ОСК запасается кранами

9.08.2017/Москва/Коммерсант К концу следующего года Северная верфь получит восемь мостовых кранов грузоподъемностью 20 и 350 тонн для своего нового эллинга. Смонтировать их в новом производственном здании в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) рассчитывают в конце 2018 года, но для этого к моменту получения техники эллинг должен находиться в финальной стадии строительства. Приступить к его возведению мешает отсутствие денег и одобрения проектной документации со стороны федерального Минпромторга. Если корпорация не успеет построить здание к моменту поступления кранов, технику стоимостью 4 млрд рублей будет некуда монтировать.

ОСК объявила конкурс, предполагающий поставку восьми новых мостовых кранов для петербургской Северной верфи. Тендер подразумевает получение кранов в финансовую аренду, за которую корпорация готова в сумме отдать не более 4,1 млрд рублей. По условиям открытого запроса предложений ОСК выберет лизингодателя (покупателя кранов, который передаст технику в пользование Северной верфи) к середине сентября. По условиям заказчика, ОСК выполнит свои финансовые обязательства перед победителем конкурса в течение 133 месяцев.

В конкурсной документации указано, что петербургский оборонный завод по итогам тендера получит четыре мостовых крана грузоподъемностью 20 тонн (по два с пролетами по 54 и 68 метров) и четыре мостовых крана грузоподъемностью 350 тонн (по два с пролетами по 56,5 и 70,5 метра). Согласно планам ОСК, завод должен последовательно получать по два крана во второй половине 2018 года: 31 августа, 30 сентября, 30 ноября и 31 декабря.

Все восемь кранов будут установлены в двухпролетном судостроительном эллинге с четырьмя стапельными местами, который в корпорации пока только планируют строить. Краны предназначены для организации корпусостроительных работ блочным и крупносекционным методом. О планах модернизации Северной верфи в ОСК заявили еще в конце 2015 года. С тех пор корпорация не может получить деньги на проект: сначала в финансировании отказали в федеральном правительстве, а с середины 2016 года наступил затяжной этап переговоров с крупными банками, которые не хотят кредитовать убыточный завод. Из ответа ОСК следует, что в корпорации вернулись к идее строить новые мощности на бюджетные деньги, а проектная документация на будущий эллинг находится на утверждении Минпромторга, распорядителя бюджета. Конкурс на выбор подрядчика будет объявлен после того, как федеральное ведомство одобрит документацию.

В целях экономии ОСК пришлось урезать первоначальный проект по созданию сухого дока на территории предприятия, удешевив его до строительства эллинга со стапельной плитой. По той же причине в документах закупки отсутствует мостовой кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, приобретение которого было анонсировано корпорацией в 2015 году.

«»Голиаф» рассматривался только в первоначальном варианте проекта с сухим доком. В условиях же горизонтальной стапельной плиты необходимость в таком кране отсутствует, так как судостроители верфи смогут передвигать судовые секции и блоки на судовозных комплексах»,— объяснили в ОСК. Краны в корпорации рассчитывают установить до конца 2018 года.

«Этот кран нужен, когда он накрывает несколько производственных площадок, перетаскивая крупные секции»,— сказал собеседник «Ъ» в судостроительной отрасли Петербурга. По его словам, монтаж кранов осуществляется на финальной стадии строительства эллингов, то есть производственное здание должно быть достроено к концу 2018 года. Аналогичный кран сегодня монтирует принадлежащий «Роснефти» завод «Звезда» в Большом Камне. К 2019 году эта верфь станет самой современной и оснащенной в России и составит ОСК серьезную конкуренцию в борьбе за крупные гражданские заказы.

Другой собеседник «Ъ» в отрасли сомневается, что Северная верфь сможет в короткие сроки справиться с возведением эллинга. В таком случае поставленная техника стоимостью 4 млрд рублей будет храниться на территории предприятия в ожидании денег на строительство.

Рассчитывать на кредиты заводу в ближайшие годы не приходится. Его финансовые показатели, на которые ориентируются банки при предоставлении кредитов, зависят от успехов в строительстве фрегатов проекта 22350 и корветов по проектам 20380 и 20385. «И если корветы более или менее строятся, то что делать с фрегатами, совершенно непонятно»,— утверждает источник «Ъ». Проблемы проекта касаются внутрикорабельной связи, турбин и ракетного комплекса. В настоящее время завод также претендует на получение рыболовецких заказов, переговоры по которым пока предпочитает не комментировать.

И. о. директора филиала QBF в Калининграде Алексей Голубев объяснил, что лизинг привлекательнее банковского кредита менее жесткими требованиями к заявке и более гибким графиком платежа. «При этом срок кредитования по лизингу длиннее. Если по кредитам это, как правило, один-три года, то по лизингу можно получить финансирование на пять-десять лет»,— отмечает господин Голубев. По его словам, по окончании действия договора объект перейдет в собственность ОСК.