Портфель заказов Росатома по нетрадиционным для отрасли продуктам составляет около 2 трлн рублей. Об этом заявил первый заместитель генерального директора — директор дирекции по ядерно-оружейному комплексу Росатома Олег Шубин.
«Поскольку мы являемся высокотехнологичной отраслью, с конца нулевых -десятых годов идет постепенное освоение новых, нетрадиционных продуктов. Всего в отрасли новых наименований около 80. <…> Только по новым продуктам портфель заказов составляет около 2 трлн рублей», — сказал он, выступая на саммите «Промышленная политика в новых реалиях». По словам Шубина, ежегодный рост выручки от реализации новых продуктов — порядка 20%. В 2021 году этот показатель составил 360 млрд рублей.
Ранее Шубин анонсировал создание отраслевого интегратора гражданских направлений. Сейчас высокотехнологичная гражданская продукция занимает 44% в выручке Росатома. План к 2025 году — 50%.
Говоря об импортонезависимости, Шубин подчеркнул, что Росатом был и остается практически полностью импортонезависимой отраслью. «Росатом — особая отрасль. Начиналась она как чисто оборонная, по своему способу существования с конца 1940-х годов была импортонезависима, таковой является до сих пор, что предусмотрено международными обязательствами по нераспространению», — сказал он. «С пуском в 1954 году Обнинской АЭС и спуском на воду в 1959 году атомного ледокола «Ленин» началась эра мирного атома. Эти продукты были полностью импортонезависимы. <…> Время прошло, доля ядерно-оружейного комплекса в продукции Росатома стала маленькой, а традиции импортонезависимости остались», — добавил Шубин.
В качестве примера он привел ледоколы проекта 22220 «Арктика». По словам Шубина, в 2012 году госкорпорацией было получено задание: атомный ледокол нового поколения должен быть полностью отечественным. «Усилиями Росатома и судостроительной промышленности была проведена большая работа. Ледоколы получились полностью отечественными», — подчеркнул замгендиректора Росатома, добавив, что с 2012 года стоимость их в рублях не изменилась. «Сегодня «Арктика» и «Сибирь» уже плавают, «Урал» сдаем. Мы их построили в срок и за те же деньги. Они полностью импортонезависимы», — сказал он.
Стенд для тестирования оборудования средне- и крупнотоннажных заводов СПГ в Санкт-Петербурге и завод по производству ПАН-прекурсора в Татарстане, по словам Шубина, также являются примерами импортонезависимой продукции, позволяющей замкнуть весь цикл производства на Россию. Отметил он также программное обеспечение, которое разрабатывается в Росатоме. «Поскольку мы всегда имели свое ПО в силу наших специфических оружейных особенностей, то и сегодня мы разрабатываем программное обеспечение для промышленности всей страны», — сказал он. Еще один пример, по словам Шубина — использование вычислительных мощностей и оборудования госкорпорации для целей фундаментальной науки. «Правительство разрешило нам допустить фундаментальную науку до наших вычислительных ресурсов и наших экспериментальных установок. Около 20 установок в двух федеральных ядерных центрах (ВНИИЭФ, г. Саров, Нижегородская область и ВНИИТФ, г. Снежинск, Челябинская область. Оба — предприятия ЯОК Росатома — прим. ТАСС) на которых сегодня могут работать ученые, занимающиеся фундаментальной наукой», — отметил замгендиректора Росатома.