Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса, провозгласив регион оккупированным Россией

19.01.2018/Киев/ТАСС Украинский парламент в четверг принял закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», известный как закон о реинтеграции Донбасса. После трех дней обсуждения за него проголосовали 280 депутатов при 226 необходимых.

Ко второму, окончательному, чтению в документ было внесено около 700 поправок. Однако практически все они, за исключением нескольких «технико-юридических», были отклонены. В результате текст остался в том виде, в котором он был одобрен депутатами в первом чтении в октябре 2017 года.

Тогда появление законопроекта оказалось во многом неожиданным для парламентариев, хотя о планах его разработки президент Украины Петр Порошенко объявил еще в начале лета. Однако до момента внесения в Верховную раду, как оказалось, самого текста никто из народных избранников не видел. При этом законопроект был представлен одновременно еще с одним — о продлении на год особого статуса управления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Эксперты предположили, что президент сделал это специально, дабы успокоить наиболее радикально настроенные элементы в Раде и добиться прежде всего продления истекающего срока действия особого статуса, так того требуют минские соглашения. А отказ от рассмотрения законопроекта во втором чтении до конца 2017 года дал повод предположить, что он вообще будет отложен в долгий ящик, так как ставит под вопрос весь минский процесс.

Еще при подготовке к первому чтению в текст документа по инициативе комитета Рады по национальной безопасности и обороне были внесены существенные правки, которые во многом радикализовали законопроект. Во втором чтении депутаты попытались еще более ужесточить формулировки, включив положения о денонсации договора о дружбе с РФ, о разрыве дипломатических отношений и провозглашении республик Донбасса террористическими организациями. Все они были отклонены, но отнюдь не потому, что народные избранники вдруг решили нормализовать отношения с соседом. Денонсация договора с РФ означала бы и отказ от существующих границ, разрыв дипотношений не входит в компетенцию Рады, а присвоение ДНР и ЛНР террористического статуса предусмотрено другим законопроектом, находящимся в парламенте.

Более того, сразу же после голосования в Раде секретарь комитета по национальной безопасности и обороне Иван Винник заявил, что теперь Украина будет настаивать на всех уровнях, в том числе международном, на исключении любых упоминаний провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. «Мы должны прекратить использовать [названия] ДНР и ЛНР, потому что, согласно закону, они теперь называются оккупационными администрациями РФ в оккупированных Донецкой или Луганской областях», — сказал он.

В результате итоговый текст закона о реинтеграции Донбасса провозглашает неподконтрольные Киеву районы «временно оккупированными РФ территориями», действия России квалифицируются как «агрессия против Украины», а президенту предоставляется право на использование вооруженных сил, в том числе для освобождения территорий на востоке страны, без согласия парламента. Для этого создается объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины (ВСУ) для контроля над всеми силовиками и военно-гражданскими администрациями в зоне конфликта. Более того из текста документа еще в первом чтении были изъяты все упоминания о Минских соглашениях.

Президент Петр Порошенко поспешил заявить, что новый закон «прокладывает путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем». «Это ключевой сигнал закона, который приняла Верховная рада по моей инициативе. Это сигнал и для Донбасса, и для Крыма: вы — неотъемлемая часть Украины», — написал он в Twitter.

Представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко сообщила, что Украина получила юридическую основу для подготовки к подаче в международные инстанции консолидированной жалобы на Россию как «страну-агрессора».

По мнению лидера партии «Народный фронт» Арсения Яценюка, принятие закона также дает возможность принять решение Совбеза ООН о введении миротворцев в Донбасс «на тех условиях, какие выгодны Украины».

Ранее Киев отклонил предложение Москвы о направлении в Донбасс охранной миссии ООН для обеспечения безопасности наблюдателей ОБСЕ, требуя ввести туда иностранные вооруженные силы, что противоречит минским соглашениям.

Первый замглавы фракции «Батькивщина» Сергей Соболев считает, что закон отвечает на главный вопрос: о возможности использования вооруженных сил в Донбассе. «Впервые мы признаем, что у нас никакая не силовая операция (так называемая АТО — антитеррористическая операция — прим. ТАСС), в связи с чем мы переходим к статусу, который определен ООН как право на самооборону с использованием вооруженных сил страны», — сказал он.

Этой точки зрения придерживается и секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов. Он прямо заявил, что благодаря закону о реинтеграции Донбасса у Киева появилось больше возможностей использования армии на востоке страны, так как в законе Россия «четко и недвусмысленно признана государством-агрессором, а территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей оккупированными».

Единственной парламентской партией, открыто выступившей против закона, оказался «Оппозиционный блок». «Этот закон не дает никаких сигналов жителям неподконтрольных [Киеву] территорий о том, что они являются полноценными гражданами Украины. Он не содержит механизмов возвращения территорий и людей, он не отвечает интересам государства, потому что не способствует возвращению территориальной целостности Украины», — заявил лидер партийной фракции в Раде Юрий Бойко.

«Более того, этот законопроект противоречит всем международным соглашениям и договоренностям, которые имеет наша страна. Этим законом «партия войны» хочет просто отделить территории и людей», — уверен он.

Крайне критически отнесся к решению Верховной рады и глава общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. «Парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации в Донбассе», — говорится в его заявлении. По словам политика, изначально декларировалось, что этот закон послужит реинтеграции — вернет Донбасс в правовое поле Украины. «Вместо этого — широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий. Именно территорий — не людей. И заклинание об «агрессоре», которое депутаты употребляют к месту и не к месту, которое не несет никакой содержательной нагрузки, а служит только для того, чтобы «продавливать» дискриминационный по отношению к гражданам Украины закон», — подчеркнул он.

Именно расширенные на законодательном уровне возможности использования президентом Украины вооруженных сил внутри страны и вызывают главные опасения в провозглашенных республиках Донбасса

«Этот закон позволит развязать руки украинской военщине. И все, что они раньше не могли делать, теперь смогут делать на «законных» основаниях. Это полностью нарушает минские договоренности», — заявил журналистам глава ДНР Александр Захарченко. По его мнению, принятием данного документа Киев продемонстрировал нежелание придерживаться мирного урегулирования. «Украина собралась воевать и создает для этого юридическую платформу», — добавил он.

В свою очередь представитель ЛНР в политической подгруппе контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Родион Мирошник заявил, что принятие закона отодвигает разрешение конфликта политико-дипломатическим путем на неопределенный срок. Кроме того, по его мнению, он «напрямую противоречит минским соглашениям, подменяя базовые понятия комплекса мер». «Минские соглашения — это международный договор, подписанный представителями Украины и утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН, он содержит обязательства Украины по мирному урегулированию конфликта, и эти обязательства с Киева никто не снимал», — напомнил он.

С тем, что новый закон, по сути, разрушает минский процесс, согласны и многие украинские политологи.

«Украина выехала из той колеи, которая была проложена минскими соглашениями по урегулированию конфликта в Донбассе. Теперь эти две политические конструкции (соглашения и закон — прим. ТАСС) будут конкурировать», — заявил в беседе с корреспондентом ТАСС директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

«Если в минских соглашениях прописан прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском, и при этом Россия, Германия и Франция выступают гарантами этого диалога, то в законе никаких представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей не существует, а только оккупационная администрация, — пояснил эксперт. — Более того, Россия в законе — уже не гарант, а оккупант, страна-агрессор, которая захватила украинские территории».

«Теперь любой, кто будет вести диалог, например, с Донецком и Луганском, может попасть под уголовную ответственность, — заметил Бортник. — Теперь и никакой амнистии не будет, потому что все, кто сотрудничал с оккупационной администрацией или ответственен за моральный и материальный вред, который нанесен Украине, подлежат уголовной ответственности».

Глава украинской общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб обращает также внимание на реальное усиление президентских полномочий. «Никаких шагов по реальному возврату Донбасса этот закон не предусматривает вообще — не для этого писался», — сказал он. — Его реальная цель — продолжение антиконституционной узурпации власти в руках президента».

В частности, отметил эксперт, Порошенко получает право использовать войска по своему усмотрению, без согласия парламента, под предлогом «противодействия агрессору». Теперь глава государства может воспользоваться приобретенным правом без каких-либо оснований. «Под это можно подвести все, что угодно и где угодно, в том числе массовые протесты людей, назвав их «пособничеством агрессору», — предрекает он. При этом власти, согласно закону, не несут теперь «юридической ответственности перед своими гражданами за все происходившее эти годы и происходящее сейчас на востоке страны».