ФАС не будет считать пострадавшие от санкций компании недобросовестными поставщиками

 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не будет включать компании, пострадавшие из-за ограничений, введенных западными странами, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ФАС.

В ведомстве при этом напомнили, что «неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым относится нарушение логистических цепочек из-за введенных ограничительных мер, не является основанием для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков».

«Некоторые компании столкнулись с невозможностью приобрести продукцию импортного производства и выполнить условия контракта в полном объеме. В ряде случаев заказчики отказываются от исполнения контракта в одностороннем порядке, ссылаясь на неисполнение поставщиками своих обязательств. По мнению ФАС России, такого рода ситуации являются обстоятельствами непреодолимой силы и не должны приводить к включению сведений о поставщиках в РНП», — сказали в пресс-службе ФАС, пояснив, что к такому выводу служба пришла после рассмотрения ряда обращений.

ФАС России отмечает, что комиссия ведомства принимает решение, основываясь на «всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех доказательств, представленных сторонами на заседании». При этом участник закупок должен представить информацию и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением ограничений зарубежных стран.

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на два года.

Предпринимательские риски

По мнению председателя генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнера BGP Litigation Ирины Акимовой, в текущей экономической ситуации под угрозой срыва находится деятельность поставщиков по государственным контрактам, предмет которых связан с международными поставками.

«Нарушение логистических цепочек поставок товаров из-за административных барьеров иностранных государств может привести к отказу контрагента-иностранца от поставок необходимого оборудования или сырья российскому поставщику, — сказала она ТАСС. — В обычной ситуации отказ контрагента являлся бы предпринимательским риском поставщика, и такое обстоятельство не могло бы стать основанием для невключения его в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении условий контракта».

Однако сейчас, по мнению эксперта, необходимо сконцентрироваться на поддержке бизнеса и не допускать формального подхода при включении поставщиков в РНП. Собеседник агентства подчеркнула, что «поставщики также должны доказать невозможность исполнения обязательств по контрактам в связи с введенными иностранными государствами ограничениями».

«В случае, если поставщик предпринял все возможные условия для исполнения контракта (например, при отказе иностранного поставщика предпринимал действия по поиску аналогов в России и за рубежом, уведомил о возможном срыве заказчика), то включение такого поставщика в РНП не соответствует целям государственного контроля в сфере закупок, — отметила Акимова. — Актуальная практика антимонопольного органа подтверждает необходимость анализа всех обстоятельств дела, которые привели к нарушению условий по госконтракту. Безусловно, подобная позиция антимонопольного органа является эффективной как для поставщиков, так и для контрактной системы в целом».