Первые речные суда на электродвижении в России начнут совершать рейсы в Москве и некоторых регионах страны в навигацию текущего года. Об этом ТАСС сообщили в судостроительных и круизных компаниях. В России наблюдается увеличение спроса на пассажирские суда на электродвижении. В дальнейшем ожидается замена речного флота на суда с электродвижением, как это уже происходит в сегменте автомобильного транспорта, рассказал исполнительный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов. «Электрические суда являются более эффективным и экологичным видом городского пассажирского, прогулочно-развлекательного и круизного транспорта. Постепенная замена речного флота на электротягу — это неизбежный процесс, аналогичный тому, который происходит в сфере наземного транспорта. В первую очередь это актуально для городов с интенсивным движением на реках, таких как Санкт-Петербург, Самара, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь и многих других», — подчеркнул он. Одной из причин становится и то, что новые технологии экологически безопасны для окружающей среды, отметили в круизной компании «Водоходъ». В связи с развитием круизной отрасли компания планирует продолжить расширять флот на электродвижении. «Электросуда могут строиться под различные цели эксплуатации: городской пассажирский транспорт, прогулочный флот, круизные теплоходы. Потребность в новых круизных теплоходах и обновлении российского пассажирского флота остается актуальной и включена в Концепцию развития круизной отрасли РФ. Поэтому мы продолжим увеличивать пассажирский и круизный флот судами на электродвижении», — сказали в компании. «Водоходъ» изучает запросы нескольких регионов России и оценивает их готовность технологического присоединения к электрическим сетям для установки зарядных станций, необходимой причальной инфраструктуры. Судостроительная корпорация «АК Барс» в свою очередь выразила готовность в развитии проектов судов на электродвижении. Так, корпорация уже подготовила предложения по обновлению пассажирского речного флота Республики Татарстан. «У нас есть наработки по разным проектам судов на электродвижении. Мы готовы к развитию этого направления деятельности, у нас есть интерес к практической реализации данных проектов. Нами подготовлены предложения для обновления пассажирского речного флота Республики Татарстан. В целом, много наработок по прогулочным судам, это в том числе строительство речных пассажирских трамвайчиков на электротяге», — рассказали ТАСС в корпорации. ОСК также планирует осуществить строительство на отечественных вервях 16 электрических пассажирских судов проекта 401001 «Ecobus» в 2024-2026 годах, а также 6 электрических пассажирских судов проекта «Экокруизер» в 2025-2026 годах в рамках программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта. «В настоящее время уже ведется строительство 14 пассажирских электросудов проекта 401001 «Ecobus», 5 электросудов типа «Ecocruiser» и одного судна проекта «Looker 1100». В 2021 «Машпромлизинг» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) заключил договоры лизинга и судостроительные контракты для последующей передачи в лизинг заказчику. Суда строятся при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с льготным финансированием в рамках Программы лизинга морских и речных гражданских судов Объединенной судостроительной корпорации», — пояснили в ОСК. Планы компаний Круизная компания «Водоходъ» в 2023 году начнет эксплуатацию первых судов на аккумуляторных батареях. «Внедрение инновационных технологий в речную отрасль является одной из стратегических задач компании «Водоходъ». За последнее время мы инициировали несколько проектов по развитию в стране речного флота на электрической тяге и начали внедрять новую систему комфортных пассажирских перевозок без вреда для экологии. В 2023 году мы начнем эксплуатацию первых судов на аккумуляторных батареях, как в Москве, так и в некоторых регионах России», — рассказали в компании. О запуске электросудов по рекам страны также сообщила компания Emperium (входит в Sitronics Group). В 2022 году компания спустила пять электросудов для речных пассажироперевозок по Москве-реке и для прогулочных рейсов по Енисею в Красноярске, сообщили в пресс-службе Sitronics group. «В прошлом году на воду было спущено пять электросудов для проекта речных пассажирских перевозок по Москве-реке и для речных прогулочных маршрутов по Енисею в Красноярске. Суда должны выйти в эксплуатацию в навигацию этого года. Также в этом году мы планируем отправку электрокатамарана в Нижний Новгород», — пояснил исполнительный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов. Объединенная судостроительная корпорация также ожидает выхода в навигацию своих первых судов проектов Ecobus и Ecocruiser в текущем году. «Эксплуатация будет осуществляться на акватории Москвы реки. Суда будут иметь стильный, современный дизайн, комфортабельные раскладывающиеся кресла и все удобства на борту, соединяя в себе привлекательный внешний вид и функциональность», — сообщили ТАСС в пресс-службе компании. Пассажирские перевозки электросудами в 2023 году Первое судно на электродвижении «Водоходъ. Пассажирский порт» (дочернее предприятие «Водоходъ») получил в сентябре 2022 года от компании Emperium. Оно стало первым прогулочным судном в экофлоте компании. Экологичное судно «Экоходъ» будет осуществлять регулярные пассажирские перевозки на маршруте Красноярск — Дивногорск, а также прогулочные рейсы в акватории Красноярска с мая 2023 года. «Контракт предполагает строительство пяти катамаранов на электродвижении, которые будут осуществлять как пассажирские перевозки, так и прогулочные рейсы в регионах РФ (в Красноярске, Нижнем Новгороде, Перми и Санкт-Петербурге)», — добавили в «Водоходе». Кроме того, экосудно появится в 2023 году в Ярославле. Электрокатамаран Looker 1100 строит по заказу компании ярославская судоверфь ГК «Паритет». «Еще два электрокатамарана для работы в акватории Нижнего Новгорода и в Перми АО «Водоходъ. Пассажирский Порт» получит в 2023 году. Последующие суда планируется вводить в эксплуатацию в 2024-2026 годах. Данные катамараны не относятся к скоростным судам, максимальная скорость хода будет составлять до 30 км/ч», — подчеркнули в компании. В 2021 году «Водоходъ. Пассажирский порт» заключил контракт на 15 лет с ГКУ «Организатор перевозок» Москвы на техническое обслуживание и организацию регулярных круглогодичных пассажирских перевозок по акватории Москвы-реки на 21 электросудне. Альтернативные водные маршруты на судах на электродвижении жители и гости столицы смогут попробовасть в навигацию 2023 года. К сентябрю текущего года перевозки будут осуществляться по двум линиям: «Фили — Киевский вокзал» и «Автозаводский мост — Печатники». Распоряжением правительства РФ от 15 февраля текущего года утверждена программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, которая предусматривает строительство 260 единиц гражданских судов. На строительство морских и речных судовправительство выделит дополнительные средства в размере 136 млрд рублей.