1.03.2017/Москва/РИА Новости Создание собственных комплексов ПВО потребует у Ирана колоссальных ресурсов и вряд ли завершится в ближайшем будущем, тем более не стоит ждать принятия таких комплексов на вооружение, считают опрошенные РИА Новости в среду эксперты.
Ранее в СМИ появились сообщения о том, что Иран проводит испытания комплекса ПВО «Бавар-373» собственного производства на возможность его применения по баллистическим целям. Предполагается, что «Бавар-373» является аналогом российского ЗРК С-300.
Кабаре и Большой театр
«Надо сказать молодцы, пусть создают. Вы знаете, что такое кабаре и Большой театр? Эта разница, она всегда будет. Для того, чтобы создать такого уровня систему, мало её скопировать, надо иметь фундаментальную науку, прикладную науку, кадры и технологии, надо иметь материалы, надо иметь мозги, которые напишут тактико-техническое задание на «все это дело», а потом надо иметь людей, которые напишут алгоритм, как «всем этим делом» работать», — сказал экс-начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов.
На начальном этапе
То, что минобороны Ирана пока не разглашает никаких технических подробностей своих работ, может говорить о том, что разработка находится на одной из начальных стадий, считает член экспертного совета коллегии ВПК, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
«С-300 — это система другого уровня, это система дальнего действия, причем отработанная и надежная. То, что иранцы делают — это скорее опытно-конструкторские работы и изготовление опытных образцов. Реальные характеристики этого комплекса пока никто не знает, в том числе иранские информационные ресурсы. Поступление этого комплекса на вооружение иранской армии в ближайшие годы ожидать не стоит», — сказал Мураховский.
Он добавил, что все иранские разработки в области военной техники до сих пор базировались на комплексах предыдущего поколения, которые поставлялись из Великобритании и Советского Союза.
«Я слабо верю в то, что иранцы сделали что-то с нуля, учитывая уровень их научно-технических разработок. Речь идет скорее о творческом копировании какого-то старого комплекса. Мы можем проследить это на примере иранских противотанковых систем. Одна из них — практически копия американского TOW-2, который они в свое время получали, а вторая — копия советского «Конкурса». Ровно то же самое происходит и по системам ПВО», — подчеркнул эксперт.
Провал предрешен
По мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, попытки иранского военно-промышленного комплекса создать аналог российских зенитных ракетных систем не увенчаются успехом и по своим возможностям эти разработки будут значительно уступать С-300.
«Я с абсолютной уверенностью могу заявить, что любые попытки зарубежных стран клонировать или повторить ЗРС С-300 заранее обречены на неудачу. Даже, если они и что-то создадут, то данные ЗРС будут сильно отличаться в худшую сторону от российского аналога», — сказал он.
В качестве примера неудачного «клонирования» С-300 собеседник агентства привел китайский комплекс FD-2000. Тогда Пекин ставил задачу скопировать ранние модификации российской ЗРС образца начала 1990-х годов, однако конечная разработка сильно уступала оригиналу в помехозащищенности и дальности действия.
Покупать российское
Эксперт отметил, что в конце 2016 года Иран получил все предусмотренные контрактом с Россией ЗРС С-300 и на сегодняшний день ИРИ располагает квалифицированными специалистами для их эксплуатации, поэтому для обеспечения своей безопасности этой стране стоит продолжить закупать именно российские системы ПВО, а не тратить ресурсы на заведомо проигрышные проекты.
«Если Иран думает о своей безопасности, то ему не стоит разрабатывать что-то свое, а продолжать закупки именно российских систем и комплексов ПВО, создавая эшелонированную систему воздушно-космической обороны страны, которая будет включать в себя как огневые средства, так и радиолокационные станции и автоматизированные системы управления», — сказал Коротченко.
Иранские военные объявили о начале разработки собственного зенитного ракетного комплекса, якобы сопоставимого по своим возможностям с С-300, в феврале 2010 года.
Контракт на поставку С-300 Ирану был заключен в 2007 году. Однако его выполнение было приостановлено с принятием 9 июня 2010 года Советом Безопасности ООН резолюции 1929, которая наложила запрет на передачу Ирану современных вооружений, в том числе ракет и ракетных систем. В апреле прошлого года президент России Владимир Путин снял запрет на поставку С-300 в Иран, в ноябре того же года контракт вступил в силу.
Позднее занимавший на тот момент пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Александр Фомин заявил РИА Новости в ходе выставки вооружений Armhitec-2016, что Россия завершила отгрузку всех предусмотренных контрактом дивизионов С-300 в интересах Ирана.