Источник в силовых структурах ДНР подтвердил эту информацию. Позднее гибель главы самопровозглашенной республики подтвердил депутат народного совета ДНР Владислав Бердичевский.
Временно исполнять обязанности главы республики вместо погибшего Александра Захарченко будет один из трёх заместителей председателя Совета министров самопровазглашенной республики.
Претендентами на этот пост стали — Александр Тимофеев, Екатерина Матющенко или Дмитрий Трапезников.
КОММЕНТАРИИ
Александр Михайлов, ведущий эксперт Бюро военно-политического анализа:
— Это преступление отбрасывает на несколько шагов назад все договоренности, которые Россия и донецкие республики достигли с международными партнерами по Минскому соглашению. Найти теперь объективный и устраивающий всех выход из ситуации будет в два раза сложнее, так как со стороны ополченцев будет еще более понятное желание активизировать свои силовые действия в отношении ВСУ, а со стороны Украины – непонятное дипломатическое полу-молчание. Масса проблем ждет Донбасс: с кем будет выстраиваться диалог? Как изменится конфигурация элит в республиках? Вдобавок, очень не хочется увидеть эскалацию вооружений в обе стороны, а такая вероятность, к сожалению, зашкаливает. А еще недавно мы радовались тому, что это лето в Донбассе было спокойным – ведь за все месяцы практически никто не погиб.
Вячеслав Володин, Председатель Госдумы РФ:
Мы неоднократно становились свидетелями того, как на Украине уничтожают неугодных киевскому режиму представителей власти, журналистов, общественных деятелей. Киевские власти, с одной стороны, заявляют о необходимости реализации минских соглашений и выступают за мирное урегулирование ситуации в ДНР и ЛНР, с другой – террористическими методами избавляются от законно избранных представителей власти на Донбассе. Это беспредел, который обнуляет все те шаги, которые уже несколько лет предпринимают Россия и мировое сообщество для прекращения войны на юго-востоке Украины. Убийство главы ДНР обнуляет смысл минских договоренностей. Было бы правильно, чтобы Парламентская Ассамблея ОБСЕ дала свою оценку случившемуся и призвала украинские власти к ответу за это преступление. Все причастные к этому теракту должные понести наказание.
Константин Косачев, глава международного комитета Совета Федерации:
— Убийство Александра Захарченко негативно скажется на реализации минского процесса. С этой точки зрения новость о гибели главы ДНР ужасна. Сейчас ясно одно — те, кто это сделал, никак не заинтересованы в мирном и политическом решении конфликта в Донбассе.
Андрей Родкин, официальный представитель ДНР в России в 2014-15 годах:
— У меня и фоток-то с Захаром нет. Как-то так вышло, хотя чуть не ежедневно виделись в мае-июне 14-го. Комментарий трудно давать — и больно, и не время для неприятных вещей, и голову нельзя в песок засовывать. Гибель Захарченко — страшный пример того, что на восставшем Донбассе ежеминутно рискует жизнью каждый, хоть глава республики, хоть ребенок. Сашу я знал лично, конечно — больно, как и при каждой смерти товарища. Сейчас не время обсуждать, каким он был руководителем. Да, не секрет, что к нему накопилось много претензий. Произошла трагедия, но очень хочется верить, что новое руководство республики сможет сделать жизнь дончан лучше. Это реально и они это заслужили. Давайте скажем прямо — очень многое зависит от России: и в том, чтобы убийство людей на Донбассе прекратилось, и в том, насколько подходящие люди будут управлять республиками и заботиться об населении.
Денис Пушилин, глава Народного Совета ДНР:
— Это очередная агрессия со стороны Украины. Донецк отомстит за это преступление.
Леонид Калашников, глава комитета Госдумы по делам СНГ:
— За этим убийством не мог стоять никто, кроме тех, кто заинтересован в ослаблении ДНР. А заинтересованы, конечно, нынешние киевские власти и никто другой. Цель таких действий — ослабить стойкость людей, которые смогли организовать других. Покушение сделано в надежде на то, что на смену придет менее твердый в убеждениях человек.
Александр Асафов, политолог:
— Вероятность теракта равняется 100 процентам. Теракты планировались несколько раз и на этот раз это удалось. Это испытание на прочность республики, но я думаю, что она устоит.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Убийство лидера ДНР Захарченко может стать спусковым крючком для дальнейших очень опасных событий. То, что минский процесс зашёл в тупик, известно давно. Как и тот факт, что возобновление боевых действий устроило бы, как минимум, отдельные группы по обе стороны линии размежевания. А учитывая крайне запутанное и напряженное состояние дел между Россией и США, очередной взрыв горячего конфликта снова выводит украинский вопрос на авансцену.
Бывший директор ФСБ России, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Ковалев:
— Скорее всего, это действия Службы безопасности Украины, действия государства, которое называется Украиной. Украина использует террор как средство расправы со своими противниками. Я не считаю, что убийство Захарченко приведет к каким-то кардинальным изменениям, но будет странно, если Запад никак не отреагирует на ситуацию, связанную с активизацией террористической деятельности на Украине.
Иван Охлобыстин, актер:
— Захарченко был прекрасным человеком, отличным организатором. Был настоящим другом и патриотом своей родины. Я в отчаянии.
Алексей Мартынов, политолог, специалист по непризнанным республикам:
— Это, безусловно, теракт. Конечно, сегодня на Украине кто-то назовет это «успешной диверсионной операцией украинских спецслужб», но это терроризм. Потому, что эта акция была реализована в публичном месте. В кафе, где вокруг ходят мамочки с колясками, где сидят обедают или выпивают люди. Так что – это теракт. Конечно, это работа украинских спецслужб. Несмотря на то, что происходит сейчас, одна из сильных спецслужб после развала СССР оставалась там. Вторая после России – те же традиции, те же наработки, все — «из одной шинели Дзержинского». Безусловно, подобные вещи резко затормозят Минский процесс – ДНР-ЛНР откажутся в нем участвовать. Это событие ставит под серьезный вопрос всю ситуацию в регионе, может привести к серьезной дестабилизации. Не исключаю, что сегодняшнее «мероприятие» было приурочено к разморозке «горячей фазы» конфликта на Донбассе, которую неоднократно анонсировал Порошенко. Не стоит забывать – на днях в Киеве был Болтон, который дал понять Порошенко, что в США видят следующим президентом Украины Юлию Тимошенко. Понятно, что видя такое развитие ситуации, Порошенко решил разморозить конфликт, перевести его обратно в фазу кровопролития. Террористическое убийство легендарного донбасского командира и вождя в этот сценарий абсолютно вписывается.
Вячеслав Плотников, ветеран МВД, подполковник милиции в отставке:
— Конечно, обидно, что погиб лидер Донецкой народной Республики Захарченко. Руководство и жители ДНР и Луганской республики как самоотверженные и патриотичные люди держатся и не сдаются украинским властям, которые противостоят здравому смыслу. Распад Украины был закономерен, но украинские националисты не желают сдаваться и желают подорвать самоотверженость людей провозглашенных республик. Известно, что несколько раз уже пытались провести терракты в отношении Захарченко, но они были неудачными. Но существует одно но… ДНР и ЛНР не жили еще нормальной жизнью и люди еще отстаивают свою нормальную жизнь. При этом Захарченко был у власти в ДНР с 2014 года и его повседневный график был более или менее известен: где он работает, где обычно обедает, куда чаще всего ходит. Естественно боевики из Киева давно следили за Захарченко, чтобы уничтожить именно его, как идейного вдохновителя ДНР. Но силовики сработали отменно, задержав по горячим следам исполнителей убийства. Это говорит только о профессионализме правоохранительных органов. И это дает надежды, что работа в Донецке налажена нормально и власти ДНР быстро сумеют наладит работу после гибели лидера. Жителям ДНР не стоит сдаваться.
Дмитрий Стешин, военный корреспондент «Комсомольской правды», писатель:
— Знакомый снайпер недавно вернулся из Донецка весь израненный и, по его словам, сейчас в республиках (ДНР-ЛНР, — «ВМ») сложилась очень непростая ситуация: в Донецк и Луганск вернулись очень много людей, которые не то что не лояльны, а скорее всего, просто работают на украинские спецслужбы. Украинские ДРГ (диверсионно-разведывательные группы, — «ВМ») себя привольно чувствуют что в Донецке, что в Луганске. И убирают всех, кого считают знаковыми фигурами. Захарченко был, наверное, последним из них и погиб как солдат. Что касается вопроса «Кто убил?», то недруги независимых республик будут «качать» версию, что «убили сами себя». Это с 2014 года повелось: сами себя обстреливали, сами себя убивали… Но Украина никогда не скрывала, что она будет ликвидировать всех знаковых фигур, что в Донецке, что в Луганске и последовательно этим занималась. Так что, Захарченко стоит в этом смысле в том де ряду, что и Моторола, и Гиви и другие.
Наталья Поклонская, депутат Госдумы:
— Глубоко скорблю в связи со смертью отважного, последовательного, решительного и искреннего человека, положившего жизнь за землю Донбасса — Александра Захарченко. Он погиб как герой и верный сын своего народа. Светлая ему память! А трусливым убийцам — гореть в аду.
Сергей Марков, политолог:
— Очевидно, что убийство главы ДНР Александра Захарченко — это результат политики государственного терроризма, которую проводит киевский репрессивный режим и его иностранные кураторы. И результат гипермягкой позиции Москвы. Если Москва будет и дальше так уступать на Донбассе и на Украине, то хунта просто убьет всех, кто за Россию и никого за Россию там не будет. А потом они придут сюда, на территорию Российской Федерации. Москва должна ответить жестко. И не бояться реакции США, Германии, Франции и Британии. Александр Захарченко – это герой и патриот России, отдавший свою жизнь за Россию. Убит врагами России. Россия обязана защищать своих героев. Мои версии исполнителей убийства: СБУ, военная разведка ВСУ, террористы одного из неонацистских батальонов, либо же — неожиданно, но реально — разведка одной из стран НАТО. Они тренируются на убийствах пророссийских военных деятелей в Донбассе.
Александр Дудчак, политолог:
— Это говорит о том, что ситуация действительно очень тяжелая. Это же не первый случай, когда лидеров (самопровозглашенных) ДНР и ЛНР убивают в ходе террористических актов. На Украине нет гарантий безопасности ни у кого. С другой стороны, Захарченко всегда шел на передовую, он часто рисковал, получал даже ранения, то есть не особо переживал за свою безопасность… Новость печальная. И это явно никаким образом не будет способствовать урегулированию ситуации на Украине. Это уж точно.
Политолог, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин:
— Мы понесли очень тяжелую утрату. Это наша рана. Мы — единое тело, единый народ. Потеря Захарченко — это напоминание нам о том, что такое героизм, воля, дух и последовательность. Он погиб на своем посту, оставаясь верным себе. Это пример. И из таких примеров состоит учебник истории. Из людей, которые погибли за страну. Убийство Захарченко — это трагическое событие, поскольку он был представителем первого поколения русской весны и лицом Новороссии. Он сражался за свободу Донбасса и великую Россию. Теперь он находится в списке тех, кто возглавил русскую весну в самый сложный момент: с Мозговым, Дремовым, Моторолой, Гиви и другими. Эти люди отдали свои жизни за свои взгляды и идеи, за представление о том, что такое достоинство, свобода, выбор, идентичность. Такого рода смерти — это признак победы достоинства, нашего духа и идентичности. Вечная память и царствие небесное.
Владимир Тумин, генерал ФСБ в отставке:
— Такая деятельность украинской стороны – а там не обошлось без спецслужб Украины – это дорога в никуда. Это обострение конфронтации, срыв Минских соглашений, хотя они и не работали до конца. Но это – срыв хрупких рамок мирного существования, примирения, а ведь оно сейчас было объявлено из-за начала учебного года. Такие договоренности надо бы соблюдать. Людям надо как-то жить, хоть при одной власти, хоть при другой. А это – бандеровские действия, как были приняты в ОУН-УПА в годы действия буржуазных националистов. А президент и правительство Украины не пресекают этот разгул вооруженного национализма. Сегодня – это продолжение политики руководства Украины, нет запретительных мер в отношении радикалов, вооруженное противостояние есть даже между радикалами, которые различаются по взглядам. Вдобавок, на Украине активно готовили этих диверсантов, создавали подразделения, а значит, они должны были себя в чем-то проявлять. Вот они и нашли выход – взорвали главу республики ДНР.
Игорь Димитриев, политолог, журналист:
— С Александром Захарченко был знаком. И он производил на меня неплохое впечатление. Я знаю, что претензии к нему были и у одних и у других, но в сравнении с тем, что всплыло в ходе украинской войны наверх, Захарченко в общем был человечный и понятийный мужчина. И кстати, будучи в первую очередь солдатом, целиком погружался в хозяйственные вопросы, по крайней мере детально их раскладывал. Но самое главное, погибший сегодня Захарченко — один из наших, кто понял, что будет происходить, решился на действия и взял на себя ответственность за это решение. Пусть это решение не принесло людям счастья. Но он один из немногих, кто оказался способен решение принимать.