ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ

В числе лидеров российского ОПК по праву находится НИИП имени В. В. ТИХОМИРОВА

Юрий Белый,

генеральный директор ОАО «НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова», член НТС ВПК при Правительстве РФ, член НТС Национальной Ассоциации авиаприборостроителей, академик Международной Академии информатизации, доктор технических наук

 

 Акционерное общество «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (АО «НИИП имени В. В. Тихомирова», г. Жуковский) было образовано 1 марта 1955 года как филиал Московского НИИ-17 Министерства авиационной промышленности. В 1994 году институту было присвоено имя его основателя – Виктора Васильевича Тихомирова. Указом Президента РФ № 412 от 23.04.2002 года ФГУП «НИИП» было преобразовано в акционерное общество. В настоящее время акционерами АО «НИИП имени В. В. Тихомирова» являются АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (владелец 57% акций) и АО «Концерн Радиоэлектронные Технологии» (43%), входящее в Государственную корпорацию «Ростех».

 

Первым научным руководителем, с 1956 г. – генеральным конструктором был Виктор Васильевич Тихомиров, выдающийся советский ученый в области радиолокации и автоматики, доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР, создатель первой отечественной авиационной РЛС, трижды лауреат Сталинской премии.

С 1998 г. предприятием руководит Юрий Иванович Белый, доктор наук (инжиниринг), профессор, академик Международной академии информатизации, дважды лауреат Национальной премии ФС ВТС «Золотая идея» и премии имени министра радиопромышленности СССР В. Д. Калмыкова.

НИИП – уникальное предприятие оборонно-промышленного комплекса России, т. к. с одной стороны, он – разработчик систем управления вооружением (СУВ) истребительной авиации, одной из основных задач которой является подавление средств ПВО противника, с другой стороны, он – разработчик зенитных ракетных комплексов средней дальности (ЗРК СД) ПВО Сухопутных войск, задачей которых является защита от средств воздушного нападения. На протяжении более чем полувековой истории существования предприятия оба этих направления развиваются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга.

Наиболее широко известны в мире такие разработки НИИП, как СУВ для самолетов МиГ-31, Су-27, Су-33, Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ, Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, а также ЗРК СД серий «Куб» («Квадрат») и «Бук» («Бук-М1», «Бук-М1-2», «Бук-М2», «Бук-М3»).  НИИП является головным предприятием по созданию радиоэлектронной интегрированной системы на основе активных фазированных решеток для истребителя 5-го поколения (ПАК ФА).

В области гражданской тематики в НИИП разрабатываются автоматизированные системы управления, диагностики и безопасности электропоездов и поездов метро. НИИП также специализируется на разработке гидроакустического оборудования для морских изысканий, поисковых работ на акваториях.

Продукция, разработанная в НИИП, эксплуатируется в 40 странах мира.

За 60-летний период существования института высокого звания Героя Социалистического Труда удостоены Гришин В. К., Растов А. А. и Фигуровский Ю. Н.

Лауреатами Ленинской и Государственной премий стали А. И. Акопян, Гришин В. К., Матяшев В. В., Растов А. А. и Фигуровский Ю. Н.

Лауреатами Государственной премии – Башкиров Л. Г., Капустин В. А., Клеев Н. Л., Козлов Ю. И., Медуницин Н. Б., Сапсович Б. И., Солнцев С. В., Поспелов Н. Г., Луневский В. Н., Федотченко А. И. (дважды).

Лауреатами премии Правительства РФ – Бекирбаев Т. О., Васючков В. В., Волошин Л. Г., Кауфман Г. В., Медведев Г. П., Пигин Е. А. (дважды), Сокиран В. И., Фёдоров С.В.

Более 800 сотрудников института награждены государственными наградами СССР и России.

НИИП неоднократно был отмечен различными почётными дипломами на международных конкурсах, форумах и выставках, накануне 50-летнего юбилея институту присвоено звание «Лауреат премии «Российский национальный Олимп» за служение российскому народу с вручением главной награды – «Золотой Олимп», ордена «За Честь и Доблесть» и соответствующих удостоверений и диплома. В 2016 году коллектив института отмечен благодарностью Президента Российской Федерации.

Все это свидетельствует о напряжённой и плодотворной работе научно-исследовательских отделений под руководством главных конструкторов направлений, о слаженной работе менеджмента, службы главного инженера и вспомогательных служб института.

 

РАЗРАБОТКИ ИНСТИТУТА

 

АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» является ведущим предприятием ОПК РФ по разработке ЗРК средней дальности ПВО Сухопутных войск и авиационных систем управления вооружением (СУВ).

 

ЗЕНИТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТОК

 

Историческая справка по ЗРК предшествующих поколений. К первому поколению ЗРК, разработанных в НИИП имени В. В. Тихомирова, относятся комплексы серии «Куб» (в экспортном исполнении «Квадрат», в квалификации НАТО – «SA-6»). Комплекс «Куб», принятый на вооружение в 1967 году, поставлялся в 27 стран мира и до настоящего времени стоит на вооружении многих стран. Более того, до последнего времени по заказу ряда стран институт проводил модернизацию комплекса с целью повышения его тактико-технических характеристик.

Звездным часом ЗРК «Квадрат» стала арабо-израильская война – «Война Судного дня» 1973 года. В период конфликта «Квадраты» уничтожили 64 самолета противника, израсходовав при этом 95 ракет. В сирийско-израильском конфликте 1974 года «Квадратами» при расходе 8 ракет было уничтожено 6 самолетов. 21 самолет был сбит в ходе ирано-иракского конфликта в 1980 году. ЗРК «Квадрат» подтвердил свою эффективность во многих последующих конфликтах.

Разработка второго поколения войскового самоходного ЗРК «Бук» (9К37) была начата в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1972 года и предусматривала использование кооперации из основных разработчиков и изготовителей созданного ранее ЗРК «Куб». Головным разработчиком нового ЗРК стал НИИП имени В. В. Тихомирова, главным конструктором А. А. Растов. Разработка ракет 9М38 была поручена свердловскому ОКБ «Новатор» во главе с Л. В. Юрьевым.

Испытания ЗРК «Бук» в полном заданном составе начались в ноябре 1977 года и продолжались до марта 1979 года. По сравнению с ЗРК «Куб-М4» новый ЗРК имел более высокие боевые и эксплуатационные характеристики и обеспечивал: одновременный обстрел до шести целей, большую надежность обнаружения целей за счет организации совместного обзора пространства станцией обнаружения целей (СОЦ) и шестью СОУ, высокую помехозащищенность за счет применения бортового вычислителя (БВ) РГСН и специального вида сигнала подсвета, большую эффективность боевого снаряжения ракеты.

ЗРК «Бук» был принят на вооружение в 1980 г. К этому моменту уже были развернуты работы по его модернизации с целью повышения боевых возможностей, защищенности от помех и противорадиолокационных ракет. Испытания нового варианта ЗРК, получившего обозначение «Бук-М1» были проведены в течение 1982 г. При этом было установлено, что он обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен с высокой вероятностью поражать крылатые ракеты и вертолеты, в т. ч. зависающие. Боевые средства ЗРК «Бук-М1» были взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК «Бук» без каких-либо доработок, была аналогична и штатная организация боевых формирований и технических подразделений.

На вооружение ЗРК «Бук-М1» был принят в 1983 г. и его серийное производство было налажено в кооперации предприятий, ранее выпускавших средства ЗРК «Бук».

В 1994-1997 годах этой же кооперацией во главе с НИИП имени В. В. Тихомирова была выполнена работа по созданию ЗРК «Бук-М1-2» (главный конструктор Е. А. Пигин). За счет применения новой ракеты 9М317 (разработчик и изготовитель ЗУР – Долгопрудненское научно-производственное предприятие, главный конструктор В. П. Эктов) и модернизации других средств комплекса была обеспечена возможность поражения тактических баллистических и авиационных ракет на дальности до 20 км, элементов высокоточного оружия, надводных кораблей и наземных целей. Одновременно с этим были увеличены границы зон поражения по дальности и по высоте.

ЗРК «Бук-М1» и «Бук-М1-2» экспортировались в ряд зарубежных стран и до настоящего времени несут службу в России.

 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУК-М2Э»

 

Всепогодный, многоканальный, высокомобильный, многофункциональный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) третьего поколения «Бук-М2Э» предназначен для поражения самолетов стратегической и тактической авиации, вертолетов (в том числе зависающих), крылатых ракет и других аэродинамических летательных объектов во всём диапазоне высот их возможного применения, тактических баллистических и авиационных ракет, управляемых авиабомб в условиях интенсивного радиоэлектронного и огневого противодействия противника, а также для обстрела надводных и наземных радиоконтрастных целей.

Основным отличием нового ЗРК от комплексов предыдущих поколений явилось введение в радиолокационные средства фазированных антенных решеток (ФАР) с электронным управлением лучом, что позволило обеспечить отражение комплексом массированного налета средств воздушного нападения (СВН) в составе до 24 целей.

В составе ЗРК «Бук-М2Э» появилось также новое боевое средство – радиолокатор подсвета и наведения (РПН), который позволяет в 1,5 раза увеличить дальность обнаружения низколетящих целей.

Состав ЗРК «Бук-М2Э»:

Боевые средства: командный пункт (КП) 9С510Э; станция обнаружения целей (СОЦ) 9С18М1-3Э; до шести самоходных огневых установок (СОУ) 9А317Э и радиолокаторов подсвета и наведения (РПН) 9С36Э – в любом их сочетании. Количество СОУ и РПН в составе ЗРК определяется заказчиком. При этом общее их количество – не более 6 единиц. На каждой СОУ размещается до четырех ЗУР, на РПН ЗУР отсутствуют; пуско-заряжающие установки (ПЗУ) 9А316Э, придаваемые по одной каждой СОУ 9А317Э и по одной-две– каждому РПН. На каждой ПЗУ на направляющих опорах размещается до четырех готовых к пуску ракет и до четырех ракет на транспортных опорах; зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М317.

Трехкоординатная СОЦ осуществляет круговой обзор пространства электронным сканированием луча диаграммы направленности антенны по углу места и механическим вращением по азимуту с помощью электрогидравлического привода. При этом обеспечивается обнаружение целей, их сопровождение, опознавание и распознавание, обработка радиолокационной информации и ее передача на КП по телекодовому каналу связи.

КП осуществляет автоматизированное управление боевыми действиями ЗРК в составе одной СОЦ и до шести СОУ (РПН), а также взаимодействие с вышестоящим КП.

При этом КП обеспечивает сбор, обработку и отображение информации о воздушной обстановке, поступающей от СОЦ, СОУ (РПН) и вышестоящего КП, а также автоматическую информационную подготовку и выработку оптимального варианта решения задачи целераспределения и выдачи целеуказания на СОУ (РПН). КП организует работу всего ЗРК в специальных режимах работы при неполном функционировании его элементов в условиях активных помех и при применении противорадиолокационных ракет. На КП осуществляется сбор данных о состоянии элементов ЗРК, документирование и хранение записей процессов боевой работы, комплексная тренировка боевых расчетов.

При необходимости КП может быть доработан для автоматизированного управления боевыми машинами ЗРК «Тор-М2Э».

СОУ (РПН) осуществляет секторный поиск по данным целеуказания с КП или автономно, обнаружение, опознавание, распознавание, автоматический захват, автосопровождение и обстрел (только с СОУ) до четырех целей одновременно. РЛС СОУ (РПН) осуществляет обзор пространства в секторе электронным сканированием луча диаграммы направленности ФАР по углу места и по азимуту. Положение сектора по азимуту в пространстве изменяется механическим перемещением антенного поста СОУ и РПН (в СОУ вместе с пусковым устройством (ПУ) электрическим силовым приводом.

Все операции боевой работы осуществляются в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах. Функции и возможности РПН аналогичны СОУ, но в отличие от нее РПН не имеет собственного ПУ, а его антенный пост поднимается на выдвижной телескопической мачте на высоту до 21 метра. СОУ и РПН могут одновременно управлять одной или двумя придаваемыми ПЗУ соответственно.

В цифровой вычислительной системе (ЦВС) СОУ (РПН) в соответствии с параметрами движения каждой сопровождаемой цели формируются модели полета ракет, рассчитываются зоны пуска и «полетные задания» для ракет.

Наклонные пуски ракет производятся с ПУ СОУ или ПУ ПЗУ. Пуски ракет с ПЗУ осуществляются только по командам с СОУ (РПН). ПЗУ также обеспечивает заряжание (разряжание) ракет на СОУ и на себе.

Наведение ракеты на цель осуществляется комбинированным способом: на начальном участке полета – инерциальное наведение по оптимальной траектории с радиокоррекцией траектории полета по командам с СОУ (РПН), а на конечном участке – самонаведение по данным полуактивной РГСН ракеты.

При подготовке ракеты к пуску ПУ СОУ (антенный пост РПН) непрерывно автоматически наводится на упрежденную точку цели по данным РЛС и ЦВС СОУ (РПН), а ось антенны РГСН ЗУР – по линии визирования «цель-ракета». «Полетное задание» автоматически вводится в бортовой вычислитель (БВ) РГСН ЗУР.

При сходе ракеты СОУ (РПН) автоматически начинает подсвет сопровождаемой цели прерывистым излучением. В сигналах подсвета цели на ракету передаются сигналы радиокоррекции траектории полета ЗУР, учитывающие изменение параметров движения цели. Ракета наводится в расчетную точку захвата цели по командам БВ РГСН в соответствии с запомненным «полетным заданием» и поступающими сигналами радиокоррекции. Ось антенны РГСН удерживается на линии визирования «цель-ракета». После захвата цели РГСН обеспечивает самонаведение ракеты на цель, подсвечиваемую СОУ (РПН).

При подлете ЗУР к цели включается активный радиолокационный взрыватель, который обеспечивает подрыв боевой части.

Каждая боевая машина комплекса оборудована автономными средствами электроснабжения, жизнеобеспечения и навигации.

Для автоматизированного управления группой ЗРК «Бук-М2Э» может использоваться мобильная автоматизированная система управления командного пункта бригады (группы) типа «Поляна-Д4М1».

Боевые средства комплекса могут поставляться на гусеничном или колесном шасси. Экспортный вариант комплекса «Бук-М2Э» пользуется повышенным спросом на внешнем рынке.

 

 

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «БУК-М3»

 

Состав ЗРК «Бук-М3» аналогичен составу ЗРК «Бук-М2Э»: пункт боевого управления (ПБУ), станция обнаружения целей (СОЦ), до шести самоходных огневых установок (СОУ) или радаров подсвета и наведения (РПН) в любом сочетании, до двенадцати пусковых установок (ПУ). Количество пусковых установок определяется исходя из целесообразности придания СОУ одной ПУ, РПН – двух.

ЗРК «Бук-М3» обеспечивает одновременную обработку информации о воздушной обстановке множество целей по данным собственных средств обнаружения целей, входящих в состав ЗРК, и по данным от вышестоящих командных пунктов (ВКП) и придаваемым к ЗРК средствам разведки. В полной комплектации ЗРК обеспечивает одновременный обстрел до 36 воздушных целей, летящих с любых направлений.

Основные преимущества по сравнению с ЗРК третьего поколения. По сравнению с ЗРК «Бук-М2» в 1,5 раза увеличены: возимый боекомплект, зоны поражения, количество одновременно обстреливаемых целей. Повышены помехозащищенность и живучесть комплекса, а также его эксплуатационные характеристики, в т. ч. за счет применения контейнеров ЗУР.

В настоящее время ЗРК «Бук-М3» не имеет аналогов в мире среди ЗРК своего класса

 

АВИАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТОК

 

Наиболее известны в мире такие разработки НИИП, как радиолокационные системы управления вооружением для самолетов МиГ-31, Су-27, Су-33, Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ, Су-27СМ, Cу-30СМ, Су-35

CУВ «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ-31. Система управления вооружением (СУВ) «Заслон» предназначена для поиска, обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, летящих в передней и задней полусферах, на фоне свободного пространства и фоне земной и водной поверхности, при организованном помеховом противодействии. Система управления вооружением устанавливается на самолетах МиГ- 31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии, ведения автономных и групповых действий, взаимодействия с системами НАСУ и АСУ.

Применение. Перехват и уничтожение воздушных целей, летящих на высотах 50-28000 метров в передней и задней полусферах, в том числе на фоне земли, в сложных метеоусловиях, при маневрировании и использовании и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.

Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна обмениваться в автоматическом режиме информацией о целях, находящихся на сопровождении в полосе шириной 800 км, находясь на удалении до 2 000 км от наземного командного пункта, с передачей информации о целях на наземный или воздушный командный пункт.

Самолет МиГ-31 способен наводить на цели до трех самолетов МиГ-23, МиГ-29, Су-27 без включения радиолокаторов этих самолетов. Система управления вооружением в составе самолета МиГ-31 обеспечивает применение вооружения: Р-33Э, РВВ-АЕ, Р-73Э.

СУВ «Меч» для истребителей серии Су-27, Су-30. СУВ «воздух-воздух», «воздух-поверхность» предназначена для поиска, опознавания, прицеливания на встречно-пересекающихся курсах и в задней полусфере по воздушным целям в свободном пространстве и на фоне земной и водной поверхности. СУВ устанавливается на самолетах типа Су-30МК2, Су-27СМ, предназначенных для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по наземным и надводным целям с применением управляемых и неуправляемых видов АСП при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а также для дальнего патрулирования и сопровождения.

Применение. В процессе боевого применения самолета Су-30МК2 система управления вооружением обеспечивает решение следующих задач: вывод самолета в район заданной цели; поиск, обнаружение, опознавание, захват, автосопровождение, определение координат и параметров движения воздушных целей; прицеливание, формирование целеуказания, команд и сигналов управления оружием и самолетом;  поражение воздушных целей при применении управляемых ракет с РТС и ТГС и встроенной пушки; полет по запрограммированному маршруту и вывод на запрограммированную наземную цель заданного направления.

РЛСУ «Барс» для истребителей серии Су-30МКИ, Су-30СМ. Многофункциональная РЛСУ «Барс» предназначена для обеспечения экипажа и систем управления оружием информацией о воздушных и наземных радиоконтрастных целях, их координатах и характеристиках, с точностями необходимыми для принятия решения об атаке и проведения самой атаки АСП.

Применение. Радиолокационная система управления РЛСУ «Барс» применяется на модифицированных многоцелевых самолетах экспортного исполнения Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ и отечественного Су-30СМ.

БАРС обеспечивает следующие режимы боевого применения: дискретное сопровождение, подготовку и одновременное наведение в дальнем воздушном бою управляемых АСП «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р(ЭР), Р-27Т(ЭТ), Р-72Э  при обстреле от 1-ой  до 4-х воздушных целей; в режимах  ближнего воздушнего боя для обстрела применяются управляемые АСП «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р (ЭР), Р-27Т(ЭТ), Р-72Э и ВПУ;  сопровождение (до двух наземных или морских целей), подготовку и наведение одной управляемой АСП Х-31А по морской цели; сопровождение, выдачу предварительного ЦУ в ОЭПрНК для обстрела наземной цели управляемыми АСП «воздух-земля», а также неуправляемыми АБ; в режиме атаки одной наземной цели одновременное обнаружение воздушных целей или обстрел в дальнем воздушном бою одной цели в комбинированном режиме; выдачу информации в САУ и СИ для управления полетом истребителя при атаке в режимах «воздух-воздух», «воздух-море» и «воздух-земля»; оценку состояния аппаратуры и оружия на всех этапах наземной подготовки и в полете; выдачу информации для регистрации параметров в системе объективного контроля (СОК); работу в условиях организованных (активных и пассивных) помех и сопровождение одного помехопостановщика с проведением атаки в ППС и ЗПС.

При проведении групповых действий  обеспечивает сбор информации о целях  и выдачу целеуказаний  (целераспределении в группе самолетов)  ведомым группы самолетов  и проведения  атаки (боевого применения)  каждым ведомым группы по  четырем воздушным целям или одной наземной (морской) цели.

РЛСУ «Ирбис-Э» для истребителя Су-35. РЛСУ «Ирбис» представляет собой многофункциональную систему Х-диапазона на базе ФАР с электронным управлением лучом, размещенной на двухстепенном приводе (азимутальном и креновом) и перспективной вычислительной системы. В состав радиолокационной системы управления также входят аппаратура запросчика государственного опознавания, работающая в режимах Mk-XA и блок микронавигации.

РЛСУ «Ирбис» обеспечивает обнаружение, сопровождение и измерение координат воздушных, наземных, надводных целей днем и ночью, в любых погодных условиях при наличии естественных и организованных помех. 

Тактико-технические характеристики.

Режим «воздух-воздух»: дальность обнаружения целей с ЭПР 3 кв. м – 350 км; зона обзора: по углу места: ± 60 градусов; по азимуту: ± 120 градусов. Количество обнаруживаемых и сопровождаемых целей – 30 шт. Количество одновременно обстреливаемых воздушных целей — до 8 шт.

Режим «воздух-поверхность»: картографирование с синтезированной апертурой с разрешением 3 метра; картографирование реальным лучом в режиме ДОЛ; селекция наземных движущихся целей; сопровождение до 4 наземных целей; сопровождение одной наземной цели с сохранением обзора воздушного  пространства.

Применение. Радиолокационная система управления «Ирбис» используется на всех этапах боевого применения при взаимодействии с комплексом бортового оборудования самолета, а также с комплексами бортового оборудования самолетов группы в условиях ближнего и дальнего воздушного боя, при ведении одиночных и групповых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, как над своей территорией, так и над территорией противника, при наличии естественных и преднамеренных помех

 

ГИДРОЛОКАТОРЫ СЕРИИ «НЕМАН»

 

Гидролокаторы серии «Неман» – малогабаритные многофункциональные аппаратно-программные комплексы набортного исполнения, предназначенные для получения акустического изображения дна с высоким разрешением, эхолотного и площадного промера глубин акваторий, исследования структуры толщи дна, а также поиска и обследования навигационных опасностей, малоразмерных объектов на дне и в толще воды.

Линейка гидролокаторов серии «Неман».

Комплекс гидролокационный (ГК) «Неман ГБО» – набортный гидролокатор бокового обзора (ГБО), предназначен для получения высококачественного акустического изображения поверхности дна, поиска и обследования навигационных опасностей, малоразмерных объектов на дне и в толще воды.

Комплекс гидролокационный (ГК) «Неман ГБОЭ» – набортный гидролокатор бокового обзора с промерным эхолотом (ГБО), предназначен для получения высококачественного акустического изображения поверхности дна с эхолотным промером (инструментальная оценка рельефа дна), поиска и обследования навигационных опасностей, малоразмерных объектов на дне и в толще воды.

Комплекс гидролокационный «Неман ДГБО» – набортный двухчастотный гидролокатор бокового обзора (ДГБО), предназначен для одновременного получения высококачественного акустического изображения поверхности дна в двух частотных диапазонах: в низкочастотном диапазоне обеспечивается большая дальность обзора, а в высокочастотном диапазоне обеспечивается высокая четкость изображения в ближней зоне обследования

Особенности: полнофункциональное программное обеспечение
(выкладка на планшет, определение координат и размеров объектов в реальном времени); высокая энергетика при малом потреблении; высокая разрешающая способность; высокая помехоустойчивость; устойчивость к внешним воздействующим факторам по ГОСТ РВ 20.39.304-98 , группа 2.2.

Специалисты НИИП участвуют в поисковых экспедициях «Поклон кораблям Великой Победы» с 2005 года. На счету гидролокаторов серии «Неман» уже более десятка исторически значимых затонувших объектов, в том числе уникальнейшая находка – линейный парусник Российской империи «Лефорт», погибший в 1857 году.

В январе 2017 года приказом министра обороны РФ гидролокационные комплексы «Неман» приняты на снабжение ВМФ РФ.

 

АСУ ДЛЯ ПОЕЗДОВ МЕТРО И ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ

 

В области гражданской тематики в НИИП разрабатываются автоматизированные системы управления, диагностики и безопасности электропоездов и поездов метро.

АСУ «Витязь» для метропоездов. АСУ «Витязь» – система управления и диагностики, построенная как многопроцессорная локальная вычислительная сеть. Система «Витязь» работает в режиме реального времени и обеспечивает автоматизированное управление поездным и вагонным оборудованием, безопасность движения, диагностику и регистрацию параметров движения и технического состояния поезда.

Система «Витязь» выполняет следующие функции: обеспечение управления поездом и вагонным оборудованием в режиме ручного и автоматического управления с учетом авторежима; автоматическое ограничение скорости поезда по сигналам с рельсовой линии; сигнализацию о допустимой, предупредительной и текущей скоростях; обеспечение технической диагностики вагонов поезда и сигнализации о неисправностях вагонного оборудования и самой системы; автоматическое ведение поезда по перегону;  прицельную остановку состава на станции.

Применение. В настоящее время разработанные в институте автоматизированные системы управления серии «Витязь» эксплуатируются в Московском, Казанском, Петербургском и Нижегородском метрополитенах, а также за рубежом – в метрополитенах городов София, Баку и Будапешт.

АСУ для электропоездов. В настоящее время успешно эксплуатируются системы управления и диагностики на базе комплекса УПУ (унифицированный пульт управления) для электропоездов постоянного и переменного тока производства ОАО «ДМЗ» (серии ЭД4, ЭД9, ЭП2Д, ЭП).

Готовится к эксплуатации опытный электропоезд производства ОАО «ТВЗ»-ЭГ2Т. Данный электропоезд оснащен современным тяговым и тормозным оборудованием, системами обеспечения комфорта и безопасности пассажиров, не уступающими мировому уровню.

Электропоезд оснащен комплексной системой управления и диагностики разработки АО «НИИП имени В. В. Тихомирова».   Применение комплекса УПУ позволяет обеспечить эффективность эксплуатации по следующим показателям:

повышает уровень безопасности движения и надежность работы машиниста при высоком уровне работоспособности за счет снижения нагрузок на машиниста при управлении;

повышает качество пригородных пассажирских перевозок на основе мониторинга состояния мотор-вагонного подвижного состава;

максимально унифицирует номенклатуру оборудования и требования к навыкам машиниста;

повышает экономическую эффективность благодаря выдерживанию времени хода в соответствии с графиком движения поездов, повышению надежности и долговечности тягового, тормозного и вспомогательного оборудования;

техническая эффективность пульта машиниста комплекса УПУ-3 заключается в возможности предупредить статистически устойчивые случаи нарушения безопасности движения;

использование диагностики и регистрации параметров движения позволяет получить полную и объективную информацию о техническом состоянии систем и оборудования электропоезда, о правильности действий машиниста.

 

Историческая справка

 

ЗЕНИТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТОК 

 

К первому поколению ЗРК, разработанных в НИИП имени В. В. Тихомирова, относятся комплексы серии «Куб» (в экспортном исполнении «Квадрат», в квалификации НАТО – «SA­6»). Комплекс «Куб», принятый на вооружение в 1967 году, поставлялся в 27 стран мира и до настоящего времени стоит на вооружении многих стран. Более того, до последнего времени по заказу ряда стран институт проводил модернизацию комплекса с целью повышения его тактико­технических характеристик.

Звездным часом ЗРК «Квадрат» стала арабо­израильская война – «Война Судного дня» 1973 года. В период конфликта «Квадраты» уничтожили 64 самолета противника, израсходовав при этом 95 ракет. В сирийско­израильском конфликте 1974 года «Квадратами» при расходе 8 ракет было уничтожено 6 самолетов. 21 самолет был сбит в ходе ирано­иракского конфликта в 1980 году. ЗРК «Квадрат» подтвердил свою эффективность во многих последующих конфликтах.

Разработка второго поколения войскового самоходного ЗРК «Бук» (9К37) была начата в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1972 года и предусматривала использование кооперации из основных разработчиков и изготовителей созданного ранее ЗРК «Куб». Головным разработчиком нового ЗРК стал НИИП имени В. В. Тихомирова, главным конструктором А. А. Растов. Разработка ракет 9М38 была поручена свердловскому ОКБ «Новатор» во главе с Л. В. Юрьевым.

Испытания ЗРК «Бук» в полном заданном составе начались в ноябре 1977 года и продолжались до марта 1979 года. По сравнению с ЗРК «Куб­М4» новый ЗРК имел более высокие боевые и эксплуатационные характеристики и обеспечивал: одновременный обстрел до шести целей, большую надежность обнаружения целей за счет организации совместного обзора пространства станцией обнаружения целей (СОЦ) и шестью СОУ, высокую помехозащищенность за счет применения бортового вычислителя (БВ) РГСН и специального вида сигнала подсвета, большую эффективность боевого снаряжения ракеты.

ЗРК «Бук» был принят на вооружение в 1980 г. К этому моменту уже были развернуты работы по его модернизации с целью повышения боевых возможностей, защищенности от помех и противорадиолокационных ракет. Испытания нового варианта ЗРК, получившего обозначение «Бук­-М1» были проведены в течение 1982 г. При этом было установлено, что он обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен с высокой вероятностью поражать крылатые ракеты и вертолеты, в т. ч. зависающие. Боевые средства ЗРК «Бук­-М1» были взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК «Бук» без каких­либо доработок, была аналогична и штатная организация боевых формирований и технических подразделений.

На вооружение ЗРК «Бук­-М1» был принят в 1983 г. и его серийное производство было налажено в кооперации предприятий, ранее выпускавших средства ЗРК «Бук».

В 1994-­1997 годах этой же кооперацией во главе с НИИП имени В. В. Тихомирова была выполнена работа по созданию ЗРК «Бук­-М1­-2» (главный конструктор Е. А. Пигин). За счет применения новой ракеты 9М317 (разработчик и изготовитель ЗУР – Долгопрудненское научно­производственное предприятие, главный конструктор В. П. Эктов) и модернизации других средств комплекса была обеспечена возможность поражения тактических баллистических и авиационных ракет на дальности до 20 км, элементов высокоточного оружия, надводных кораблей и наземных целей. Одновременно с этим были увеличены границы зон поражения по дальности и по высоте.

ЗРК «Бук­-М1» и «Бук­-М1-­2» экспортировались в ряд зарубежных стран и до настоящего времени несут службу в России.

 

Юрий МУХИН

ЗРК «Бук­-М1» и «Бук­-М1­-2» экспортировались в ряд зарубежных стран и до настоящего времени несут службу в России

 

Игорь РУДЕНКО

РЛСУ «Ирбис» для истребителя Су-­35С представляет собой многофункциональную систему Х­-диапазона на базе ФАР с электронным управлением лучом, размещенной на двухстепенном приводе (азимутальном и креновом) и перспективной вычислительной системы

 

Игорь РУДЕНКО

РЛСУ «Барс» применяется на модифицированных многоцелевых самолетах экспортного исполнения Су­-30МКИ, Су­-30МКИ(А), Су­-30МКМ и отечественного Су-­30СМ

 

Фотоархив НИИП

СУВ «Меч» устанавливается на самолетах типа Су­-30МК2, Су­-27СМ, предназначенных для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по наземным и надводным целям

 

Фотоархив НИИП

Система управления вооружением «Заслон» и «Заслон­-М» устанавливаются на самолетах МиГ­-31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии