу поправок в закон о декоммунизации, политика в отношении [дани] памяти нашим воинам, освобождавшим Восточную Европу, стала носить целенаправленный агрессивный характер, — сказал Мягков. — Эти акции, которые иначе как кощунственными назвать нельзя, сегодня продолжаются».
Пересмотр итогов войны
Научный директор РВИО считает, что аргументы поляков, которые приводятся в защиту нового закона, «просто прикрытие». За ними скрываются истинные цели «переписать историю, представить дело так, будто на смену германской оккупации сразу пришла советская».
«Тем самым они хотят представить себя в лице западных стран, прежде всего США, жертвами советской агрессии, получив при этом моральное, политическое и дипломатическое одобрение, а в дальнейшем стать тем самым «рядовым звеном в новом поясе санитарного кордона», который сегодня выстраивается вокруг России», — сказал Мягков.
Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов видит в уничтожении памятников коммерческие интересы политических сил Запада.
«Пересмотр итогов Второй мировой войны, принижение роли Советского Союза в победе над гитлеровской Германией и ее союзниками, отмена решений Нюрнбергского процесса — все это дает возможность говорить о финансовых и территориальных претензиях. В этом году мы уже слышали о новых требованиях Польши о репарациях по итогам Второй мировой войны», — сказал Кононов.
«Нам сложнее всего дается совместная работа именно со странами Прибалтики и Польшей, есть сложности и в сотрудничестве с Чехией. Несмотря на то, что в этих странах абсолютное большинство населения адекватно относится к нашим памятникам, некоторые правящие силы мешают конструктивному диалогу», — сказал он.
В качестве другого примера страны с «взвешенным и конструктивным подходом» к этой проблематике Кононов привел Австрию. «Этим летом мы при помощи венских властей открыли обелиск на захоронении советских граждан, погибших в 1944-1945 годах», — напомнил исполнительный директор РВИО.
Агрессивная политика Запада
Мягков считает, что сегодня Россия находится под «прямым прицелом агрессивной политики Запада». «И для того, чтобы странам Восточной Европы получить от Запада полный карт-бланш, им необходимо стереть общую память, чтобы жителям их стран ничего не напоминало о том, кто принес им освобождение и независимость от самого страшного зла, которое было в ХХ веке — от германского нацизма, нацистской «коричневой чумы», — сказал он.
Сегодня на территории Польши к сносу намечено 230 памятников благодарности Красной армии. «Это противоречит межправительственным соглашениям, которые были заключены еще в 1994 году между Россией и Польшей (межправительственное соглашение о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года, а также договор о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 года обязывают стороны вести учет и заботиться о сохранности всех обнаруженных мест памяти и захоронений — прим. ТАСС)», — считает Мягков.
По его словам, если такая тенденция продолжится, то поляки, вполне возможно, дойдут до сноса памятников на местах захоронения. «Это грозит пересмотром всех итогов Второй мировой войны, а также итогов Нюрнбергского процесса», — сказал Мягков. А это, по его словам, означает, что помимо разгрома нацизма как такового, под сомнение попадет и расширение территории Польши в западном направлении, которое в послевоенное время дало ей возможность развивать свою экономику и превратиться в индустриальную страну.
По мнению исполнительного директора РВИО, памятники должны стоять там, где они были установлены. «Каждый монумент — напоминание о подвиге и о той жертве, которую принесли воины Красной армии за освобождение Европы от нацизма. Если мы заберем памятники нашим героям, то там, где они сражались, память о них исчезнет. А с ней исчезнет память о том, что происходило, кто был враг, кто освободитель», — сказал Кононов.
Проекты РВИО
На сегодняшний день РВИО поддерживает отношения с организациями в Восточной Европе, которые занимаются сохранением и благоустройством памятников Советским воинам- освободителям. «Мы выступали с рядом инициатив, чтобы общее пространство памяти оставалось и возрождалось. Создание документальных и художественных лент, посвященных братству по оружию в годы Второй мировой войны, подчеркивание общих целей, которые были у нас, когда мы воевали за свободу — это основное, что мы можем сделать», — сказал Мягков.
В 2018 году РВИО планирует перевести на иностранные языки выставку «Мифы о войне». Одна из основных частей экспозиции посвящена тому, как освобождали Европу, как встречали европейские жители красноармейцев, которые потом помогали восстанавливать хозяйство, строить дороги и мосты в разрушенной Европе.
«Сегодня европейцы гордятся своими демократическими ценностями. Но они не должны забывать, что никакой демократии не было бы, если бы Красная армия, по сути, не воевала за их свободу», — подчеркнул Мягков.
Еще один проект РВИО «Место памяти» создан для того, чтобы находить небольшие неизвестные захоронения и собирать активистов для ухода за этими мемориалами. Он действует не только на территории России, но и за рубежом.
«Мы планируем активизировать свою деятельность в данном направлении, усилить, в первую очередь, информационную активность, направленную на зарубежную аудиторию. Хотим выйти за рамки «островков России» — культурных центров и посольств — и работать с широкой иностранной аудиторией. Это одна из важных задач для РВИО на 2018 год, будем работать над ее решением», — сказал, в свою очередь, Кононов.