11.05.2018/Москва/Дейли Шторм В результате одного обмена ядерными ударами между Россией и США в Соединенных Штатах погибнет от 70 до 82 миллионов человек, сообщило издание The National Interest, основываясь на данных из книги профессора университета Джорджтауна Мэттью Кроенига. В заключении своего труда ученый отметил, что Вашингтону не следует сокращать количество боеголовок, потому что такой шаг может увеличить число жертв. «Шторм» разбирается, сколько россиян может пострадать при ядерном ударе со стороны США, а также имеют ли вообще смысл подобные расчеты.
Среди американских ученых, занимающихся вопросами ядерного разоружения и взаимного гарантированного уничтожения, достаточно популярной стала концепция «второго удара». В ней говорится, что Соединенные Штаты в случае неизбежности полномасштабной войны с применением оружия массового поражения должны сначала бить по военным объектам и инфраструктуре. Если же противник в ответ запустит ядерные ракеты по городам, у США должно остаться достаточно боеголовок на встречный удар. Именно поэтому ученые, включая профессора Кроенига, призывают не сокращать ядерный арсенал Соединенных Штатов.
В США на площади в один квадратный километр живет 34 человека. Более 80% населения проживает в городах, сконцентрированных в основном в восточной части страны. Неудивительно, что в случае ядерного удара Соединенные Штаты могут потерять треть населения.
В случае России вроде бы все должно быть иначе: плотность населения в ней — 8,58 человека на квадратный километр. Однако РФ и США похожи друг на друга больше, чем кажется. В России основная часть населения сконцентрирована на западе страны, около 75% проживают в крупных городах. Потенциальные цели, в которые могут полететь американские ракеты, распределены по всей территории. Без «внимания» вряд ли останется хоть один регион, но основной удар придется на европейскую часть. Все это приведет к многочисленным потерям, и это известно всем ядерным державам.
«Я не могу сказать, какими моделями пользовался автор (Мэттью Кроениг. — Примеч. «Шторма»). Если экстраполировать его данные и учесть, что численность населения в РФ соотносится с США приблизительно в пропорции один к двум, — цифры, скорее всего, будут схожи», — рассказал «Шторму» эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин.
Таким образом, можно очень грубо и приблизительно оценить количество жертв от ядерного удара: погибнет от 35 до 49 миллионов россиян. Около 78% населения сконцентрировано на западе РФ. Даже в «лучшем» случае эта часть России потеряет более 27 миллионов человек: население 12 крупнейших городов европейской части страны вместе взятых. В Сибири и на Дальнем Востоке погибнут почти восемь миллионов жителей.
Конечно, жертвы не будут распределяться по крупнейшим городам, ведь основная цель первого ядерного удара — не убийство как можно большего количества народу, а уничтожение самой возможности нанесения ответного или второго удара. «Здесь корректнее говорить не о количестве, а о качестве жертв. Все средства применения имеют приоритетные цели. Это в первую очередь шахты пуска ракет, военные объекты, большие города, крупные промышленные предприятия, плотины. Если погибнут энергетики, военные, органы управления, если будут разрушены объекты генерации и передачи электроэнергии — государство будет уничтожено необратимо», — отметил Костикин.
Жертв будет становиться все больше не только из-за радиации и изменения климата после такого ужасного загрязнения атмосферы. Нехватка электричества в случае, например, попадания в АЭС может привести к потере запасов продовольствия, ведь перестанут работать промышленные холодильники, где они хранятся.
После того как радиоактивная пыль уляжется, выживших будет ждать последний неприятный сюрприз, из-за которого считать количество жертв станет бесполезно. «Обмен ядерными ударами в таком масштабе, скорее всего, приведет к так называемому эффекту ядерной зимы, то есть такому загрязнению атмосферы, что солнечные лучи перестанут проходить к поверхности Земли в количестве, достаточном для ее обогрева. Наступит глобальный ледниковый период, который убьет все живое, и эволюция начнется заново. Возможно, снова от простейших организмов», — рассказал Костикин. Эксперты Бюро военно-политического анализа добавили, что следует ожидать и тектонических изменений. Например, попадание в супервулкан, находящийся в Йеллоустоунском парке в США, может вызвать масштабные и сильные землетрясения на планете, что также приведет к гибели людей.
Об этом же «Шторму» рассказал и экс-руководитель Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. «Солидные ученые, в том числе лауреаты Нобелевской премии, говорят, что, когда с каждой стороны будет взорвано более тысячи ядерных зарядов, жизнь может на Земле прекратиться», — отметил военный. В арсеналах и России, и США такое количество есть, и даже больше.
«В случае полномасштабного ядерного обмена ни США, ни Россия больше не будут существовать. Вычислять, сколько пострадает городов и будет жертв, — неблагодарное дело. После ядерных ударов существовать на этой земле — ни на территории США, ни на территории России — будет невозможно», — отметил Есин.
Альтернативное мнение предлагает американский предприниматель Аллен Холл, проработавший почти 30 лет в ракетно-космической отрасли. Когда в 2017 году его спросили о последствиях ядерной войны, он пояснил: расчеты «эффекта ядерной зимы» производились с учетом того, что заряды будут взрываться с мощностью более одной мегатонны в тротиловом эквиваленте. Кроме того, учитывалось, что в городах находится много легковоспламеняющихся объектов. Сейчас, по мнению Холла, ни того, ни другого нет. Также предприниматель отрицает само понятие «взаимное гарантированное уничтожение», потому что после сокращения вооружений по договорам СНВ-1, СНП и СНВ-3 у России и США осталось недостаточное количество ядерных зарядов.
С середине 2017 года появляется все больше публикаций о том, что США следовало бы выйти из международных договоров по ядерному разоружению. Москва все чаще обвиняет Вашингтон в несоблюдении условий ДРСМД и СНВ-3. Риторика становится жестче с каждым разов.
Однако это все — не более чем слова. Договоры о сокращении наступательных вооружений нужны не только для того, чтобы снизить количество ядерных зарядов. По условиям соглашений Москва и Вашингтон постоянно обмениваются информацией об арсеналах друг друга. Отказываться от этого стороны не хотят. «Возникнет неопределенность, которая ни нам, ни США не выгодна. Повышается риск непреднамеренного развязывания мировой войны. В последнем обзоре ядерной политики США прописано, что они готовы продлить СНВ-3 до 2024 года в случае согласия другой стороны», — рассказал «Шторму» генерал-полковник Есин.
Однако эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин считает, что статьи о ядерном арсенале США публикуются в интересах предпринимателей военно-промышленного сектора. «Выстрелов в висок может быть хоть один, хоть два, хоть три. Результат будет одинаков. Скорее всего, частота подобных заявлений говорит о том, что ведется лоббирование крупных заказов для американского ВПК» — отметил Костикин.
Опасаться отмены договоров о ядерном разоружении и нераспространении не стоит. Впрочем, перестать разговаривать о последствиях ядерной войны — нельзя. Публикации, подобные статье в The National Interest, еще будут появляться, и это хорошо: если с обеих сторон будут знать о том, сколькими жертвами может обернуться конфликт, вряд ли кто-то осмелится допустить его.