26.02.2022/Москва/Вести Сообщения о повышении радиационного фона на Чернобыльской АЭС оказались информационным вбросом. По информации Минобороны России, показатели радиации в норме. Это подтвердили и в МАГАТЭ – уровни радиации на Чернобыльской АЭС низкие, угрозы населению нет, заявил генеральный директор организации Рафаэль Гросси. Больше того – территория станции патрулируется совместно вооруженными силами России и украинским батальоном охраны. Персонал станции работает в штатном режиме.
В общем, с ЧАЭС все понятно. Куда больше вопросов вызывают ядерные амбиции Киева, недвусмысленно выраженные Зеленским. Даже появление тактического ядерного вооружения на Украине означает для нас стратегическую угрозу. Именно об этом и говорил Владимир Путин в своем обращении. Насколько велики шансы на то, что Киев мог бы получить ядерный арсенал?
В своем обращении о начале спецоперации на Украине Владимир Путин назвал одной из причин этого решения – претензии украинских властей на обладание ядерным оружием. От украинского президента поступали прямые угрозы, когда он допустил пересмотр Киевом Будапештского меморандума. Украина, Россия, США и Великобритания подписали этот договор еще в 1994 году. Тогда Незалежная отказалась от ядерной бомбы.
«Подводкой к Будапештскому меморандуму была позиция США. Это американцы и европейцы давили на Украину в свое время, чтобы у них не было ядерного оружия. Потому что прекрасно понимали, что обезьяна с гранатой страшнее, чем обезьяна без гранаты. И когда, я извиняюсь, эта обезьяна с гранатой находится у вас под боком, прямо у ваших западных границ. Это никому не надо», – говорит руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
В теории, если задаться такой целью, Украина могла бы создать атомную бомбу. Благодаря советскому наследию в стране сохранились предприятия, обладающие необходимой компетенцией. Есть опытные физики-ядерщики. Тоже советское научное наследие.
«Если мы говорим о классической ядерной бомбе, сделанной на основе обогащенного урана, то номинально такое устройство Украина может сделать, однако потребуется строительство крупного технологического центра по обогащению урана», – уверен Максим Шингарикин, депутат Госдумы пятого созыва, эксперт по вопросам ядерного нераспространения, эксперт Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма.
Подобный проект требует больших инвестиций и много времени на реализацию. Однако, можно пойти более простым путем, на который у Украины вполне хватит сил и средств. Не стоит забывать, что в стране пять атомных электростанций. Всего – больше десятка энергоблоков.
«В любом реакторе, работающем на уране, неизбежно образуется плутоний – в силу присутствия урана-238. В любом отработавшем топливе уранового реактора –исследовательского реактора – в Харькове есть, в Киеве – атомных электростанций, конечно, находятся больше запасы плутония», – говорит Андрей Ожаровский, инженер-физик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза.
Чтобы начать извлечение плутония, придется разорвать несколько международно-правовых договоров. И речь не только о Будапештском меморандуме. 6 ноября 1994 года Украина присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия. В качестве безъядерной страны. За выход из него Вашингтон и Лондон точно не похвалят.
От режима в Киеве можно ждать чего угодно. Понятно, что на высокотехнологичное вооружение нет ни денег, ни нужной инфраструктуры. Но в ход может пойти примитивная конструкция.
«Грязная бомба» – самый простой вариант радиологического оружия. Ее неслучайно еще называют «атомной бомбой для бедных». Для того чтобы создать настоящую ядерную боеголовку, нужны ресурсы, исследовательские лаборатории, высокотехнологичное производство, наконец, оружейный уран или плутоний, которых у Украины нет! А вот грязную бомбу можно изготовить буквально на коленке.
Для доставки заряда украинские ВСУ могут использовать советские ракетные комплексы «Точка-У». Дальность стрельбы – до 120 км, которую при необходимости можно нарастить до 300 или даже 500 км! Остается начинить ракету радиоактивными изотопами. Они сейчас применяются достаточно широко: в промышленности и энергетике или в медицине. Самые опасные для человека – стронций-90 и стронций-89, цезий-137, цинк-64. Украина, в частности, способна насобирать уран из отработанных ТВЭЛов с атомных электростанций. Главный поражающий фактор такой самопальной бомбы – не столько разрушительная ударная волна, сколько серьезное радиационное заражение местности. Радиоактивная пыль, осевшая после взрыва, на долгие десятилетия превращает огромные территории в некое подобие Чернобыльской зоны отчуждения.
Возможно, все заявления Зеленского о ядерном арсенале и выходе из международных соглашений – не более чем политический шантаж. А вот угроза со стороны националистических группировок – вполне реальная.
Даже сложно представить, чем бы все могло закончиться для Европы и мира, получи они доступ к ядерному топливу.