30.03.2017/Москва/Лайф Пока российские Су-35 демонстрируют в Сирии, на что способно передовое отечественное оружие на поле боя, российские инженеры и конструкторы вовсю работают на наращивание спектра вооружений, которые пойдут на экспорт в страны, с которыми у США не ладятся отношения. Всё больше противоречий возникает между США и Турцией, Китай для Вашингтона стал «потенциальной угрозой», а Иран снова ждут американские санкции. По признанию британских экспертов из авторитетного исследовательского центра Chatham House, Россия выигрывает оружейную гонку, а мир всё сильнее разделяется на зоны оружейного влияния России и США.
Один из крупнейших аналитических центров мира — британский Chatham House — пришёл к выводу, что Россия «набирает обороты» в экспорте вооружений, но не только в смысле повышения качества, но и в контексте территориального расширения поставок. А помогают России в этом «поиске», как ни странно, США, правда опосредованно. Аналитики продвигают идею, что на рынке вооружений может произойти усиление борьбы за сферы влияния между США и Россией, а основой разделения будет идеологический фактор.
Естественную конкуренцию России и США на рынке вооружений определяет один простой факт: и Россия, и Соединённые Штаты являются одними из немногих стран, способных производить, поставлять и обслуживать весь возможный спектр вооружений — от кораблей до танков. А до кого дойдёт это оружейное богатство и чьего производства оно будет, определяется продвигаемой в Вашингтоне идеей разделения на «своих» и «чужих». Мир, в понимании ряда официальных лиц США, как известно, делится на так называемые демократии, в которые входят США и страны Евросоюза, а также их традиционные союзники в лице ближневосточных монархий, и автократии, к которым на Западе причисляют и Россию, и Китай, и Сирию с Турцией, и другие «менее покорные» страны, с кем США особо «дружить» не желают и другим не советуют. В связи с чем аналитиками из Chatham House и предполагается разделение рынка вооружений во всех регионах — страны, с которыми США по тем или иным причинам не сотрудничают либо сотрудничают недостаточно, перейдут к РФ. В то же время Россия может «перехватить» у США и те страны, которые являются традиционными партнёрами США, — Египет, Турцию и Филиппины, которые уже постепенно переходят на сотрудничество с Россией.
Весьма примечателен один из последних «следов» рыночного сдвига — соглашение между Россией и ОАЭ о совместной разработке новейшего истребителя, которое было подписано в феврале, к переориентации присоединился и Египет, который примет российские вертолёты «Аллигатор» во второй половине этого года. Нужно отметить, что Арабские Эмираты традиционно сотрудничали с США и далеко от них не «отходили», как, впрочем, и Саудовская Аравия.
США теряют рынок Египта и ОАЭ в связи с тем, что весьма сильную роль в американском истеблишменте играет израильское лобби. Тель-Авив, само собой, против увеличения поставок американских вооружений в арабские страны, что автоматически ведёт к их фактическому снижению и увеличению доли России на рынке. Президент бывшей американской колонии, именуемой сейчас Филиппинами, Родриго Дутерте тоже отходит от американской сферы влияния, заявив о возможной отмене соглашения о военном сотрудничестве с США и планируя перейти на поставки российского Ростеха.
Российское продвижение в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными партнёрами обеспечивается постоянным ростом производства, которое имеет положительную динамику с 2011 года, и на сегодняшний день Россия экспортирует 21% всех вооружений мира. Сам же российский экспорт по сравнению с 2015 годом увеличился на 15%, а американский, по тем же данным, упал на 3%, несмотря на возросший и самый крупный в мире оборонный бюджет США.
Как отмечают британские аналитики, динамика роста присутствия России на рынке продолжится, что не может не вызывать беспокойство Вашингтона. Суть в том, что Россия уже «обходила» США по мировым поставкам вооружений в 2013 году, когда Москва продала оружия на 7,7 млрд долл., а США на 7,6 млрд долл., но «очень вовремя» введённые санкции в отношении России из-за возвращения Крыма сильно «ударили» по российским военным контрактам. Обрыв связей со многими поставщиками из-за санкций заставил Россию медленно, но верно искать новую тактику поиска партнёров. В этом плане идеологическое разделение «мира 2.0» на «плохих и хороших» покупателей сыграло России на руку.
Главное усиление России идёт в направлении Юго-Восточной Азии, с Китаем, Индией и Вьетнамом. Поворотным моментом установления России в Азии оказался контракт с Индией на 6 млрд долл. прошлого года, где, среди прочего, значился новейший комплекс С-400. Но США тоже не отстают в борьбе за азиатский рынок, поставляя Индии транспортные самолёты, противолодочные системы и вертолёты «Апачи».
Аналитиками отмечается главная угроза для России в Азии — «потепление» отношений между Вьетнамом и США. «Камнем преткновения» в этом вопросе являются укрепляющиеся отношения России и Китая, которые в таком виде не совсем устраивают Вьетнам, и уже совсем его не устраивает увеличение российского экспорта в Китай. На этом фоне США начинают бороться за внимание вьетнамских импортёров вооружений, что создаёт «точку столкновения» российско-американских интересов в этом регионе. Эксперты считают, что в случае, если Индия и Вьетнам полностью перейдут на американское вооружение, это «пробьёт дыру» в бюджете России.
Ещё одним крупным направлением поставок вооружений является Ближний Восток, но устранение США Муаммара Кадаффи и Саддама Хусейна резко ослабило позиции России в регионе. Новым партнёром России в регионе является Иран, где США не может конкурировать с Россией в силу объективных причин. Поставка Тегерану систем С-300 показала «договороспособность» персов, что предполагает возможность поставок в Иран и российских истребителей Су-30. Высказывались предположения, что Россия сможет выйти даже на Саудовскую Аравию, которая является традиционным партнёром США, но поддержка Россией Сирии в этом контексте осложняет сотрудничество.
В Латинской Америке России придётся «побороться» за партнёров. Пока российское вооружение представлено только в Венесуэле и Никарагуа, остальные страны политическими связями «повязаны» с США и Европой, а в Бразилии неплохо налажено и собственное военное производство. Кроме того, известно об активизации Китая на венесуэльском направлении.
Санкционная политика Вашингтона и стран Евросоюза позволила выявить конкурентные преимущества российского вооружения и использовать их в новом качестве. Российские разработки по ряду параметров превосходят американские аналоги, а в совокупности с дешевизной они привлекают небогатые страны к сотрудничеству с Россией. Показанные в Сирии преимущества Су-34 и Су-35, а также российских крылатых ракет обеспечили привлекательность российского оружия в других странах. Расширение спектра предложения российского вооружения, безусловно, также сыграло на повышение позиций России на мировом рынке, в то время как в 2000-х военный экспорт России состоял лишь из ракет, самолётов и систем ПВО.
В конце концов, продажа оружия может обеспечить доступ к лидерам и элитам в государствах-импортёрах и поддерживать региональное присутствие, тем самым влияя на региональный баланс. И США, и Россия не могут отказаться от таких выгод, что и определит трансформацию рынка самыми различными методами. В свою очередь, военный экспорт может позволить дать тот самый «толчок» России для укрепления позиций на международной арене в качестве надёжного поставщика и производителя современного вооружения и сделать ВПК тем самым «флагманом» усиления российской экономики. А концепция США «кто не с нами, тот против нас» тем временем будет работать на Россию, увеличивая список покупателей, лишённых «демократических» предрассудков.