Третья революционная инновация в военном деле

Советник министра обороны о будущем искусственного интеллекта в армии

 

Российские военные берутся за искусственный интеллект, который в будущем должен стать важнейшим направлением в развитии обороноспособности нашей страны наряду с ядерным и высокоточным оружием. Насколько высоки шансы России стать лидером в этой сфере и чем нашим разработчикам ответят США, журналу «Воздушно-космический рубеж» рассказал советник министра обороны России Андрей Ильницкий.

 – Андрей Михайлович, какие сегодня направления являются наиболее критичными для сохранения суверенитета и обороноспособности России?

 – Эти направления были названы, а некоторые из них наглядно продемонстрированы нашим президентом на коллегии Минобороны, состоявшейся в декабре 2017 года, и в Послании Федеральному собранию в марте. Наряду с развитием ядерной триады это высокоточное оружие, искусственный интеллект, беспилотные боевые машины и роботы, гиперзвук, направленная энергия и кое-что еще.

– Что сейчас понимается под искусственным интеллектом?

 – Устоявшегося определения искусственного интеллекта в настоящее время нет. Однако можно сказать, что это машинная система, способная обучаться и использовать объективную информацию и опыт, решать творческие задачи наподобие человеческого интеллекта, выстраивать стратегии и применять абстрактные концепции. Можно сказать, что это способность компьютера аналогично человеку принимать решения в бесконечно разнообразных ситуациях. По некоторым экспертным оценкам искусственный интеллект – это третья революционная инновация в военном деле после изобретения пороха и ядерного оружия. Это дискуссионное утверждение, но немалая доля истины в нем есть. Напомню, президент России Владимир Путин в сентябре 2017 года по этому поводу сказал, что «искусственный интеллект – это не только будущее России, это будущее всего человечества».

– Наверное, он не просто так это сказал?

 – Наш президент просто так ничего не говорит. Его слова – установка к действию, и мы просто обязаны сделать все, чтобы это лидерство обеспечить.

– Мы справимся с поставленной задачей?

– Обязаны справиться. Фундаментальные и прикладные исследования в области искусственного интеллекта в нашей стране выполняются на высоком научном уровне, не уступающем мировому. У нас есть школы, есть заделы. Во время открытия конференции «Искусственный интеллект: проблемы и пути их решения – 2018» заместитель министра обороны Юрий Борисов подчеркнул: «У России есть все возможности в развитии искусственного интеллекта. Наши молодые люди традиционно занимают первые места в математических и физических олимпиадах, заслуженно носят звание лучших программистов, российская математическая школа признана во всем мире, а это основа для серьезного рывка в такой нужной и востребованной области, как искусственный интеллект. Причем исследования ведутся параллельно с их внедрением». Именно такое скоординированное единой волей и управлением развитие науки с практическим применением разработанных систем и технологий внушает уверенность, что мы будем двигаться впереди всех.

– Кто наши конкуренты? Что, например, делают в этом направлении Китай и США?

– США и КНР ставят перед собой задачи развития искусственного интеллекта, объединяя для этого усилия гражданских и военных сфер. В июне 2017 года китайское руководство выступило с крайне амбициозной программой развития технологий искусственного интеллекта, призванной сделать Китай мировым лидером и глобальным центром развития соответствующих отраслей экономики уже к 2030 году. Особо подчеркну, как это обычно бывает в Китае, проект сопровождается масштабными государственными инвестициями в инфраструктуру управления инновациями. Добиться этого предполагается, используя «преимущества социализма с китайской спецификой», а именно – за счет значительной концентрации финансовых, технических, кадровых ресурсов страны на приоритетных задачах.

– Как планируют отвечать США?

 – В принятой недавно администрацией Дональда Трампа «Стратегии национальной безопасности» прямо ставится задача активно заимствовать из гражданского сектора в военную сферу достижения в области высоких технологий и, в том числе, ИИ. США стремятся занять лидирующие позиции в исследовании искусственного интеллекта и применении его для разработки кибер-оружия и автономных видов вооружений, которые можно использовать как для наблюдения за противником, так и для нападения. Основные требования к этим разработкам «двойного применения»: перспективный искусственный интеллект должен уметь самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменения окружающей обстановки и, самое главное, запоминать результаты своих предыдущих действий и руководствоваться ими в дальнейшей работе.

– В России с этой целью тоже объединяются военные и гражданские специалисты?

– Цель конференции «Искусственный интеллект: проблемы и пути их решения — 2018», прошедшей в парке «Патриот», как раз и заключалась в том, чтобы провести смотр, или – если хотите — «собрать в пучок» все поле технологий и научных проблем, связанных с ИИ. Для организаторов было важно обсудить с ведущими учеными и экспертами страны – как перенастроить отечественную науку, образование, экономику и промышленность так, чтобы обеспечить суверенитет и развитие России в условиях санкций и развертывающейся гонки инновационных вооружений, понять, что может и должно сделать государство для того, чтобы мы в этой гонке, были не аутсайдерами, а лидерами.

– Наверное, самая критичная ситуация здесь с кадрами?

– Вы недалеки от истины. Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу указывал на то, что ключом к настоящему прорыву являются знания, технологии и компетенции. К сожалению, на протяжении последних 20-25 лет из системы образования просто системно выхолащивались фундаментальные естественно-научные дисциплины. В результате – лишь около 20% выпускников средней школы сдают ЕГЭ по физике. По химии – и того меньше. То есть молодые люди могут закончить школу, но так и не освоить азы этих фундаментальных наук. Школа готовит неучей. А ведь именно эти науки, наряду с математикой, учат ребенка думать. Резко снизилось качество инженерно-технического образования. Очевидно, что так дальше продолжаться не может. Если мы сегодня не начнем интенсивно заниматься подготовкой кадров, мы просто провалимся со всеми своими замыслами.

– Настроена ли на это сегодня отечественная система образования?

– Понимание проблемы есть, решение формулируется, перенастройка системы образования началась. Работа по выявлению, подготовке и продвижению молодых талантов в отечественную науку и наукоемкое производство – это задача государственного масштаба, решать которую надо начиная буквально с детского сада и школы вплоть да вуза, НИИ и КБ сопровождать эти таланты. Не решив ее – не обеспечить тот технологический прорыв, о котором говорил президент в послании Федеральному собранию. Участники конференции подчеркивали – адаптация системы образования под новые задачи идет, но медленно, а финансирование недостаточно. Да, уже есть проекты «Сириус», «Кванториум», развивается Физтех-кластер. Но система пока не сложилось. Особняком в этом ряду стоит проект военно-научного технополиса «Эра», к реализации которого по решению президента преступило наше ведомство. Министр обороны РФ Сергей Шойгу постоянно подчеркивает, что сегодня главной задачей в сфере кадрового обеспечения армии и ОПК является преодоление не столько количественного, сколько квалификационного дефицита.

– Если посмотреть на проблему с исторического ракурса – есть ли в нашем прошлом положительные примеры решения кадровых проблем?

– Разумеется есть. Побеждать не числом, а умением, не силой, а смекалкой и умом – русские всегда умели и на поле битвы с врагами и в научно-производственном соревновании с оппонентами. Приведу лишь один пример. В 1946 году, сразу после окончания войны, к Иосифу Сталину пришли Лаврентий Берия и академик Петр Капица, причем пришли с одной проблемой – где взять кадры разработчиков новых вооружений. Напомню – именно тогда Запад навязывал СССР гонку вооружений в области ракетно-космических и ядерных технологий. В результате было принято решение о создании Московского физико-технического института (Физтех). Результат – за 5-10 лет отечественная оборонка была обеспечена научными кадрами мирового уровня, создан ракетно-ядерный щит. Ровно такая же задача стоит и сейчас. Только тогда, в 1946 году в фокусе был космос и ядерное оружие, а сейчас – в 2018 году – в центре внимания искусственный интеллект и вышеуказанные приоритетные технологии.

– Под конференцию по искусственному интеллекту Минобороны России представило площадку КВЦ «Патриот». В чем ее преимущества перед другими?

– Это естественно. В рамках реализации проекта КВЦ Парк «Патриот» создается инфраструктура, позволяющая оптимизировать взаимодействие между концернами, НИИ, КБ и промышленными предприятиями из сферы ОПК для достижения конкретного результата, в котором заинтересован конечный заказчик продукции – Министерство обороны РФ. Технополис «Эра» – важнейшая составляющая инфраструктуры управления инновациями. У технополиса «Эра» есть еще очень важная, миссионерская, я бы сказал, задача – пропаганда знаний среди подрастающего поколения, консолидация усилий для привлечения талантливой молодежи в науку и оборонку.

 – Каковы наши ближайшие планы в сфере искусственного интеллекта?

 – Конференция проводилась не для того, чтобы поговорить и разойтись, – это не стиль Министерства обороны, – а для принятия конкретных решений по всему спектру обсуждавшихся проблем. По итогам Конференции Минобороны России совместно с Минобрнауки России и Российской академией наук намерено организовать мониторинг процессов, происходящих в области искусственного интеллекта для проведения исследований по всему комплексу вопросов, связанных с развитием искусственного интеллекта, включая общественно-научные и гуманитарные аспекты. Решено продолжить эту работу в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2018» с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, который состоится в августе 2018 года.

Беседа состоялась на полях конференции «Искусственный интеллект: проблемы и пути их решения – 2018», проведенной РАН, Российской ассоциацией искусственного интеллекта под эгидой Минобороны и Минобразования в Выставочном центре парка «Патриот». В рамках работы конференции проведено 9 секций, заслушано более 100 научных докладов.

 

ИЗ ДОСЬЕ «ВКР»

 Андрей Михайлович Ильницкий родился 14 августа 1959 года в семье военнослужащего. Окончил Московский физико-технический институт (Физтех). С 1982 по 1992 г. – научный сотрудник ЦНИИ-26 Минобороны СССР. Кандидат технических наук (1989 г.).

В 1992-2003 гг. – один из руководителей издательств «АСТ», «Аст-пресс», «Аграф», «Вагриус».

2002 г. – выпускник «Московской школы политических исследований».

В 2003-2006 гг. – один из топ-менеджеров Межрегиональной общественной организации «Открытая Россия». Курировал лидерские и региональные проекты.

С 2006 года – в партии «Единая Россия», заместитель руководителя Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия», Руководитель Департамента по работе со сторонниками партии «Единая Россия» и общественными объединениями, член Генерального совета партии.

В период 06.2012-09.2013 – руководитель (в ранге министра) Главного управления внутренней политики и взаимодействия с муниципальными образованиями Московской области.

С сентября 2013 года по октябрь 2014 года – заместитель председателя Правительства Московской области по социальным коммуникациям (работе с общественностью) в составе политического блока.

С марта 2015 года – советник Министра обороны России, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Автор около ста научных трудов и публицистических статей по физико-математическим и гуманитарным проблемам, а также монографии «Книгоиздание современной России». Публицист. Член СП Москвы. Выступает в СМИ общественно-политической тематики с публикациями о развитии структур общества, политики, культуры.

 

Беседа состоялась на полях конференции «Искусственный интеллект: проблемы и пути их решения – 2018», проведенной РАН, Российской ассоциацией искусственного интеллекта под эгидой Минобороны и Минобразования в Выставочном центре парка «Патриот». В рамках работы конференции проведено 9 секций, заслушано более 100 научных докладов.