«Разбился в ходе учебного полета». Главное о крушении сверхзвукового перехватчика МиГ‐31

19.09.2018/Москва/360 Сегодня истребитель-перехватчик МиГ-31 потерпел аварию в Нижегородской области. Борт упал вблизи населенного пункта Кулебаки примерно в 15:30 по московскому времени. По данным Минобороны, самолет выполнял учебно-тренировочный полет и производил маневры без боевого вооружения. «Полет выполнялся без боекомплекта, самолет упал в безлюдном месте, разрушений на земле нет», — подчеркнули ведомстве. В ЕДДС уточнили, что авария не привела к возгоранию в лесном массиве, поскольку самолет упал на заболоченную местность.

Сообщается, что воздушное судно было прикреплено к авиабазе Саваслейка, которая находится в 12 километрах к северо-западу от города Кулебаки. На базе дислоцируется филиал 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России. Крушение произошло в 17 километрах от нее.

Как сообщили в военном ведомстве, обошлось без жертв — двое летчиков успели катапультироваться. Предварительной причиной крушения стала техническая неисправность, подчеркнули военные. На месте аварии работает комиссия Министерства обороны.

«Небесный» истребитель

Некоторые из опрошенных «360» экспертов утверждают, что самолет МиГ-31 является высокотехнологичным бортом со сложной «начинкой», поэтому говорить о причинах крушения преждевременно. «Новые самолеты падают по массе причин, о которых пока сложно судить», — подчеркнул в беседе с «360» заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Впрочем, по словам руководителя Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова, причиной аварии, скорее всего, стали технические неполадки.

— По словам очевидцев, самолет загорелся еще в воздухе. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что это техническая неисправность самолета. Машины немолодые, и, как с любым техническим средством, иногда такое случается. При этом предполагать какие-то другие факторы, которые могли возникнуть в воздухе, либо непрофессионализм военных пилотов, наверное, не стоит, —

Александр Михайлов, руководитель Бюро военно-политического анализа.

Компетентные органы исследуют аварию и сделают соответствующие выводы. «Боевую машину заменят и все недостатки устранят в любом случае. Каждая такая ситуация в воздухе — это дополнительный фактор для военных инженеров еще раз пересмотреть некоторые моменты модели, отрегулировать какие-то факты», — подчеркнул Михайлов.

МиГ-31 представляет собой сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия четвертого поколения. Серийный выпуск этой машины начался в СССР, еще в 1979 году. С тех пор модель неоднократно модернизировали. Примечательно, что последнее обновление этих истребителей позволяет оснастить их гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». «Это уникальный самолет, и у него нет аналогов в мире. Он может перехватить не только низколетящие цели, но и спутники радиоэлектронной разведки „Феррет“, которые опускаются на 150 километров. Абсолютно надежная боевая машина», — отмечает Юрий Сытник.

Спасительная катапульта

Однако даже новейшие характеристики истребителя не всегда страхуют его от аварий. За последние 10 лет с МиГ-31 произошло около девяти крушений, а в результате одного из них погибли два человека. Так, в 2011 году в районе деревни Болгары, что в Пермском крае, МиГ-31 с бортовым номером «11 синий» совершал полет на малой высоте. Летчики, пытаясь избежать столкновения с другим самолетом, потеряли пространственную ориентировку, и машина врезалась в землю. Во время крушения экипажу не удалось катапультироваться. Оба пилота погибли.

«Такое случается, когда машина уже ушла на совсем небольшое расстояние от земли. В этом случае купол не успевает раскрыться и человек получает при падении травмы, несовместимые с жизнью. Также бывает так, что летчики уводят самолет максимально далеко от населенных пунктов и уже там применяют катапульту, но система самого купола не успевает раскрыться — и пилот гибнет», — рассказал «360» Александр Михайлов.

Последняя авария произошла в районе полигона Телемба в Еравнинском районе Республики Бурятия в апреле прошлого года. Тогда МиГ-31 морской авиации Тихоокеанского флота также выполнял учебный полет. На борту находились два члена экипажа, оба они успешно катапультировались и были эвакуированы. «В большинстве случаев летчики успевают катапультироваться, поскольку у нас в Миг-31 монтируются специальные кресла, которые позволяют быстро покинуть салон самолета в непредвиденных ситуациях», — подчеркнул Юрий Сытник.