Общие объемы перевозок угля по Восточному полигону к 2025 году могут вырасти до 121,7 млн тонн, к 2030 году — до 178,7 млн тонн, а к 2035 году — до 267,2 млн тонн в условиях переориентации экспортных поставок на Восток и сохранения объемов перевозок на внутренний рынок. Такая оценка приводится в стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2050 года. Ранее Минэнерго России сообщало, что по итогам 2023 года угольные компании нарастили перевозки по Восточному полигону на 6%, до 108 млн тонн. В стратегии отмечается, что вопрос развития Восточного полигона, а также Севморпути остро стоит в связи с переориентацией направлений экспортных поставок на Восток и прогнозируемым ростом добычи минерального сырья. Так, при сохранении объемов перевозок на внутренний рынок, уменьшении экспорта в западном направлении и сохранении тенденции наращивания поставок угля по другим направлениям общие объемы перевозок угля по Восточному полигону российских железных дорог к 2025 году составят 121,7 млн тонн, к 2030 году — 178,7 млн тонн, а к 2035 году — 267,2 млн тонн. Таким образом, перевозки к 2035 году могут вырасти в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом. В документе подчеркнули, что экспорт потенциально можно нарастить в страны Африки, Латинской Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого необходимо как увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры в Восточном направлении, так и увеличение перевалочных портовых мощностей на востоке страны и в западной ее части, а также строительство крупнотоннажного балкерного флота. Кроме того, по экспертной оценке, производство товарных руд и концентратов металлов горнорудными предприятиями, действующими, строящимися и проектируемыми в настоящее время, в пределах зоны охвата инфраструктуры Восточного полигона в 2025 году вырастет примерно в два раза — до 24 млн тонн, а в 2030 году составит 34,3 млн тонн. В результате пропускная способность Восточного полигона железных дорог должна обеспечивать суммарные объемы перевозок угля, а также руд и концентратов металлов. В 2025 году их общий объем составит не менее 146 млн тонн, в 2030 году — 213 млн тонн, а в 2035 году — 315 млн тонн, следует из опубликованной стратегии. О Восточном полигоне Восточный полигон железных дорог объединяет Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). В связи с тем, что эти магистрали работают на пределе пропускной способности, в настоящее время идет модернизация Восточного полигона. В 2022 году РЖД объявили о завершении первого этапа развития Восточного полигона, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн тонн. Второй этап программы рассчитан до конца 2024 года, общая пропускная способность Восточного полигона возрастет до 180 млн тонн в год. В 2023 году правительство РФ одобрило третий этап развития Восточного полигона РЖД. К 2032 году предполагается завершить строительство второго Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и других объектов. Эти меры позволят достичь к 2030 году провозной способности на Восточном полигоне до 210 млн тонн, а к концу 2032 году — 270 млн тонн.