11.10.2017/Москва/Известия Недавнее заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу о том, что Анкара может отказаться от покупки российских зенитно-ракетных комплексов ЗРС С-400, не ставит под угрозу оружейную сделку с Анкарой. Об этом «Известиям» рассказали высокопоставленные источники в российских дипломатических кругах, подчеркнув, что решение об отмене контракта не входит в компетенцию турецкого внешнеполитического ведомства. Эксперты связывают выступление Мевлюта Чавушоглу с попыткой подтолкнуть Москву к совместному производству С-400. Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил «Известиям», что российская сторона не должна поддаваться на такое давление. Речь может идти лишь о поставках готовых систем, ведь в ином случае речь пойдет об «утечке» технологий, притом в страну, состоящую в НАТО.
Глава внешнеполитического ведомства Турции Мевлют Чавушоглу в недавнем интервью газете «Аксам» заявил, что если Россия откажется от совместного производства ЗРС С-400, то Анкара может заключить соглашения с другим поставщиком. Глава МИД Турции также добавил: если другие внешнеполитические игроки против закупок Анкарой российского вооружения, то они могут представить и свои предложения.
Собеседники «Известий» в российских дипломатических кругах отметили: в Москве не считают, что за такими заявлениями стоит реальное желание сорвать сделку.
— Решение о покупке принимает не министр иностранных дел страны. А недавние слова — не более чем попытка оказать давление, — сообщил источник.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России в сентябре этого года заявила, что Москва и Анкара подписали контракт на поставки российских систем С-400 Турции. Было подчеркнуто, что детали соглашения не подлежат анонсированию из-за «специфики и чувствительности темы». Ранее министр обороны Турции Фикри Ышык неоднократно отмечал, что при заключении соглашения нет никаких проблем.
По мнению председателя комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева, теперь турецкая сторона выходит в публичную плоскость для того, чтобы оказать дополнительное давление на Россию.
— Это некорректное поведение. Такие переговоры идут в закрытом режиме и при доверии переговаривающихся сторон друг к другу. А когда одна сторона выходит на публику, то это лишь означает, что она просто исчерпала свои аргументы, — сказал «Известиям» Константин Косачев. — Это не должно повлиять на позиции российских переговорщиков, так как уступать такого рода публичному давлению — значит создавать прецедент, которым начнут пользоваться другие контрагенты.
Системы ПВО С-400 не имеют аналогов в мире и предназначены для поражения воздушных объектов, включая самолеты тактической и стратегической авиации, а также крылатые и баллистические ракеты (система может увидеть цели на расстояние 400 км). Российская система, к примеру, превосходит американские комплексы Patriot по дальности обнаружения и поражения целей.
— Мы готовы поставить Анкаре ЗРС С-400. Однако о предоставлении ключевых технологий настолько серьезного вида вооружений стране — члену НАТО не может быть и речи, — сказал «Известиям» первый председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов рассказал «Известиям», что Россия может согласиться только на частичную локализацию производства.
— Частичная передача технологий имела место при реализации крупных контрактов с Китаем и Индией, а Турция, например, может производить автомобильные шасси, корпуса, различные механические компоненты, даже топливо для ракет. Но при этом передача кодов и ключевых технологий исключена, — отметил военный аналитик.
Эксперт добавил, что в контракте заинтересована как российская оборонка, так и турецкая сторона. В России производством С-400 занимаются два завода, которые в год выпускают ЗРС на пять полков, и их надо загружать заказами.
— Если вдруг уменьшится гособоронзаказ, то имеющихся экспортных контрактов с Китаем и Саудовской Аравией хватит, чтобы обеспечить эти предприятия работой на полтора-два года. С другой стороны, Турция с помощью приобретения С-400 пытается диверсифицировать источники вооружения и снизить зависимость от США, — сказал Андрей Фролов.
В ФСВТС летом 2017 года заявили, что Россия имеет более 10 заявок на приобретение комплексов из зарубежных стран. А недавно соглашения с Москвой о поставках систем С-400 достигла и Саудовская Аравия. Однако необходимо принять во внимание, что Турция — единственная страна НАТО, которая договорилась с Москвой о поставках этих систем. Греция, также член НАТО, имеет на вооружение российские комплексы ПВО С-300.