Как Илон Маск стал оружием Пентагона

27.05.2020/Москва/Рен ТВ В США сейчас начали обратный счет. Через несколько часов запланирован старт. Впервые за девять лет американцы попробуют доставить на МКС своих астронавтов не на российском «Союзе». И впервые в истории — на частной ракете. Полетят на творении Илона Маска. Никогда прежде его компания SpaceX не отправляла в космос людей — грузы, спутники и даже манекен в машине, но не астронавтов. Это своего рода эксперимент, который уже расколол Штаты на два лагеря. Руководитель полетов NASA незадолго до старта решил, что не хочет в этом участвовать, и срочно подал в отставку. Некоторые опытные эксперты NASA с ним согласны и просят не разрешать пуск, считая, что проект Маска слишком сырой.

Семичасовая трансляция установки ракеты-носителя и самого корабля — «космического дракона». Процедура подготовки первого за девять лет американского пилотируемого запуска в космос закончена, осталось только дождаться команды. Шаттл рассчитан на семь мест, но летят только двое: 53-летний Даг Херли и 49-летний Боб Бенкен. Они уже потренировались подниматься на борт — накануне посидели в креслах и связались из кабины с Центром управления полетами.

В самой этой последней тренировке не было никакой необходимости, зато Маск сумел показать дизайн обновленной экспериментальной «Теслы», дать несколько интервью и снять целое шоу с космонавтами. Этот коммерческий подход к полетам на МКС у многих астронавтов вызывает сомнения. Против контракта со SpaceX в свое время выступали даже лунные пионеры.

«Если лидерство, которое мы приобрели благодаря нашим вложениям в космос, будет потеряно из-за вложения в коммерческие космические структуры, другие страны воспользуются этим. Я не думаю, что это в интересах США», — говорил летчик-испытатель, американский астронавт Нил Армстронг.

«Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что у частных компаний займет очень много времени для понимания космоса. Они еще не знают того, чего не знают», — отмечал командир миссии «Аполлон-17» Юджин Сернан.

Маск тогда пообещал, что докажет астронавтам их неправоту, и шел к этой цели по миллиардам осколков собственных творений. Взрывались ракеты-носители Falcon. И грузовые шаттлы. Последний — всего полгода назад.

Именно поэтому первый полет аппарата с космонавтами на борту вызывает столько сомнений у их американских коллег. Насколько серьезно одиозный бизнесмен будет думать о безопасности команды, если на кону — жесткий график запусков и многомиллионные штрафы за его неисполнение?

«Много раз у одной и той же ракеты после аварии они чинили некоторые неисправности и заново запускали. И NASA считает, что это абсолютно безопасно», — заявил редактор NASAWATCH.COM Майлз О’Брайен.

«Изделие еще не опробовано, не обкатано несколькими подряд испытаниями с реальными людьми, поэтому как поведет себя ракета в данных условиях, хотелось бы, чтобы хорошо, но увидим по результату. Потому что, судя по испытаниям и оценкам экспертов, космический аппарат сырой», — отметил руководитель бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

Илон Маск уверяет: его корабль настолько безопасен, что даже если случится авария, команда не пострадает. Но он уже показывал, что ради денег и контрактов готов говорить что угодно и менять мнение по нескольку раз. Например, его проект со спутниками Starlink, которые должны были стать основой всемирного бесплатного Wi-Fi, теперь тестирует Пентагон.

«Безусловно, Илон Маск преследует коммерческие цели. Он самого начала понимал, что в этой сфере можно заработать, а именно вывести спутники на орбиту», — считает астронавт Лерой Чиао.

До прихода на рынок Маска американские космонавты летали к МКС на русских «Союзах». К слову, это было даже дешевле: средняя цена составляла 55 миллионов долларов за место на корабле. У SpaceX цена примерно такая же, но это без учета миллиардных инвестиций в эксперименты Маска. Разработкой собственных шаттлов занимается и Boeing — их билет обойдется в 75 миллионов долларов. Так зачем менять рабочую схему на более дорогую?

«Российские аппаратные принадлежности всегда очень простые и надежные. Например, американская система получения воды запутанная: у нас насосы, трубочки. Нужно все это подключать, набирать, контролировать температуру. У русских есть просто насос, ты берешь шланг и пьешь воду», — отметил американский астронавт Терри Вертс.

Точку зрения своих космонавтов разделяет и NASA. Они так «доверяют» Илону Маску и SpaceX, что на всякий случай заказали место на корабле «Союз».

«Мы действительно даем людям возможность сказать «нет». На этот случай мы приобрели место на «Союзе», запуск которого состоится в октябре. Мы сделали это намеренно, потому что мы хотим, чтобы люди чувствовали себя свободными, чтобы сказать «нет» и отказаться от полета», — заявил директор американского агентства Джим Брайденстайн.

Впрочем, пока что свое «нет» сказали только нескольким руководителям NASA, в том числе Дагу Ловэрро, который как раз и отвечал за пилотируемые полеты — всего за неделю до первого запуска Dragon Crew. Официально о причинах внезапного увольнения космического чиновника не сообщается, но местная пресса пишет о коррупции. Возможно, именно это и объясняет, почему американцы несмотря ни на что хотят полететь в космос с Илоном Маском.