2.02.2018/Москва/Московия-Инфо Когда Вы покупаете пачку сигарет или бутылку водки, обратите внимание, что на упаковке написаны всякие страшные слова про беременных женщин и рак матки.
Это называется формированием негативного образа, или, как мы, химики, его называем — страха перед веществом.
На этом принципе основано эффективное боевое применение отравляющих веществ, если мы имеем дело с подавлением противника или мероприятия по защите мирного населения, или если мы реализуем процесс РХБ-защиты.
Классика этого процесса описана в статьях про тамбовские дела маршала Тухачевского.
Там оба этих процесса сливаются в интересную комбинацию, серию ходов в партии Антонов-Овсеенко/Тухачевский — атаман Антонов/тамбовские крестьяне. Победа Советской власти.
Но вернемся к реалиям сегодняшнего дня.
В моих статьях я часто защищаю необходимость поддержания процесса РХБЗ в России.
Не отступлю и сейчас. Вопрос в том, куда идти дальше. Развитие РХБЗ будут определять те же основополагающие критерии — вещества и средства их доставки.
В этом материале я хочу подискутировать о том, что можно назвать альтернативными способами доставки.
Напомню, что целью боевого эффекта от химического оружия является не уничтожение, а изнурение противника, его моральное и физическое подавление. Предел по возможности токсичного действия достигнут в 1970-е. Но при боевом применении делать ставку на уничтожение противника глупо. Требуется большое количества вещества, да и результат непредсказуем.
Но нужно ли это? Для чего убивать большое количество людей? Не проще ли сделать их больными, или наркозависимыми? Кроме того, на этом можно неплохо заработать…
Итак, если Вы представитель потенциального противника и хотите отравить нашу Родину, вам совершенно не обязательно проводить войсковую операцию по применению отравляющих веществ.
Вы можете, например, закрыть глаза на потенциальную опасность некоторых лекарств, производимых вашей страной в стране геополитического противника.
Можете даже поощрять этот процесс. Естественно, негласно. Через спецслужбы, например.
Но, например, с условием продавать лекарства только на определённых территориях.
Модель распространения нелегального препарата можно описать в терминах маркетинга. Затем можно с помощью аппарата теории вероятности оценить количество целей с сформированным зависимым поведением. Исходя из этого показателя можно предположить количество будущих пациентов по профилю печени.
Также примерно будет понятно сколько из них будет поражено. То есть, это вполне поддаётся прогнозированию. Таким образом принцип цена-эффективость можно будет соблюсти, а также доложить руководству о предполагаемом количестве пораженных.
То есть, отправив в страну третьего мира партию лекарств, например, с содержанием синтетических опиатов, можно будет приблизительно оценить количество будущих потребителей лекарств от печени. Мы можем спрогнозировать приблизительно объем будущих продаж препаратов — гепатопротекторов и медицинских услуг по печеночному профилю.
Структурно процесс распространения поражающего агента схож с процессом боевого применения.
Только средства доставки другие. Иные и временные параметры. Математическое описание процесса также различно в том или ином случае.
Когда мы выливаем боевую рецептуру на площадь, запятую противником, мы планируем использованием модели распространения газового облака в атмосфере. В случае сомнительный фармацевтики можно применять бизнес-модели, или использовать инструменты маркетинга.
Учитывая полную возможность подобной оценки поражающего процесса, я считаю, что и защита от него должна строиться по схожим принципам — то есть, мы должны применять методы РХБЗ.
В чем состоят эти методы:
1). Индикация. Нам необходимо определить наличие проблемы — то есть, вещества в воздухе или качестве поражающего агента на рынке?
Здесь подходит оперативные и маркетинговые методы: опросы аптек, оценка донесений спецслужб с мест, изъятые медицинские препараты. На языке РХБЗ это называется РХБЗ-разведка.
2). Мониторинг и прогнозирование распространения.
На массовом этапе для оценки эффективности контрмер подходят отчёты о продажах медицинских препаратов. Динамика продаж. Существуют специальные организации, занимающиеся сбором информации о продажах медицинских препаратов. В маркетинге на фармацевтическом рынке активно применяется институт медицинских представителей. Активность продаж препаратов оценивается в ходе специальных медицинских и фармацевтических конференций и семинаров.
3). Специальная обработка.
Здесь комплекс мероприятий схож с генеральной уборкой помещения.
Когда мы ликвидируем промышленный выброс, мы чистим, моем, разлагаем и вывозим. В массмедиа происходит кампания, направленная на формирование негативного образа или страха перед веществом.
Потом через институт лоббирования проводятся законодательное регулирование, и вещество попадает в чёрный список. Дальше по идее проводится работа с фармацевтическими компаниями на замену этого препарата с рынка и корректировки маркетинговой стратегии.
И это очень большие деньги. НИОКРы по веществам обходится производителям в миллиарды долларов.
Николай Костикин, эксперт Бюро военно-политического анализа