Совместные предприятия – ключ к укреплению оборонного сотрудничества Индии и РФ

30.03.2017/Нью-Дели/РИА Новости Создание совместных производств позволит России и Индии решить имеющиеся проблемы в сервисной поддержке продукции российского военно-промышленного комплекса и даст толчок сотрудничеству двух стран в оборонной сфере, считают индийские эксперты.

Вопросы военно-технического сотрудничества двух стран обсуждались в четверг в ходе российско-индийского семинара, прошедшего в Международном фонде Вивекананда при участии экспертов Российского совета по международным делам. Двухдневный семинар, на котором будут обсуждаться все аспекты двустороннего сотрудничества, приурочен к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией.

МОДЕЛЬ «БРАМОС»

По мнению вице-адмирала ВМС в отставке Анупа Сингха, военно-техническое сотрудничество СССР и Индии выгодно отличалось от текущей модели российско-индийского взаимодействия в этой сфере.

«В советские годы у нас было очень много резервных мощностей для всех трех видов войск – это, в первую очередь, запчасти, а также резервные мощности заводов, судоверфей, потому что многие вооруженные системы могли быть подогнаны под индийские нужды и проданы Индии… Сегодня такого нет. Эта концепция ушла в прошлое», — рассказал Сингх РИА Новости после семинара.

Он пояснил, что это объясняется объективными факторами — после распада СССР многие заводы оказались на территории различных бывших союзных республик, а в 1990-е бюджет России прошел через «драматичные изменения» и расходы на оборону снизились, поэтому запчастей для закупленной Индией техники порой не хватало.

Сингх считает, что решением проблемы могло быть стать расширение практики создания совместных предприятий по принципу компании BrahMos Aerospace, которая работает над крылатыми ракетами «БраМос». В то же время он признает, что не со всеми контрактами такое возможно, например, по будущим поставкам ЗРК С-400 «Триумф», но и здесь есть пространство для совместного производства.

«Я понимаю, что С-400 нелегко сделать в Индии, поэтому обе страны должны предпринять некие усилия. Индийское правительство может попросить Россию об оффсетах – то есть инвестировать в какое-нибудь другое оборонное производство в Индии, не обязательно связанное с С-400», — пояснил он.

БраМос (BrahMos) — это двухступенчатая крылатая ракета с твердотопливной стартовой первой ступенью, которая разгоняет ее до сверхзвуковой скорости, после чего отделяется. Высота полета может достигать 15 километров, а максимально низкая высота — до 10 метров. Ракета несет обычную боеголовку весом от 200 до 300 килограммов. Имеет одинаковую конфигурацию для наземных, надводных и подводных пусковых установок (носителей).

Ракета производится созданным в 1998 году совместным российско-индийским предприятием BrahMos Aerospace, названным в честь рек Брахмапутра и Москва. Предприятие основано индийской Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и российским «НПО Машиностроения».

Межправсоглашения по поставкам ЗРК С-400 «Триумф были достигнуты по итогам переговоров президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Гоа в октябре прошлого года.

ИНДИЯ — РЫНОК СПРОСА

В свою очередь, вице-маршал авиации Манмохан Бахадур, эксперт Центра исследований военной авиации, обратил внимание на другой проблемный аспект ВТС России и Индии – нередкие задержки в поставках техники.

«Есть контракт, который подписывается для каждых поставок. Если он поддерживается и поставщик знает сроки поставок оборудования, проблема в том, что сроки не соблюдаются. Решение заключается в том, чтобы эти сроки во время контрактных переговоров тщательно обговаривались и продумывались, и они должны быть реально выполнимы для предприятий. Нет другого пути, как быть реалистичными при подготовке контрактов по поставкам», — заявил он.

Бахадур согласился с Сингхом, что совместные предприятия могли бы стать решением и этого вопроса. «Когда вы создаете совместное предприятие, я имею в виду в Индии, это будет совместное производство. В таком случае поставки должны быть намного лучше, потому что правительство может повлиять на предприятии и заставить его ускорить поставки», — отметил он.

Говоря же о перспективах российско-индийского сотрудничества в сфере ВТС на фоне попыток Нью-Дели диверсифицировать поставки военной техники, Бахадур отметил, что компаниям российского ВПК следует «менять подход к послепродажному обслуживанию, технической поддержке и развивать технологии».

«Покупатель всегда смотрит на технологии, стоимость и сроки. Западные страны сегодня имеют преимущество в технологиях, у них также репутация пунктуальных поставщиков. Раньше у Индии не было достаточно денег, чтобы покупать западное оборудование – оно дорогое. Сейчас они есть. Индия – это рынок спроса. Российская промышленность должна подстраиваться и с точки зрения технологий, и сроков поставок», — отметил он.

СИТУАЦИЯ НЕ ТАК ПРОСТА

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин признал, что озвученные индийскими экспертами проблемные вопросы существуют, но «ситуация не так проста, как они объясняют».

«Создание совместных предприятий неизбежно просто потому, что все крупные покупатели оружия стремятся к постепенной локализации производства. Это общая тенденция, из которой нет исключений. Китай шел по этому пути, обе Кореи, Пакистан идет по этому пути параллельно с Индией. Индийцы делают то, что делают все. Они не имеют никакого выбора в данном вопросе, они не могут не локализовать, иначе они не смогут двигаться дальше», — заявил он РИА Новости.

Российские компании, по его словам, будут создавать с индийцами эти предприятия. Он отметил, что такие проекты в Индии достаточно безопасны с точки зрения рисков передачи технологий, поскольку «индийцы соблюдают права интеллектуальной собственности и не склонны к примитивному обману». Но при этом имеются сложности с состоянием собственной производственной базы, нарушениями технологической дисциплины.

Российский эксперт также прокомментировал политику властей Индии, которые призывают зарубежных производителей не просто создавать совместные предприятия с индийскими партнерами, но и выбирать этих партнеров среди частного бизнеса, а не сводить сотрудничество к крупным компаниям ВПК с госучастием. По словам Кашина, «этот вариант жизнеспособен, но при определенных условиях».

«Когда мы работали целыми десятилетиями с государственными конгломератами, а тут они решили продвигать частный сектор, то возникают проблемы. Это технически сложная область, а мы не знаем эти компании, не знаем, кто их возглавляет, как они работают. Соответственно, если компания новая, то там другой уровень технических рисков, поэтому вполне понятно, что российским компаниям проще вести дело с теми, кого они знают, с кем наработан опыт взаимодействия на протяжении поколений», — пояснил он.

Эксперт добавил, что, если власти Индии всерьез намерены продвигать эту модель оборонного сотрудничества, «то желательно, чтобы все же Индия тоже какие-то меры приняла, чтобы больше рассказать о потенциале этих новых компаний».