15.07.2021/Москва/Царьград Американская армия ушла из Афганистана после десятилетий присутствия. Тихо, никого не предупредив, будто совершая побег. И от грандиозного позора Штаты не спасли даже внедрённые агенты ЦРУ. О произошедшем в прямом эфире Царьграда говорили эксперты.
США уходят из Афганистана, бросая авиабазы, оружие и местных союзников. Теперь страна объята огнём боевых действий. Афганская миссия оказалась для американцев невыполнимой? Чем для России может обернуться новый виток гражданской войны в Кабуле? Эти и другие вопросы ведущая программы «Интервью» Елена Афонина обсудила с руководителем Бюро военно-политического анализа Александром Михайловым и другими экспертами.
Вывод американских войск проходит на фоне масштабного и успешного наступления талибов* в нескольких афганских провинциях. Правительственные силы уже не скрывают, что не справляются с напором радикалов. Талибы* заняли все КПП между Афганистаном и Центральной Азией.
По словам начальника Объединённого штаба ОДКБ Анатолия Сидорова, в настоящее время талибы* контролируют практически 100% границы с Таджикистаном. Бои идут всего в 70 километрах от расположения крупнейшего военного объекта России за рубежом – 201-й базы в Курган-Тюбе (Таджикистан).
Афганистан становится головной болью России
Елена Афонина: Зачем американцы подбросили России проблемы Афганистана? Ведь едва ли кто может сомневаться, что это сделано умышленно.
Александр Михайлов: Они подбросили проблемы не только нам, но и всему региону. Отдельно стоит обсудить и то, что ещё одним объектом влияния будет китайская сторона. Расположение Афганистана позволяет «мутить воду» как на Ближнем Востоке, так в азиатской части Евразии. Через территорию страны проходят и торговые, и контрабандные пути. Кроме того, здесь есть и серьёзный наркотрафик. То есть те, кто контролируют Афганистан, могут влиять на все соседние государства, вовлечённые в отношения с крупнейшими игроками этого региона.
А сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда американцы традиционно превращают покидаемую территорию в зону хаоса. При этом они официально «умывают руки».
Президент США Джо Байден выступил с речью «для внутреннего пользования», рассчитанной на американцев, в которой изложил свою версию событий: мы 20 лет старались-старались, проливали американскую кровь, сделали всё, что могли, а ситуация, которая сейчас сложилась на Востоке, снова нестабильна. Так что, «давайте вернём американских дочерей и сыновей их семьям».
Прикрываясь такими благими намерениями, США готовят почву для превращения Афганистана в зону управляемого хаоса, при помощи которого американцы рассчитывают оказывать давление на Китай, на постсоветское пространство – на среднеазиатские республики, граничащие с Россией.
Цель вполне понятна: вовлечь нашу страну в конфликт, одновременно создавая новые центры влияния на государства вроде Пакистана, которые практически полностью уплыли от американцев в сторону Китая, Ирана и других государств.
– Я не очень понимаю, что значит, влиять на Афганистан, если 20 лет Америка и их союзники находились в Афганистане? Влиять из страны гораздо проще на соседей, чем вывести войска и откуда-то оттуда виртуально влиять на все эти страны. В чём логика?
А.М. Мы же помним, как в 1970-1980-е годы американцы налаживали отношения с Пакистаном, активно используя эту страну для вовлечения в боевые действия, в том числе и против Советского Союза. Вот в этом и вся их логика.
– То есть действуют чужими руками.
А.М. Да. И сейчас американцы становятся заложниками собственных геополитических манёвров, которые подавались как «освободительные».
Вспомним начало «нулевых» годов. Сколько тогда было сказано красивых слов про избавление мира от «Аль-Каиды»*, от иных форм террористической угрозы, о поимке Бен Ладена, который якобы скрывался в Афганистане, и о прочих благих целях, которые ставили перед собой американцы, что не мешало им благополучно контролировать наркотрафик.
Я хорошо помню 2006-2007 годы. Тогда в Москву приезжали руководители Управления по борьбе с наркотиками США, которые убеждали партнёров из России, что никаких действий по расширению наркотрафика они предпринимать не будут. То же самое они говорили в 2013 году в ходе 30-й Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков IDEC, также проходившей в Москве.
Американцы заявляли, что они предлагают жителям Афганистана заместительные проекты для сельского хозяйства, в том числе и для тех группировок, которые раньше получали средства исключительно от контроля над наркотрафиком.
Однако на самом деле всё было иначе. И фотографии со спутников, и данные разведки подтверждали: наркопосевы продолжают увеличиваться, нарколаборатории не только не закрываются, но ещё и множатся, а каналы выхода наркотрафика за пределы Афганистана расширяются.
Ещё тогда эксперты заявляли, что 60% потока героина уходит через Балканы в Европу, то есть американцы травили своих союзников. Но ещё 40% трафика уходило в Россию – за Урал, в Сибирь.
Грандиозный позор американцев
К беседе в студии присоединился по скайпу военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец. Обращаясь к нему, Елена Афонина спросила:
– Как вы считаете, чем обернулось для Афганистана 20-летнее присутствие Америки? И в чём отличие вывода советских войск из Афганистана от ухода Соединённых Штатов Америки сейчас?
Виктор Баранец: Для США это обернулось грандиозным позором, который в чём-то можно даже сравнить с поражением американцев во Вьетнаме.
Чем отличается вывод войск Соединённых Штатов Америки от вывода ограниченного контингента советских войск в Афганистане? Я могу привести несколько показательных примеров.
Во-первых, вывод советских войск из Афганистана был определён Женевскими соглашениями. И об этом знал весь мир. Во-вторых, весь мир также знал сроки вывода советских войск из Афганистана. Мы чётко говорили миру, и афганскому, и политическому военному руководству, что мы будем выходить в два этапа. Это было соблюдено.
Ну, и последнее. Советские войска не бежали из Афганистана. Они поэтапно выходили. Выходили с развернутыми знамёнами. Выходили по заранее определённым маршрутам, о которых знала и афганская армия, и знали те же душманы, о чём говорят мемуары многих военачальников, включая командующего 40-й армией генерала Громова. Это не было бегство.
Чего за 20 лет добились американцы? А ничего они не добились. Разве что, сформировали достаточно крупную афганскую армию. Но там дезертирство иногда достигало 6000 человек в год. И сегодня мы как раз и наблюдаем огромный поток дезертиров из афганской армии, часть из которых бегут к талибам*. А часть – к таджикской границе, зная, что талибы* прекрасно осведомлены обо всех коллаборантах.
И бегут не только военные, но афганское чиновничество, вместе с семьями, потому что знают, что, если власть полностью перейдёт к талибам*, им не поздоровится.
Москва толкает «Талибан»* за стол переговоров
– На прошлой неделе, когда делегация талибов* прибыла в Россию, тут же оппозиционные СМИ привычно подняли громкий вой по поводу того, что «Талибан»* – террористическая организация, запрещённая в нашей стране, и посмотрите, что происходит: они ведь с ними встречаются. И встречаются на достаточно высоком уровне Министерства иностранных дел. Вот это как воспринимать?
В.Б. Это серьёзный вопрос. Я недавно сделал заявление, которое даже аукнулось в нашем МИД. Вы знаете, мы следом за США послушно назвали «Талибан»* террористической организацией и поторопились внести в соответствующий реестр. И мы на протяжении 20 лет так и говорили: это террористическая организация. Но прошло время – и мы слышим: это экстремистская организация. А это уже совсем другое. И дальше уже звучит новое определение: это организация, которая входит в оппозицию афганскому правительству.
Кто-то скажет, возможно, что мы завиляли хвостом. Но дело в том, что в жизни часто бывает так, что вчерашний лютый враг становится союзником. И не надо говорить, что мы лицемерим. В данной ситуации Москва фактически толкает «Талибан»* за стол переговоров с основным правительством в Кабуле. И это наша позиция.
Но что на это говорят в Кабуле? Они отвечают: а мы не хотим, потому что если придёт «Талибан»*, то он нас выкинет на политическую помойку, а сам будет править республикой и так далее.
Да, возможно, они правы. И никто не забыл то время, когда «Талибан»* рушил статую Будды. И в то же время «Талибан»* казнил многих, кто занимался наркотрафиком. Но потом тот же Талибан* вдруг разрешил производить опий.
Когда я спрашивал у некоторых афганских товарищей, мол, что такое происходит, вы же отрубали головы тем, кто наркотиками занимается? А мне отвечали: вы знаете, «Талибан»* – очень мудрая организация, она не хочет ссориться с народом, поэтому и отвернула глазки от наркотрафика. Поэтому и она смогла опереться на народ. И то, что сегодня талибы* берут под свой контроль город за городом, провинцию за провинцией, говорит о том, что поддержка в народных массах у них очень широкая.
И тут ключевой вопрос такой: кто кого победит? Если события в Афганистане и дальше будут развиваться так, как это происходит сейчас, то через полтора-два месяца над Кабулом взовьётся знамя «Талибана»*. Поэтому сейчас хитрые афганские власти обращаются к народам мира, а прежде всего к России, Китаю и Индии, чтобы те помогли им удержаться.
– Александр Евгеньевич, а как вы считаете, события в Афганистане могут дестабилизировать обстановку в бывших советских республиках, с которыми у нас даже граница открыта? И ещё один вопрос. В своё время об Афганистан обломала зубы Великобритания. Потом туда вошли советские войска, а вот теперь – США.
И что мы видим сейчас: эти самые талибы*, которые приезжали в Москву, говорят, что мы вроде смогли договориться, что не станем выталкивать деструктивные силы, находящиеся сейчас в Афганистане. А это в первую очередь террористы из ИГИЛ*, бежавшие из Сирии, а также другие политические и военные организации сомнительного толка. «Мы вам обещаем: границу они не пересекут», – заявляют талибы*. Этому обещанию можно верить?
А.М.: Этому обещанию верить не стоит, к нему надо относиться, как к тезису, пролонгированному на многосторонней платформе. По большому счёту, за стол переговоров должны сесть не только представители талибов*, но и другая сторона – официальные власти Афганистана. А кроме них – организации и государства, способные влиять на ситуацию во внутриафганском конфликте.
Это не только Россия, но и Китай, ближайший союзник Пакистана, признающего «Талибан»*, как абсолютно легитимную организацию, имеющую большое количество связей в самом Пакистане. И это первый инструмент влияния.
Второй инструмент – естественно, деньги. Самый большой «кошелёк» по соседству с Афганистаном – это, конечно, Китай, который может просто купить талибов*, что недоступно России со всеми её военными и геополитическими возможностями. А талибам* сейчас крайне важно показать себя не какой-то средневековой феодальной организацией, а формированием, готовым к международному диалогу.
Обратите внимание, что они уже пообещали, к примеру, изменить в своей стране взгляды на права женщин, на права национальных меньшинств и в целом отойти от жёстких правил традиционного шариата к некой светскости в государственном устройстве. Но это только в том случае, если они официально возглавят Афганистан.
Американцы наступили на те же грабли, что и Советский Союз
– Когда из Афганистана уходил Советский Союз, оттуда следом стали убегать все те, кто поддерживал строй, который там в это время был. Они бежали, отлично понимая, что следующий переворот им не оставляет шансов. Сейчас бегут уже те, кто поддерживал Америку. Куда они бегут?
А.М.: Американцы, контролирующие Афганистан, наступили на те же грабли, на которые наткнулся в своё время и Советский Союз. Напомню, почему в декабре 1979 года вообще возникла необходимость операции «штурм дворца Амина».
Дело в том, что наша сторона получила разведданные о том, что Хафизулла Амин, пришедший к власти после смещения и убийства своего предшественника Нур Мохаммада Тараки, предал все договорённости с советской стороной, поддерживал антисоветские настроения в стране, налаживал контакты с США и стал, по сути, агентурой ЦРУ в Афганистане. Ничего другого не оставалось, как принять решение о подготовке свержения Амина и замене его на более лояльную Москве группу политиков.
По сути, это и стало причиной ввода советских войск в Афганистан. И почти сразу же Америка начала финансировать Пакистан и афганских моджахедов, туда пошли долларовые транши. Сначала полмиллиарда долларов, а в 1980-м году – уже почти миллиард долларов. А дальше сумма только увеличивалась, и так до самого конца противостояния советских войск и тех сил, которые им противостояли и контролировались американцами через Пакистан.
Сейчас ситуация во многом похожа. Основная часть общества, более-менее мыслящая, воспринимает американское присутствие как оккупацию. Но примерно так же в своё время афганские СМИ, спонсировавшиеся американцами, убеждали местное население, что советские войска не выполняют свой интернациональный долг, а просто оккупировали Афганистан.
Однако американцы, в отличие от Советского Союза, ничего не дали инфраструктуре Афганистана. А посмотрите, какой вклад внесли мы: были построены школы, больницы, дороги, несколько заводов, электростанции, гидроэлектростанция и так далее. На всё это уходили миллионы советских рублей.
А американцы, в свою очередь, тратили свои миллиарды не на это, а на закупки вооружений, на подкуп лидеров боевиков на территории Афганистана, на дестабилизацию внутренних афганских процессов и на поддержку наркогруппировок.
Сейчас политическая ситуация в Афганистане очень нестабильна. Дело в том, что большое число малообразованного населения, по большей части живущего в горных районах, вовлечено в религиозные организации. Определённый процент из них находятся и под влиянием разветвлённой агентуры ЦРУ, которая есть и в рядах «Талибана»*.
И в этой ситуации сам «Талибан»* становится лишь инструментом влияния для всех игроков в этом регионе. Для нашей страны это работает в минус. И мы меньше всего хотели бы, чтобы к нам приехали эти боевики.