3.09.2021/Москва/Вести «Не ходить на участки вообще, испортить бюллетень или не участвовать в электронном голосовании – такой текст обнаружили у себя на электронной почте подписчики онлайн-издания The Bell Елизаветы Осетинской. Вместо обычной ежедневной рассылки новостей – не что иное, как призыв бойкотировать осенние выборы в Госдуму. Формулировки – привычные для определенной публики. Мол, в России «давят на свободные СМИ», «оппозиция практически уничтожена». Здесь же – призывы выходить на некие одиночные пикеты 19 сентября. Короче говоря, почерк не журналистов, но пропагандистов.
Причем крайне агрессивных, объявляющих электоральный процесс заведомо «нечестным», и так далее. Ждать такого вполне можно было бы от того или иного иностранного агента. Или какой-нибудь нежелательной организации. Только отправитель и его почтовый адрес в каждом письме указаны четко – The Bell. Редакция которого ни к иноагентам, ни к нежелательным организациям, вроде бы, не имеет никакого отношения. Поэтому смотрится такое весьма странно, точнее, весьма провокационно.
«Гид по неочевидным схемам эмиграции». «Новые возможности для слежки в Москве». «Сколько стоят выплаты пенсионерам». Если начинать свое утро с таких текстов, есть риск, что в какой-то момент жить в России, правда, не захочется. А ведь это реальные заголовки материалов, которые интернет-издание The Bell рассылает своим читателям два раза в день. В четверг читатели получили агитку не ходить на выборы, написанную в знакомом им стиле. И пришла она с электронного адреса портала, который главный редактор Елизавета Осетинская называет бизнес-изданием.
«Издание The Bell, естественно, косит под бизнес-издание. Как в свое время в РБК, при всем уважении к этому изданию, когда главным редактором там работала Елизавета Осетинская, они очень любили называть себя бизнес-изданием, но постоянно писали о внесистемной политике», – отмечает политолог, руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
Само издание уверяет, что провокационных писем читателям не отправляло и вообще политикой не занимается:
«Это грубая подделка, к которой мы не имеем никакого отношения. Мы ее не писали и не отправляли. Все, что мы пока знаем об атаке, свидетельствует о том, что взломщики не получили доступа к данным подписчиков. The Bell не участвует в политической деятельности и никогда не призывает читателей ни к каким действиям».
На какое-то время сайт издания даже стал недоступным – якобы проводили технические работы для ликвидации последствий утреннего инцидента. Но некоторые эксперты увидели в действиях редакции попытку сдать назад.
«Это вполне могло быть рассылкой The Bell, которая была сделана. Они не думали, что она всплывет и вызовет такой резонанс. Но вот она выплыла, всем стало известно. Понятно, что The Bell понимает и осознает последствия. И, чтобы не попасть в список иноагентов, запрещенных организаций, они пытаются сейчас оправдаться», – комментирует ситуацию политолог, доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАНХиГС Сергей Карнаухов.
Действительно, несмотря на то, что проект создавался в том числе на грант от университета Беркли, а также на деньги от Европейского фонда поддержки демократии, в списке иноагентов The Bell пока не значится. Хотя внимание к такого рода СМИ у западных фондов сейчас особенно пристальное.
«В сентябре огромное количество конференций и zoom-конференций (из-за коронавируса) проходит с участием российских НКО, российских так называемых независимых журналистов и их кураторов на Западе. Всем нужно отчитываться за деньги, которые были получены на организации в начале 2021 года, так как с сентября у них открываются новые гранатовые окна, и им нужно создать максимальное количество шумихи вокруг своей деятельности», – объясняет правозащитник, глава Общественного комитета по выявлению иностранного вмешательства Александр Ионов.
Расследовать инцидент редакция The Bell позвала Group-IB – это одна из ведущих компаний по борьбе с киберпреступностью. Эксперты займутся и атаками, с которыми сайт столкнулся на прошлой неделе.
«Сейчас хакерские сложные взломы встречаются редко. То есть чаще всего хакеры пользуются нашей безалаберностью. The Bell говорит, что их взломали. Хотя, скорее всего, их администратор упустил логин-пароль. Или кто-то с правами администратора. И второе – если ящик взломан, с большой вероятностью он увидит список подписчиков», – отмечает эксперт по кибербезопасности и конкурентной разведке Андрей Масалович.
Кто может стоять за инцидентом? Стоит ли подписчикам волноваться за безопасность своих почтовых ящиков? Ищут ли проблему внутри коллектива? Об этом мы хотели спросить главного редактора The Bell. Но отвечать на наш запрос Елизавета Осетинская не стала.