НЕБО НАД АРКТИКОЙ БУДЕТ ЧИСТЫМ

ЗРК «Тор-М2ДТ» обладает рядом уникальных особенностей,

позволяющих эффективно эксплуатировать его в полярных широтах

 

Одновременно  с развертыванием группировки войскв Арктике велись работы по созданию оружия, оптимально приспособленного для боевой вахты в условиях Заполярья.  В короткие сроки удалось решить множество сложнейших технических задач и создать уникальные образцы военной техники и вооружений. Одним из них стал зенитный ракетный комплекс «Тор-М2ДТ» – арктическая версия ЗРК «Тор-М2». Комплекс разработан АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») – в настоящее время это не только головное предприятиепо производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», но и их головной разработчик.

 

Андрей Солдаткин,

инженер АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

 

Ожидающееся потепление на Земле заметно повышает экономическую привлекательность северных районов планеты, в частности – бассейна Северного Ледовитого океана. И дело не только в богатейших залежах природных ископаемых, скрытых в морском шельфе, но и в Северном морском пути – кратчайшей водной (то есть – самой дешевой) дороге из Европы в Азию. Переориентация даже части транспортных потоков от Суэца и Гуд Хоупа на мыс Дежнева (а это вполне может случиться при повышении температуры и снижении площади ледового покрова) сулит многомиллионные прибыли.

Однако потепление климата совпало с похолоданием в международных отношениях, вызванных продолжающимся экономическим кризисом. Как известно из истории, экономический кризис легко может перейти в вооруженный конфликт. А лучшим способом предотвращения военных конфликтов является, как ни парадоксально, укрепление оборонной мощи: si vis pacem – para bellum. И потому более чем своевременным оказалось принятое в 2014 году решение о создании Объединенного стратегического командования «Север» и развертывании арктической группировки российских войск.

Одновременно с развертыванием арктических войск велись работы по созданию оружия, оптимально приспособленного для боевой вахты в условиях Заполярья. В короткие сроки удалось решить множество сложнейших технических задач и создать уникальные образцы военной техники и вооружений. Одним из них стал зенитный ракетный комплекс «Тор-М2ДТ» – арктическая версия ЗРК «Тор-М2». Комплекс разработан АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей») – в настоящее время это не только головное предприятие по производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», но и их головной разработчик.

ЗРК «Тор-М2ДТ» был впервые показан 9 мая 2017 года в ходе парада на Красной площади. 27 июня 2017 года его осмотрел Верховный главнокомандующий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе своего визита на Ижевский электромеханический завод «Купол». Также боевая машина демонстрировалась на Московском авиакосмическом салоне «МАКС-2017» и военно-техническом форуме «Армия-2017», где привлекла серьезное внимание как военных специалистов различных стран мира, так и широкой публики.

«Тор-М2ДТ» обладает рядом уникальных особенностей, позволяющих эффективно эксплуатировать его в самых разных климатических условиях, вплоть до суровых полярных широт. Несущей базой комплекса «Тор-М2ДТ» является двухзвенный вездеход ДТ-30ПМ «Витязь». Благодаря использованию шасси уникальной проходимости, ЗРК может работать в условиях полного бездорожья, на сильно пересеченной, заснеженной и обледеневшей местности. Удельное давление на грунт у ДТ-30ПМ составляет 0,3 кг/см2, меньше, чем у человека, – он способен передвигаться по ледовым торосам и глубокому снегу. Скорость – до 43 км/час, максимальный угол подъема – 30о, угол крена – 15о. Вездеход способен сохранять ход при потере гусениц, действовать в условиях экстремально низких температур (от – 50о), в метель с силой ветра свыше 20 м/сек. Возможности «витязей» были наглядно продемонстрированы в марте 2017 года в ходе беспрецедентного 2400 километрового пробега по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси.

Первое звено вездехода несет на себе модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором расположено антенно-пусковое устройство и отсек управления боевой работой. Экипажу созданы все необходимые условия для эффективной эксплуатации комплекса в условиях арктической зимы.

Боевые средства ЗРК также адаптированы для работы в Заполярье. Арктика отличается не только экстремальным климатом, но и характерными особенностями отражения радиосигналов от ледовой поверхности. Для ЗРК семейства «Тор» эти особенности не представляют сложности в работе – «Торы» уже неоднократно подтвердили свои возможности по перехвату воздушных целей при различных характеристиках поверхности – как над сушей, так и над водной поверхностью.

Транспортно-пусковые контейнеры ЗУР интегрированы с антенно-пусковым устройством и размещаются внутри них с заглублением вовнутрь корпуса боевой машины, благодаря чему они защищены как от воздействия климатических факторов, так и от осколочных поражающих элементов средств воздушного нападения.

Таким образом, вертикальный пуск ЗУР по сравнению с наклонными направляющими не только обеспечивает более быстрый набор высоты и лучший маневр на стартовом отрезке траектории, но и позволяет создать оптимальные условия хранения боекомплекта и повышенную надежность его использования. Для арктического ТВД это может иметь решающее значение, поскольку при столь низких температурах металлические конструкции вынужденно эксплуатируются на пределе своих прочностных характеристик.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ», также, как и «ТОР-М2», составляют 16 зенитных управляемых ракет 9М338К. Вероятность поражения ими цели оценивается как близкая к 100%, что позволило отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела одной цели двумя ЗУР – сегодня «Торы» работают по принципу: «одна цель – одна ракета». Они способны сбивать средства воздушного нападения, летящие со скоростью, более чем вдвое превышающей скорость звука, на высоте 10 км и дальности свыше 15 км с курсовым параметром ±9,5 км. Если ряд современных ракет используют двигатель только на разгонной дистанции и далее летят по инерции (а значит, резко теряют скорость при маневре), у ЗУР 9М338К двигатель работает в течение большей части полета, что повышает возможности по перехвату маневрирующих целей.

Современные «Торы» способны за один оборот антенны бортовой РЛС обнаруживать на расстоянии в 32 км до 48 целей, сопровождать 10 из них, ранжировать по степени угрозы и одновременно обстреливать 4 наиболее опасных.

Отстрелять весь боекомплект и сбить 16 целей одна боевая машина способна за минуту – комплекс специально проектировался для отражения массированных воздушных атак. Минимальная эффективная площадь рассеяния цели – 0,1 м2, т. е. ЗРК способны бороться с малоразмерными и малозаметными средствами воздушного нападения.

ЗРК семейства «Тор» способны круглосуточно эффективно противостоять на поле боя самолетам тактической авиации, вертолетам, в т. ч. использующим метод «зависания», БЛА, противорадиолокационным ракетам, низколетящим крылатым ракетам, управляемым бомбам, другим современным и перспективным средствам воздушного нападения.

Основным назначением ЗРК «Тор-М2ДТ» в Арктике должно стать противовоздушное прикрытие мотострелковых бригад и особо важных объектов в наиболее опасной зоне (от 1,5 до 15 км) от средств воздушного нападения, прорвавших первые эшелоны ПВО, за которые отвечают комплексы и системы большой (ЗРС С300) и средней (ЗРК «Бук») дальности.

Первые поставки в войска ЗРК «Тор-М2ДТ» должны состояться в текущем году.

 

 

Related Posts