22.10.2017/Москва/ТК Звезда Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2» – основной ЗРК малой дальности, стоящий сегодня на вооружении ПВО Сухопутных войск России. Предназначение этого оружия – противовоздушная и противоракетная оборона на уровне дивизионного звена, защита сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, противодействие летательным аппаратам, в том числе пилотируемым дистанционно, поражение планирующих авиабомб. Ключевой особенностью комплекса является его способность вести огонь на ходу, то есть действовать на марше, при совершении маневра, без остановок.
Многие образцы российского вооружения по праву носят титул «уникальные». К таким, без сомнения, можно отнести и созданный на базе «Тора» зенитный ракетный комплекс, предназначенный для работы в арктических условиях, «Тор-М2ДТ». В нынешнем году «северный» вариант этого ЗРК с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30 был впервые представлен широкой публике на Параде Победы на Красной площади.
Полигон Научно-исследовательского испытательного центра (исследований и перспектив развития автомобильной техники вооруженных сил) 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России в подмосковном городе Бронницы – то место, где традиционно испытываются новинки колесной и гусеничной техники для армии и флота. Именно здесь проходит испытание и первый в ВС РФ комплекс «Тор», созданный специально для работы в арктической зоне. Два звена и маскировочная окраска придают этой машине сходство с огромной гусеницей, которая с легкостью скользит по бездорожью. Боевые средства комплекса размещены на двухзвенном гусеничном шасси повышенной проходимости: по сути, этот ЗРК может использоваться в отсутствие любых дорог, свободно передвигаться на пересеченной местности, преодолевать и глубокие снега, и ледяные просторы. При этом экипажу созданы все условия для нормальной работы, для работы в Заполярье адаптированы и боевые средства комплекса.
Чтобы понять и прочувствовать возможности этого вездехода, стоит проехать на нем хотя бы по испытательным площадкам подмосковного полигона. Машинам здесь задают самые сложные маршруты, их безжалостно тестируют на почти экстремальных площадках. По словам представителей НИИЦ, при выборе такого вида шасси для «Тора», как двухзвенная платформа, были учтены высокие возможности транспортера на гусеничном ходу, его способности преодолевать различные препятствия. Для «Тор-М2ДТ» не станут преградой даже водные рубежи. Машину в ходе испытаний специально тестируют водой, заливают ее корпус в дождевальной камере, погружают в озеро – проверяют возможности движения вплавь.
Одновременно проверку на выживаемость проходит и обитаемый отсек. Места здесь хватает для комфортного размещения как минимум трех человек, и в ходе испытаний, проведенных специалистами НИИЦ Минобороны России в условиях Крайнего Севера (тогда машины прошли своим ходом около 2 400 км), микроклимат в обитаемом отделении поддерживался даже при температуре до минус 60 градусов Цельсия. Нельзя, к слову, не упомянуть и о том, что участники того похода стали первыми в мире, кому удалось дойти на колесной и гусеничной технике от материковой части до острова Котельный в Северном Ледовитом океане.
Вообще, плавающий зенитно-ракетный комплекс – явление беспрецедентное. «Тор» в этом смысле считается единственным в мире: ни в странах НАТО, ни в армиях других государств боевого комплекса с такими характеристиками не существует. Одновременно с ЗРК испытания проходит и машина обеспечения – такой же гусеничный «внедорожник», но предназначенный для транспортировки боезапаса. То есть, помимо всех достоинств, у комплекса есть еще одно преимущество – он самодостаточен, не привязан при выполнении боевой задачи неразрывно к пункту обеспечения.
Сборка машин семейства «Тор» производится на площадках АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», входящего в концерн ВКО «Алмаз-Антей». Именно здесь создается и абсолютно новая модификация этого средства ПВО – тот самый арктический вариант «Тора». Начальник бюро ОКБ 011 ИЭМЗ «Купол» Павел Толшмяков – один из специалистов, участвовавших в разработке конструкции ЗРК. По его словам, этот комплекс можно без преувеличения назвать самым современным, самым передовым в своем классе. Ему по силам отразить массированный налет крылатых ракет (напомним, именно такому удару подверглась весной этого года база сирийских ВВС Шайрат). Как отмечает Павел Викторович, крылатая ракета – это типовая цель для данной боевой машины, и в ситуации, когда на защите объекта стоит, скажем, штатная батарея «Торов», у налетчиков не остается никаких шансов.
Если бы база Шайрат, по которой нанесли свой удар американские Tomahawk, находилась бы под защитой комплексов, подобных нашим, аэродром остался бы невредимым. Батарея ЗРК «Тор» способна противостоять и более современным видам крылатых ракет, например AGM-65 Maverick, оснащенным лазерной головкой самонаведения. Интересно, что дистанция между машинами может при этом составлять хоть пять километров: необходимый защитный барьер будет обеспечен, а компьютерная система управления сама определит приоритетные цели и предложит алгоритм их поражения.
Дело в том, что в технологию применения этого вооружения заложена процедура определения первостепенных целей. Это необходимо в случае, скажем, ракетной атаки с разных сторон. В такой ситуации, как говорит Павел Толшмяков, вычислительные системы ранжируют летящие в сторону объекта ракеты по степени их опасности, а также по минимальному времени подлета. Обработанная и подготовленная информация докладывается оператору, который и принимает решение на применение оружия. Как подчеркивает заместитель главного конструктора АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» Илья Рыков, программное обеспечение и алгоритмы этого оружия заложены таким образом, что ракета определяет не только тип целей, но и момент подрыва, формируя под каждую цель свое «облако осколков».
Завод «Купол» – то место, где «Тор» становится настоящим боевым оружием, превращается в стража неба. Специалисты предприятия должны разобраться в километрах проводов (они маркируются, чтобы при монтаже попасть точно к месту назначения), настроить работу автоматики, филигранно отрегулировать систему управления лучом – одним из важнейших компонентов современных зенитных ракетных комплексов. Особое внимание уделяется фазированной антенной решетке – тому самому элементу, который подсвечивает цели и обеспечивает ювелирное попадание ракет. С помощью излучателей электромагнитных волн, являющихся основой ФАР, «Тор» способен одновременно сопровождать до четырех целей, в том числе крылатые ракеты, летящие на внушительной скорости.
Антенне станции обнаружения целей под силу вскрыть даже такой миниатюрный и практически лишенных металлических деталей объект, как коптер. Заместитель главного конструктора ИЭМЗ «Купол» Илья Рыков подтверждает: «Тор» в состоянии ликвидировать беспилотный летательный аппарат, конструкция которого полностью выполнена из углепластика. Для радиолокационной системы этого ЗРК достаточно металлических частей двигателя БПЛА, которые и становятся ориентирами при определении параметров цели.
В качестве основной площадки для практических испытаний средств ПВО выступает Государственный центральный межвидовый полигон Капустин Яр, что в Астраханской области. Здесь пристреливаются и комплексы «Тор», а зенитчики, в свою очередь, проходят в условиях реального применения вооружения боевую и специальную подготовку. Личный состав 538-го Тарнопольского гвардейского зенитного ракетного ордена Александра Невского полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа, куда тоже поступил полковой комплект ЗРК «Тор-М2», уже прошел экзамен Капустиным Яром. Командир части полковник Константин Демидов считает последние проведенные на полигоне стрельбы удачными. «Выполнены все задачи, поставленные по обстрелу воздушных целей, – свидетельствует офицер. – Работали все 16 боевых машин, командиры батарей принимали решение. Все мишени были уничтожены».
Вообще, комплексы «Тор» – это лишь часть противовоздушного «зонтика» над нашей страной, который обеспечивают вооруженные силы. Система российской ПВО считается эшелонированной: на дальних подступах воздушного противника встретят ракеты комплекса С-400, а если кому-то удастся преодолеть их заслон, то в дело вступит комплекс средней дальности «Бук». У «Тора» – особая миссия. Его ракеты, оснащенные маршевыми двигателями, способны менять в полете траекторию, а также поражать цели, летящие на предельно малых высотах – всего четыре-пять метров от земли. Нельзя не отметить, что по сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое увеличен боекомплект, а ракеты обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы. Важное обстоятельство: стрелять наш комплекс учится, поражая куда более скоростные мишени, чем те же американские ракеты. В качестве условных целей для «Тора» выступают ракеты отечественного ЗРК «Оса», скорость которых превышает 1,5 тыс. км/ч, тогда как Tomahawk выжимает в полете максимум 880 км/ч.
Важным отличием ЗРК «Тор-М2», как уже было сказано, является его возможность работать в движении, причем на приличной скорости. Радиолокационный комплекс в состоянии не только удерживать несколько целей на ходу, но и вести по ним огонь. В 2015 году ЗРК «Тор-М2У» поразил цели, двигаясь со скоростью 25 км/ч, в 2016-м были проведены успешные стрельбы при движении боевой машины со скоростью уже 45 км/ч. То есть зенитные ракетные комплексы производства завода «Купол» могут – первые в мире – осуществлять непрерывное прикрытие войск на марше или при проведении ими маневра в бою.
«Тору» под силу справиться не только с сухопутными препятствиями и водными преградами. Комплекс прошел испытание и морской стихией, подтвердив там свои высокие огневые качества. В сентябре 2016 года автономный боевой модуль ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы по различным видам воздушных целей с борта фрегата «Адмирал Григорович», шедшего в открытом море со скоростью восемь узлов. «Тор-М2» в модификации «КМ» создан в модульном исполнении и может размещаться на различных видах шасси. «Это были первые в мире успешные стрельбы сухопутного ЗРК с борта боевого корабля, и они еще раз продемонстрировали широчайшие возможности применения комплексов данного семейства, стали важным шагом в работах по созданию унифицированных морских и сухопутных комплексов ПВО малой дальности», – отмечают в руководстве АО «ИЭМЗ «Купол».
«Адмирал Григорович» вообще можно называть настоящей исследовательской площадкой для новейшего российского вооружения. Например, именно с него запускали ракеты «Калибр» по опорным пунктам боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в России) на территории Сирии. Вертолетная площадка фрегата стала местом старта ракет комплекса «Тор», причем в одном из испытаний ему досталась крайне сложная мишень, имитирующая американскую противокорабельную крылатую ракету Harpoon. Ее скорость – до 850 км/ч, но не это главное. Летя на сверхмалой высоте, ракета способна атаковать цель либо горизонтально – двигаясь параллельно воде на высоте два-четыре метра, либо пикируя с отметки до 1 800 м. В обоих случаях перехват этой цели вполне по силам «Тору», что и подтвердили проведенные успешные пуски в море. А на недавних учениях в Белоруссии наш комплекс смог перехватить ракету, выпущенную из системы залпового огня «Град». Уникальным этот эксперимент сделала начальная скорость полета снаряда РСЗО – 1 000 м/сек! Так что без всяких сомнений можно утверждать, что недостижимых целей в том спектре применения, под который был создан «Тор», для этого комплекса попросту не существует.