«Новые окна возможностей» для России. О чем говорил Путин на совещании по Арктике

Отказ ряда стран Запада от части российских энергоресурсов и сотрудничества с Москвой стал ударом по миллионам европейцев, одновременно открыв для России «новые окна возможностей». Об этом заявил в среду президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктики.

При этом санкции не должны повлиять на реализацию российских планов в Арктике: напротив, работы необходимо ускорить, а активную стройку на объектах Северного широтного хода — начать уже в этом году, подчеркнул глава государства. Он также предложил подумать об определении единого оператора северного завоза и ведомства, которое будет координировать этот процесс в целом.

ТАСС собрал основные заявления президента на совещании.

«Новые окна возможностей»

Отказ ряда западных государств от сотрудничества с Россией уже ударил по миллионам европейцев и спровоцировал энергетический кризис, который отражается и на США: «Везде растут цены, инфляция зашкаливает, для этих стран она носит беспрецедентный характер».

Москва также сталкивается с проблемами, но одновременно для нее открываются «новые окна возможностей»: «Что касается российской нефти, газа, угля, мы сможем увеличить их потребление на внутреннем рынке, стимулировать глубокую переработку сырья, а также нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира — туда, где они действительно нужны».

О развитии Арктики

Реализацию планов в Арктике нельзя из-за санкций «сдвигать вправо»: «На попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам».

Кроме того, сейчас важны создание современной инфраструктуры на Северном морском пути, реализация «амбициозных в хорошем смысле этого слова» планов строительства судов, импортозамещение и локализация производства оборудования для арктических портов, судов и навигации.

При этом Москва готова сотрудничать в регионе с заинтересованными партнерами в рамках текущих и будущих программ: «Рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества».

Об активизации строек

Активные строительные работы на объектах Северного широтного хода необходимо начать уже в 2022 году (в конце марта вице-премьер Марат Хуснуллин предлагал отложить реализацию проекта на Ямале на год): «Я обращаю внимание правительства, РЖД, «Газпрома», других компаний, задействованных в проекте, — это прямое поручение, прошу вас так к этому и относиться».

Запуск новой магистрали позволит разгрузить Транссиб и БАМ: «И это принципиально важно с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов».

О северном завозе

Из-за санкций против России возникают сложности со снабжением Крайнего Севера, и «всем ответственным ведомствам, задействованным в Арктике, надо грамотно и быстро переналадить работу», чтобы бесперебойно обеспечивать регион продовольствием, медикаментами, топливом, стройматериалами и оборудованием.

Предстоящий северный завоз должен пройти «четко и организованно, по графику, без сбоев», задействованным в нем судам следует предоставлять приоритетный выход из портов, а также активнее использовать воздушный транспорт. Можно подумать об определении единого оператора доставки грузов северного завоза морем и «в целом четко обозначить координатора северного завоза, которым может стать одно из ведомств».

О развитии Арктики

Многие инвестиционные проекты в Арктике нуждаются в корректировке и дополнительной поддержке, а также «в гибких, нестандартных решениях» относительно как финансирования, так и технологий.

При этом должен быть продолжен целый ряд ключевых программ, таких как ликвидация накопленного экономического ущерба и развитие мониторинга вечной мерзлоты. «Без волокиты» нужно завершить испытания уникального судна «Северный полюс», чтобы оно, как и планировалось, осенью 2022 года отправилось в первую экспедицию: «Мировое научное сообщество, безусловно, заинтересовано в том, чтобы оно появилось и начало работу».

https://tass.ru/politika/14367791