Танцы на вертолете: как «Ночные охотники» освоили воздушную акробатику

10.06.2021/Москва/РенТВ Российские мастера высшего пилотажа признаны во всем мире. Они выполняют фигуры на тяжелых боевых вертолетах «Аллигатор» и «Ночной охотник».

В США представили проект новейшего штурмового вертолета Defiant X. Разработчики уверяют, что это будет самая быстрая, надежная и маневренная винтокрылая машина за всю историю авиации. Американский вертолет сможет уходить от огня противника, безопасно доставлять людей и грузы и выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Чем ответят на этот вызов российские инженеры? Почему трюки наших «Аллигаторов» и «Ночных охотников» не может повторить ни один военный вертолет в мире? Об этом рассказали эксперты программы «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Шоу над Нью-Йорком

Кувырки в воздухе, перевороты, крутые пике и полет вверх тормашками! Кто бы мог подумать, что вертолет способен на такие кульбиты? Но это своими глазами видели тысячи жителей Нью-Йорка. Необычное авиашоу устроил отставной американский десантник Аарон Фитцджеральд. Секрет головокружительных трюков в том, что летчик пилотировал модернизированный вертолет Вo-105. У этой машины уникальный несущий винт, выполненный из титана цельной конструкции. Конструкция прочная, но очень дорогая.

За форму кабины Вo-105 прозвали «головастиком». Эту машину спроектировали в конце 1960-х годов в Германии, как многоцелевой и ударный вертолет. Фюзеляж из алюминиевых сплавов, обтекатели из стеклопластика и два мощных двигателя сделали машину легкой, юркой и маневренной. В 1970-е немецкие пилоты выполняли на «головастиках» фантастические для того времени трюки и установили ряд международных рекордов.

 «Сикорский» и «петля Нестерова»

Но немецкие авиаторы были не первыми, кто решился выполнить фугуру высшего пилотажа на вертолете. В 1949 году американский пилот Гарольд Томпсон испытал вертолет S-52 «Сикорский» и впервые в истории сделал на винтокрылой машине «мертвую петлю Нестерова». Опасный маневр совершил переворот в авиации.

«Эта демонстрация показала, что вертолет, как и самолет, способен опираться на воздух. И при грамотном умении, владении машиной он выполняет практически те же фигуры в воздухе, что и самолет. Только, понятное дело, на более низких скоростях», — говорит руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

Но все-таки вертолет S-52 «Сикорский» и «головастик» ВО-105 внешне и по характеристикам больше напоминают спортивные модели, чем боевые вертолеты. На машинах малого класса буквально нет ни одного лишнего болта, все сделано предельно лаконично. Чего нельзя сказать о военном вертолете.

Ловкие «Аллигаторы» и «Ночные охотники»

Но многотонные военные машины тоже способны на воздушные кульбиты. Российские «Беркуты» — уникальная пилотажная группа, которая выступает на боевых ударных вертолётах Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник».

«Буквально в прошлом году продемонстрировали на «Ночном охотнике» совершенно новую фигуру, когда вертолет крутится вокруг своей оси на винте и при этом движется в горизонтальной плоскости со скоростью до 100 километров в час», — делится Александр Михайлов.

Винтокрылая машина менее устойчива в воздухе, чем самолет. Выполнять трюки, особенно групповые, на вертолетах сложнее, чем на истребителях. На скорости более 200 километров в час малейшая ошибка может стоить пилотам жизни. Когда вертолеты летят в боевом порядке, расстояние между машинами не превышает 10 метров. Если лопасти соприкоснутся, катастрофа неизбежна.

 «Опасности грозят на любом этапе, на любой фигуре. Если летчик начинает сильно снижаться вертикально, то тот воздух, который отбрасывается вниз, снова засасывается в несущий винт. Этот режим называется «вихревое кольцо». И вертолет начинает ускоренно сыпаться вниз», — рассказывает авиационный эксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.

Потом и кровью

Воздушная акробатика на ударных вертолетах — это не просто шоу. Каждая фигура высшего пилотажа помогает выполнить конкретную боевую задачу: прикрыть огнем высадку десанта, уничтожить бронетехнику и солдат противника.

«Все фигуры высшего пилотажа, по сути, это уклонения боевых машин от поражения. Поэтому все они, что называется, писаны кровью самих летчиков, которые погибали во время воздушного боя», — утверждает Александр Михайлов.

Во время афганской войны вооруженные американскими «стингерами» моджахеды сбивали советские вертолеты Ми-24 и Ми-8. Пилотам пришлось срочно осваивать полеты на сверхмалой высоте — несколько метров от земли.

«Земля у нас неровная. И вертолет может использовать складки местности, чтобы прятаться за ними. Вот для чего существует полет на предельно малой высоте. То есть, прячась за складками местности, подобраться к цели, выпрыгнуть, нанести удар и точно так же уйти», — делится Дмитрий Дрозденко.

Признанные мастера

Сегодня так называемая аэробатика — выполнение фигур высшего пилотажа на вертолетах и истребителях — популярна во многих странах. Но непревзойдёнными мастерами воздушных кульбитов во всем мире признаны именно российские пилотажные группы: «Беркуты», «Стрижи» и «Витязи».