Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы

19.09.2017/Москва/ТАСС Правительство в целом одобрило проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку — 2018-2020 годы. Расходы бюджета увеличены по сравнению с планом ведомства на 300 млрд. рублей в 2018 году и на 200 млрд. рублей в 2019 году.

Главной новостью нового бюджета стало повышение акциза на автомобильное топливо на 1 рубль в течение следующего года, которое будет ежегодно приносить в бюджет дополнительные 40 млрд. рублей.

В понедельник накануне заседания правительства по бюджетным проектировкам на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов министр финансов Антон Силуанов сообщил журналистам о предложении ведомства увеличить акциз на бензин и дизель на 50 копеек дважды в течение следующего года — с 1 января и с 1 июля. Предложение Минфина было одобрено вместе с проектом бюджета на трехлетку, но отдельно вопрос не рассматривался, уточнили ТАСС в пресс-службе ведомства.

По словам министра, решение было предложено в рамках поиска источников финансирования крупных проектов по строительству новых автомобильных дорог и инфраструктуры в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке.

Социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики станут основными направлениями расходов федерального бюджета РФ в 2018-2020 годах, заявил Силуанов. Основной объем расходов приходится на социальною сферу — это 36,4%, оборону — 29%, национальную экономику — 14,7%.

Общие параметры расходов бюджета в 2018-2019 годах увеличены по сравнению с теми, что были предусмотрены в законе о бюджете на 2017-2019 годы — на 300 млрд. рублей в

Прогнозируемый дефицит федерального бюджета в 2018 году составит 1,33 трлн. рублей при доходах в 15,18 трлн рублей и расходах в 16,51 трлн рублей. При этом дефицит бюджета РФ в 2019 году ожидается в размере 867,01 млрд. рублей, а в 2020 году — 960,32 млрд рублей.

Общий объем доходов федерального бюджета в 2019 и 2020 годах составит 15,55 трлн. рублей и 16,28 трлн. рублей, расходов — 16,42 трлн. рублей и 17,24 трлн. рублей соответственно. Ранее министр финансов сообщал, что Минфин скорректировал ожидания по дефициту федерального бюджета в 2018 году с 1,6% до 1,4% ВВП, после пересмотра макропрогноза.

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует в виде суверенных евробондов в объеме $7 млрд. ежегодно на срок до 30 лет. Одновременно Минфин в 2018-2020 годах может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд. в год в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешнему долгу.

Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2019 года планируется на уровне $71 млрд., следует из проекта бюджета. На 1 января 2020 года верхний предел госдолга предусмотрен на уровне $72 млрд., на 1 января 2021 года — $70,2 млрд.

Программа внутренних заимствований Минфина на 2018 год в виде ОФЗ составит 868 млрд рублей в 2018 году, следует из проекта бюджета. На 2019 год эта цифра составляет 870 млрд рублей, на 2020 год — 1,34 трлн рублей. Ранее ведомство озвучивало планы занимать на внутреннем рынке по 1 трлн рублей каждый год в течении предстоящей трехлетки.

Силуанов ответил, что бюджет в 2018-2020 годы сосредоточен на двух главных задачах. В отличии от прошлого года министр назвал приоритетной задачей стимулирование роста экономики и инвестиций. Второй главной задачей было обозначено обеспечение всех социальных обязательств государства.

«Бюджет настроен на решение этой задачи [роста экономики] — это и снижение дефицита бюджета, что позволяет Центральному банку проводить более мягкую денежно-кредитную политику. Мы видим уже результаты, думаем, что ЦБ может в рамках и тех прогнозов, которые сегодня рассматривало правительство, дальше смягчать денежно-кредитную политику. Для нас это самое главное условие для экономического роста, поскольку снижение стоимости кредитных ресурсов может существенно поддержать частные источники инвестиций», — пояснил глава Минфина.

Кроме того министр подчеркнул, что бюджет дает сигнал о том, что налоговое бремя не будет повышаться в ближайшую трехлетку. «Мы будем, наоборот, стимулировать предпринимателей вкладывать свои собственные средства в новые производства через инвестльготу в части налога на прибыль. Есть предложения и по стимулированию путем преференций налогообложению движимого имущества», — добавил он.

«Вторая задача — это сохранение тех наших социальных преимуществ, а также по обеспечению наших социальных обязательств не зависимо от того, как будут складываться внешние факторы для бюджета», — сообщил Силуанов. Он особо подчеркнул, что в последнее время ежегодно правительство было вынуждено вносить изменения в госпрограммы и пересматривать контракты, и что сейчас появилась возможность отойти от этой практики. «Этого не должно происходить, так как сейчас бюджет на трехлетку принят в реальном исполнении, и он обеспечен необходимыми ресурсами», — заключил Силуанов.

Правительство вместе с бюджетом одобрило проект закона, при котором с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) предлагается установить в сумме 9 тыс. 489 рублей, что равняется 85% прожиточного минимума.

МРОТ, который в настоящее время составляет 7,8 тыс. рублей, за три года повысится более чем на 50%, подчеркнул министр труда и социальной защиты Максим Топилин. С января 2019 года планируется довести МРОТ до 100% прожиточного минимума.

Суммарные расходы в бюджетной сфере на повышение МРОТ составят в 2018 году 26,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета — 7,2 млрд. рублей, в 2019 году — 43,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета — 12 млрд рублей, подсчитал Минтруд. По оценке ведомства, законопроект о поэтапном повышении МРОТ затрагивает 4 млн. работников.

Минфин продолжает настаивать на выплате дивидендов госкомпаниями из расчета 50% от прибыли по МСФО. Исходя из этой нормы в бюджет на трехлетку заложено поступление более 400 млрд. рублей ежегодно. Минфин также предусмотрел выплату дивидендов госбанков, которые рассчитаны с учетом показателя достаточности капитала.

Приватизация госактивов в 2018-2019 годах, согласно бюджету, будет приносить не более 10 млрд рублей ежегодно. Министр экономического развития Максим Орешкин отметил, что ситуация по конкретным сделкам зависит от рыночной конъюнктуры. По его словам, правительство по-прежнему держит курс на уменьшение доли государства в экономике и планирует по возможности увеличивать поступление в бюджет средств от продажи госактивов. Орешкин подчеркнул, что приватизации крупных пакетов госсобственности в бюджете не предусмотрено, но «возможно все».

В бюджет на 2017 год Минфин закладывал 138 млрд. рублей доходов от приватизации. На 2018-2019 годы, в законе о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы, заложено по 14 млрд. рублей. На 2017 год планировалась продажа нескольких крупных пакетов, в частности, приватизация акций ВТБ, «Совкомфлота», еще 8% акций «Алросы», 25% ОАО «Российские железные дороги», 50% акций «Русгидро» и 25% акций «Транснефти. Однако сделки были перенесены на более поздний период из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Расходы Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование дефицита федерального бюджета в 2018 году планируются на уровне 1,114 трлн. рублей, в 2019 и 2020 годах — 4,5 млрд. и 3,8 млрд. рублей соответственно.

Летом этого года министерство финансов предложило объединить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния на базе ФНБ. Замминистра финансов Владимир Колычев ранее сообщил, что Минфин рассматривал два варианта объединения Резервного фонда и ФНБ: либо полная их консолидация, либо установление объема перечислений из ФНБ в Резервный фонд. По словам Колычева, теоретически при объединении фондов может быть использована конструкция Стабилизационного фонда, объединявшего все резервы страны. Фонд был создан в 2004 году, а в 2008 году его разделили на ФНБ и Резервный фонд.

Финансирование программы «Цифровая экономика» не предусмотрено в представленном проекте бюджета на 2018 год и 2019-2020 годы.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович и помощник президента Андрей Белоусов сообщали о создании фонда «Цифровая экономика» для реализации программы. По словам последнего, правительство обсуждает возможность создания фонда цифровой экономики объемом 100 млрд. рублей; эти деньги помогут создать, в том числе, инфраструктуру (сети, ЦОДы, аппаратная часть).

Дворкович ранее говорил, что финансирование программы может осуществляться из отдельного фонда (по типу дорожного) или напрямую из бюджета. В фонд могли бы быть объединены отчисления операторов на устранение цифрового неравенства (УЦН; операторы связи отчисляют по 1,2% выручки в Фонд универсального обслуживания, который используется для УЦН), средства от продажи частот и другие средства.