РТВ НАДО ИМЕТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ

Повышение качества информации о воздушной обстановке возможно за счет применения средств пассивной радиотехнической разведки в радиолокационных комплексах радиотехнических войск

Встраивание канала радиотехнической разведки в радиолокационные комплексы позволит, не изменяя штатную структуру частей (подразделений) РТВ, повысить полноту (до 35%) и достоверность освещения складывающейся воздушной обстановки (например, по распознаванию класса воздушного объекта до 80%), повысить устойчивость разведывательно-информационного обеспечения группировок ВКО, в том числе в условиях применения противником активных помех (шумовых и имитационных), и обеспечить живучесть средств РТВ в условиях ведения боевых действий.

 

Юрий АСТАПЕНКО,

кандидат технических наук

 

Андрей ГУМЕНЮК

 

Андрей МЕНЯЧИХИН,

кандидат технических наук

 

В современной войне на исход боевых действий все большее влияние оказывает их разведывательно-информационное обеспечение.

Применение противником мер по снижению разведывательной доступности объектов разведки, в том числе мер по уменьшению заметности средств воздушного нападения, приводит к падению эффективности действий группировок, решающих задачи воздушно-космической обороны.

Кроме того, проведенное моделирование показывает тенденцию повышения потерь средств радиотехнических войск (РТВ) за счет применения по ним высокоточного оружия, а также возрастания количества ложных целей, классифицируемых средствами РТВ как СВКН, для поражения которых расходуется боекомплект зенитных управляемых ракет.

Для преодоления данных тенденций необходимо снижать разведывательную доступность группировки РТВ на этапе подготовки противника к боевым действиям и повышать полноту разведки в части идентификации (распознавания) классов целей на этапе ведения боевых действий.

Наиболее эффективными средствами разведки группировок РТВ у противника являются средства видовой и радиотехнической разведки воздушного и космического базирования. Снижение разведывательной доступности группировки РТВ может быть достигнуто сменой позиций, рабочих частот, ограничением работы на излучение, но при этом снижается и полнота освещения воздушной обстановки.

Сохранение полноты информации о складывающейся воздушной обстановке может быть достигнуто включением в состав группировок РТВ дополнительных средств разведки.

В последние годы на вооружение радиотехнических подразделений уже стали поступать образцы радиоэлектронной техники, в которых наряду с первичным каналом радиолокационной разведки для повышения информационных возможностей радиолокационных комплексов (РЛК) применяются комплексированные вторичные радиолокаторы (КВРЛ), работающие в режимах: Radar Beacon System (RBS), Мк-10А (Мк-12А), АЗН-В, «Пароль» («Страж»).

Наличие КВРЛ в радиолокационном комплексе повышает не только качество обнаружения и сопровождения воздушных судов, но и позволяет однозначно (в случае ответа воздушного судна) их идентифицировать по бортовым (рейсовым) номерам и номерам Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Следующим шагом к наращиванию возможностей может стать использование средств (каналов) радиотехнической разведки (РТР).

Эффективность применения средств РТР в интересах решения задач разведывательно-информационного обеспечения группировок противовоздушной обороны была ранее подтверждена применением комплексов типа «Тамара» в полках особого назначения (ОсН) Войск ПВО страны и ВВС.

При реформировании ВС РФ полки ОсН были исключены из состава ВВС, при этом применение средств пассивной радиотехнической разведки в группировках РТВ не предусматривается штатной структурой.

Таким образом, направлением наращивания возможностей РЛК может стать непосредственная интеграция средств (канала) РТР в состав его аппаратуры.

Наиболее важными результатами применения средств (канала) РТР в составе РЛК является повышение возможности по идентификации класса цели, определение режима функционирования бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) СВКН и повышение возможностей РЛК в сложной помеховой обстановке.

Вопросы идентификации, принадлежности воздушного объекта тому или иному классу цели в системах противовоздушной обороны решаются в первую очередь по ее высотно-скоростным характеристикам, которые вскрываются в результате вторичной обработки радиолокационной информации, добываемой первичным каналом радиолокационной разведки. Однако даже с учетом сигнальных признаков, формируемых в результате измерения амплитуд отраженных сигналов, достоверно идентифицировать объекты крайне сложно, а порой и невозможно.

Перечень идентификационных параметров при применении средств РТР неизмеримо шире, что дает практически достоверное распознавание бортовых излучающих средств. Переход от идентификации названных средств к идентификации их носителей выполняется по априорным данным. В итоге результирующая достоверность распознавания объектов средствами радиотехнической разведки оказывается неизмеримо выше по отношению к первичному радиолокационному каналу.

Очевидно, что все косвенные признаки объектов, используемые при идентификации первичным каналом РЛК, могут дополнять параметрический анализ обнаруженных сигналов средствами радиотехнической разведки. При этом интеграция средств радиотехнической разведки в РЛК не должна привести к увеличению количества его транспортных единиц и числа лиц боевого расчета.

По результатам технического анализа радиоизлучений БРЭО СВКН, который в современных средствах РТР осуществляется в автоматическом режиме, реализуется распознавание режима работы БРЭО, в том числе режимы управления оружием, обеспечения полета на малых высотах и другие. Эта информация может применяться для оценки опасности складывающейся воздушной обстановки.

Опыт локальных конфликтов показывает возрастание угрозы от беспилотных летательных аппаратов (БЛА), особенно малогабаритных и оснащенных средствами поражения. Обнаружение их активными средствами РЛК малоэффективно. Обнаружение средством (каналом) РТР излучений радиоканала управления и передачи данных с борта БЛА является признаком их применения в районе позиции РЛК и позволит принять своевременные меры по обнаружению и уничтожению (противодействию) им.

Необходимо отметить, что за счет развертывания средств РТР на базе существующей инфраструктуры РТВ может быть получен синергетический эффект за счет непрерывности процесса ведения разведки (по пространству и времени), сбора и обработки информации в едином разведывательно-информационном пространстве вдоль всей Государственной границы РФ.

Интеграция средств радиотехнической разведки с учетом введенных ограничений несомненно потребует определенной доработки конструктивного исполнения РЛК, но будет менее затратна, чем включение в состав радиотехнических подразделений специализированных комплексов РТР типа «Автобаза-М», «Москва-1», «Орден» и т. п., и не приведет к увеличению штатов радиотехнических подразделений.

Рассмотрим возможные варианты интеграции средств радиотехнической разведки в состав аппаратуры РЛК на примере изделия 55Ж6 и оценим эффект данной интеграции.

На кабине управления изделия 55Ж6 возможно размещение аппаратуры РТР. Данная аппаратура может быть реализована в виде автономного комплекса радиотехнической разведки (АКРТР), функционирующего в автоматическом режиме по заданной программе. Выдача результатов радиотехнического мониторинга, обнаружения, распознавания воздушных целей и пеленговой информации возможна на рабочие места операторов РЛК.

Средства РТР должны обеспечивать обнаружение, измерение угловых координат, сопровождение и распознавание СВН по радиоизлучениям БРЭО:

— бортовых РЛС всех типов;

— систем управления бортовым оружием СВН;

— радиотехнических средств наводимого высокоточного оружия;

— доплеровских измерителей скорости и углов сноса СВН;

— радиовысотомеров;

— запросчиков радионавигационной системы «Такан»;

— ответчиков и запросчиков системы определения государственной принадлежности;

— станций активных помех;

— бортовых средств связи и передачи данных.

АКРТР должен функционировать в диапазоне частот от VHF до Ku (с последующим расширением диапазона до Ka), в автоматическом режиме решать задачи поиска, обнаружения, измерения параметров сигналов радиоизлучений БРЭО, их пеленгование и распознавание. Целевая и пеленговая информация должна передаваться на рабочее место оператора кабины управления комплекса РЛК, где она за счет комплексной обработки радиолокационной и радиотехнической информации объединяется и отображается. Учитывая тактико-технические характеристики воздушных целей и специфику их применения, одним из основных требований к АКРТР является высокий темп обзора по частоте и по направлению.

Пеленговая информация по обнаруженным воздушным объектам, а также их типовая принадлежность должны совмещаться с координатно-трассовой информацией РЛК и отображаться на рабочем месте оператора станции. Алгоритмы совместной обработки пеленговой информации от средств РТР и координатно-трассовой информации от РЛК должны обеспечивать автоматическое распознавание и объединение данных по одной цели с последующим уточнением координатно-трассовой информации и привязкой по типу СВКН.

Формируемая обобщенная информация должна передаваться по единому информационному протоколу потребителю в соответствии с режимом работы РЛК. При этом, если координатно-трассовая информация и распознанная средствами РТР типовая принадлежность цели передается по унифицированному протоколу АСУ и автоматически отображается на рабочем месте оператора КП, то дополнительная информация, которая не передается по единому информационному протоколу, может сохраняться и передаваться в виде файлов для последующего анализа органами разведки Воздушно-космических сил и ЦНИИ ВВКО Минобороны России в интересах разработки соответствующих разделов нормативно-технического документа «СИД по СВКН».

На сегодняшний день ряд отечественных предприятий промышленности разрабатывает не только отдельные комплексы РТР, но и специализированную малогабаритную аппаратуру воздушного, наземного (морского) базирования с высокой степенью автоматизации.

К таким предприятиям относятся ФГУП ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга (г. Москва), ФГУП НИЦ (г. Курск) 18 ЦНИИ МО РФ, АО «НИИ «Вектор» (г. Санкт-Петербург), ФГУП «РНИИРС», ГКБ «Связь» (г. Ростов), ОАО ЦКБА (г. Омск) и ряд других.

Анализ технического задела показывает, что средство (канал) РТР с заданными тактико-техническими требованиями и уровнем автоматизации для включения в состав РЛК может быть создан в кратчайшие сроки.

Применение средства (канала) РТР в составе РЛК позволяет вскрыть разведывательные признаки, недоступные средствам активной локации, что позволяет говорить об увеличении полноты разведывательного обеспечения. В то же время применение активных средств РЛК и пассивного канала РТР по одному и тому же объекту разведки позволит повысить достоверность разведывательной информации. Качественная оценка возможностей активных средств РЛК и канала РТР по основным задачам разведывательного обеспечения приведены в табл. 1.

Таким образом, встраивание канала РТР в РЛК позволит, не изменяя штатную структуру частей (подразделений) РТВ, повысить полноту (до 35%) и достоверность освещения складывающейся воздушной обстановки (например, по распознаванию класса ВО до 80%), повысить устойчивость разведывательно-информационного обеспечения группировок ВКО, в том числе в условиях применения противником активных помех (шумовых и имитационных), и обеспечить живучесть средств РТВ в условиях ведения боевых действий.