КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Особенности подготовки офицерских кадров – от войск противовоздушной обороны до воздушно-­космических сил

Любая, самая совершенная техника, остается мертвым железом, если не будет людей, способных на ней работать. Поэтому, изучая перспективы развития системы ПВО–ПРО, в первую очередь, необходимо говорить о подготовке специалистов, которые и будут выполнять боевые задачи.

 

Андрей ГОНЧАРОВ, генерал-­майор, доктор военных наук, профессор

Андрей АНДРЕЕВ

 

Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. К. Шойгу на оперативно­-мобилизационном сборе руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации в январе 2017 года в своем выступлении сказал: «…накопленный боевой опыт показывает, что необходимо и дальше… совершенствовать подготовку офицерского состава Вооруженных сил. В первую очередь это касается руководящего состава армии и флота».

 

Именно поэтому статья посвящена истории подготовки офицерских кадров для Войск ПВО и современному состоянию подготовки офицеров для Воздушно­космических сил.

Стремительное развитие авиации в начале XX­го века и применение ее с началом Первой мировой войны в качестве принципиально нового средства нападения потребовало оперативной разработки и создания адекватных средств и систем вооружения, способных отразить удары с воздуха. Вполне естественно, что при этом остро встал вопрос и о подготовке военных кадров, способных эффективно применять эти средства и системы.

Впервые в России офицерские кадры для воздушной обороны начали готовить в 1916 году на Северном и Юго­-Западном фронтах на трехнедельных офицерских курсах стрельбы по воздушному флоту, где переподготавливались командиры артиллерийских батарей. В дальнейшем на базе курсов в сентябре 1917 года создается Офицерская артиллерийская школа стрельбы по воздушному флоту в г. Евпатория.

В Красной Армии первое зенитное артиллерийское училище (школа стрельбы по воздушному флоту) было создано в 1919 году в Нижнем Новгороде.

Помимо нижегородского училища в Высшей артиллерийской школе в Москве было создано зенитное отделение, которое готовило командиров зенитных батарей. Эта Школа за несколько лет прошла сквозь череду преобразований и переездов (1921 год – Москва, 1923 год – Петроград, конец 1923 года – Севастополь).

Она имела статус Противосамолетного отделения школы комсостава, затем Специальной школы старшего и среднего комсостава зенитной артиллерии РККА, наконец, Курсов усовершенствования командного состава зенитной артиллерии. По сути, эти школы и курсы послужили прообразом будущих военных училищ, готовящих командиров зенитных взводов и батарей.

Таким образом, постепенно осуществлялся переход от подготовки командного состава на краткосрочных курсах к созданию военных школ с более длительным сроком обучения (от 9 мес. до 2-­х лет). Тем самым создаются первые высшие военно­-учебные заведения.

Учебные заведения становятся центрами научно-­исследовательской работы. Преподаватели школ разрабатывают учебники и учебные пособия, положения для подготовки специалистов воздушной обороны. Выходят в свет труды: «Основы организации и боевого применения зенитной артиллерии при обороне войск и тыла», «Основные положения по управлению огнем зенитной артиллерии», проект «Боевого устава зенитной артиллерии».

В межвоенные годы в связи с быстрым развитием авиации шло совершенствование организационных форм и структуры управления войсками ПВО. В 1924 году в Ленинграде был сформирован первый полк зенитной артиллерии, а в 1927 году – первая зенитная артиллерийская бригада.

В 1932 году создаются первые зенитные артиллерийские дивизии, а в 1937 году для ПВО важных промышленных и административных центров страны (Москва, Ленинград, Баку) были сформированы корпуса ПВО. Войска ПВО оснащаются новой боевой техникой. На вооружение зенитной артиллерии поступают новые образцы зенитных пушек, приборы управления зенитным огнем, современные истребители.

Естественно, что существенные организационные и качественные технические изменения потребовали изменить и систему подготовки военных кадров для частей ПВО:

— в корпусах ПВО были образованы курсы младших лейтенантов и младших техников;

— военные школы преобразовываются в военные училища, в результате чего создается сеть средних учебных заведений по подготовке специалистов ПВО.

Важно отметить, что офицеры младшего командного состава получали достаточный уровень образования, позволяющий формировать требуемые профессиональные качества в соответствии с занимаемыми должностями. Установившаяся форма подготовки специалистов младшего офицерского состава за три года сохранилась вплоть до 1980-­х годов и реализовалась в средних военных училищах.

В 1939 году в Военной академии имени М. В. Фрунзе был создан командный факультет зенитной артиллерии со сроком обучения 3 года. Отбор слушателей проводился из числа командиров батарей и дивизионов зенитно­-артиллерийских частей. На базе данного факультета в мае 1941 года создана Высшая военная школа ПВО Красной Армии. В Военной артиллерийской академии им. Ф. Э. Дзержинского на факультете военных приборов готовился инженерно-­технический состав частей зенитной артиллерии. Кадры высшей квалификации для войск ПВО готовили также Военная академия связи им. С. М. Буденного, Военно­-инженерная академия имени Куйбышева.

Накануне Великой Отечественной войны офицерские кадры для войск ПВО готовились в десяти военных училищах, Высшей военной школе ПВО и трех академиях. В целом же, предвоенная система подготовки офицерских кадров для противовоздушной обороны к 1941 году приобрела определенную стройность, хотя охватывала обучение офицеров только наземных войск ПВО.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки процесса подготовки специалистов зенитчиков на военное время:

— проведен досрочный выпуск слушателей старших курсов, часть преподавателей отправлена на действующий фронт;

— введена ускоренная подготовка слушателей (4­6 месяцев);

— введен 12 часовой учебный день;

— на практическую подготовку отводится более половины учебного времени.

При этом опыт боевых действий показал, что за столь небольшой срок подготовить грамотного офицера ПВО, способного в полном объеме выполнять обязанности, крайне сложно, поэтому к 1944 году срок обучения офицеров ПВО вырос до 8-­12 месяцев.

За годы войны училища ПВО подготовили тысячи офицеров-­зенитчиков. К примеру, только Севастопольское училище произвело 35 выпусков и подготовило 5645 офицеров, около 4000 было подготовлено в Чкаловском училище, 4096 – в Горьковском.

На базе творческого переосмысления опыта прошедшей войны в системе подготовки офицерских кадров для войск ПВО произошли существенные изменения. С осени 1945 года училища зенитной артиллерии перешли на двухгодичный, а с марта 1946 года на трехгодичный срок обучения и стали комплектоваться юношами, имеющими среднее образование.

В 1949 году приказом министра Вооруженных Сил СССР в состав Войск ПВО страны была включена Артиллерийская радиотехническая академия Советской Армии (г. Харьков), дополнительно созданы два зенитных артиллерийских училища и одно радиолокационное техническое училище.

В начале 1950­-х годов началось проектирование и строительство системы зенитной ракетной обороны Москвы. Сразу же были определены мероприятия по подготовке офицерских кадров для нового рода войск ПВО – зенитных реактивных, как они тогда назывались, войск. Директивой Генерального штаба от 30 июня 1951 года были сформированы 4 училища с продолжительностью обучения 3 года: Ярославское, Ивановское, Сумское военно­-технические училища и Горьковское радиотехническое училище, которые готовили офицеров-­техников по наземному, стартовому и бортовому оборудованию ракет системы С­-25, специалистов по станции наведения ракет Б-­200, специалистов по системам энергоснабжения.

 

В сентябре 1951 года новым правительственным постановлением проводится очередная реорганизация ПВО.

В ходе реорганизации с учетом перспектив развития зенитных реактивных войск, поступления на вооружение комплексов новых типов потребовалось увеличить сеть высших военных учебных заведений, особенно для подготовки инженерно­-технических кадров.

Поэтому в 1953 году созданы Гомельское (впоследствии Минское) и Киевское высшие инженерные радиотехнические училища Войск ПВО, перед которыми была поставлена задача подготовки инженеров радиотехнических специальностей. Кроме того, в 1956 г. в Военно­-политической академии им. В. И. Ленина образован факультет ПВО.

В условиях возрастания внешней угрозы с целью повышения эффективности борьбы с нарушителями воздушного пространства решением Правительства СССР Войска ПВО территории страны в 1954 году преобразуются в новый вид Вооруженных Сил – Войска ПВО страны.

К 1956 году офицерские кадры для Войск ПВО страны готовили 6 академий, 2 высших и 14 средних училищ. Также функционировали Центральные курсы усовершенствования офицерского состава и годичные курсы при училищах. Подготовка кадров велась и в восемнадцати гражданских высших учебных заведениях страны – университетах и институтах.

Руководство страны осознавало, что для умелого и грамотного руководства крупными соединениями и объединениями в составе Войск ПВО страны требуется значительное количество высококвалифицированных военных командных кадров, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, способных управлять соединениями и частями одного из самых современных и технологически сложных видов Вооруженных Сил.

Именно для подготовки командных кадров в звене часть­-соединение­-объединение ПВО была создана Военная командная академия противовоздушной обороны. При создании академии формировались: общевойсковой факультет – для подготовки офицеров противовоздушной обороны всех видов Вооруженных Сил и реактивный факультет – для подготовки офицеров зенитных реактивных войск.

В приказе на формирование академии от 24.11.1956 года Министр обороны Маршал Советского Союза Г. К. Жуков определил – с 1 января 1957 года создать в г. Калинин (ныне г. Тверь) Военную командную академию ПВО с задачей: «…готовить офицерские кадры для замещения командных и штабных должностей в системе противовоздушной обороны всех видов Вооруженных Сил…».

Первого марта 1957 года в академии начался учебный процесс основных факультетов и академических курсов. Первый выпуск офицеров с высшим военным образованием состоялся в 1958 году.

В 1960-­е годы началась гонка стратегических вооружений. В условиях угрозы нападения на страну из воздушного и космического пространства в академии в 1966 году создается еще один факультет – ракетно­-космической обороны.

К началу 1970­-х годов ощутимо выросло количество иностранных военнослужащих, желающих обучаться в академии. И это не случайно. Такой высокий авторитет академия завоевала не только хорошей организацией образовательного процесса, но и, в прямом смысле, кровью наших выпускников и преподавателей, участвовавших в локальных войнах за рубежом.

Опыт локальных войн 1970-­х годов показал крайнюю необходимость сближения подготовки командного состава истребительной авиации и других родов войск ПВО страны. И в сентябре 1977 года в академии формируется факультет авиации ПВО. Создание авиационного факультета завершило процесс объединения в академии подготовки офицерских кадров всех родов войск ПВО страны.

К середине 1980-­х годов в Советском Союзе сложилась стройная система подготовки офицерских кадров для всех звеньев Войск противовоздушной обороны, включавшая в себя 2 академии, 15 высших военных училищ и 2 центра подготовки специалистов.

Распад СССР привел к развалу единой системы подготовки офицерских кадров. Система высшего военного образования оказалась на пути глубокого реформирования, в ходе которого ее ждали масштабные потери, особенно в начальный период. За пределами России осталось более 40% вузов, обеспечивающих подготовку офицеров для Войск ПВО, и, в первую очередь, специалистов инженерного профиля. Вследствие этого в академии в 1992 году приступили к подготовке руководящего инженерного состава практически для всех родов войск ПВО, а в 1994 году в академии образован курсантский факультет по подготовке специалистов с высшим военно-­специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей, осуществляющий подготовку инженеров по 3 специальностям.

Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» определено формирование нового вида Вооруженных Сил.

1 марта 1998 года на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – Военно-­воздушные силы.

В результате реформирования Вооруженных Сил академия была преобразована в Военный университет ПВО. Университет становится центром подготовки высококвалифицированных командных и инженерных кадров для воздушно­-космической обороны и проведения фундаментальных научных исследований в этой области военной науки.

В 2004 году Военному университету ПВО возвращается название «академия», и он преобразуется в Военную академию воздушно-­космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Следующее десятилетие оказалось наиболее сложным в жизни академии. Прекращалось обучение, отдельные специальности передавались в другие вузы. Академия стойко преодолела все трудности, сохранив научно-­педагогический потенциал и учебно-­материальную базу.

21 февраля 2013 года Министром обороны Российской Федерации генералом армии С. К. Шойгу принято решение о возобновлении обучения в академии курсантов и слушателей. В том же году состоялся первый после пятилетнего перерыва набор обучающихся, а 1 декабря академии вручено Боевое знамя нового образца.

К 2015 году сложилась устойчивая система подготовки высокопрофессиональных командных и инженерных кадров для всех звеньев Воздушно­-космических сил. Одним из системообразующих вузов Министерства обороны Российской Федерации, ведущим учебным и методическим центром подготовки военных специалистов ПВО и РКО для Воздушно-­космических сил стала Военная академия воздушно­-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

В настоящее время Военная академия воздушно­-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова осуществляет подготовку кадров высшей квалификации в адъюнктуре, обучает офицеров по образовательным программам магистратуры и готовит курсантов в рамках специалитета.

Кроме этого академия осуществляет образовательную деятельность посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки офицеров для Воздушно­-космических сил, образовательных и научно­-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Академия является уникальным учебным, методическим и научным центром подготовки военных специалистов ПВО и РКО для Воздушно­-космических сил, разрабатывающим и апробирующим новейшие методики обучения.

Академия является инициатором организации тесного взаимодействия между вузами ВКС, в том числе в ходе проведения совместных занятий, тренировок, учений. Пример проведения такого вида совместного занятия был продемонстрирован начальником академии генерал­-лейтенантом В. Н. Ляпоровым в ходе мастер-­класса на тему «Дистанционное проведение учебных занятий с использованием электронных ресурсов различных вузов», проведенного 24 ноября 2016 года на базе Военного университета (г. Москва) в рамках учебно-­методического сбора «Военное образование – на службе Отечеству».

В ходе данного занятия была использована разработанная руководством и научно­-педагогическим составом академии и Ярославского высшего военного училища ПВО актуальная на настоящий момент методика проведения учебного занятия в режиме видеоконференции.

В академии активно реализуется инновационный проект «Электронный вуз», предложенный Министром обороны генералом армии С. К. Шойгу на селекторном совещании 1 марта 2016 года. В рамках этого проекта в академии создана электронная информационно-­образовательная среда, которая позволяет повысить качество освоения образовательных программ за счет эффективного использования современных электронных образовательных ресурсов.

В созданной системе каждый преподаватель и обучающийся имеет свое автоматизированное рабочее место, своеобразный личный кабинет, который позволяет не только иметь доступ ко всем электронным образовательным ресурсам, но и посредством локальной сети академии эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, иметь свободный доступ к электронной библиотечной системе.

Важно отметить, что академией (одной из первых) в вузах Министерства обороны выполнен план­-график формирования электронных изданий – подготовлено более 100 электронных учебников, используемых в учебном процессе. Свободный доступ к ним осуществляется из любой точки подключения академической сети зарегистрированными пользователями. Электронный читальный зал библиотеки Академии подключен к Единому информационному ресурсу электронных учебников Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, на основе заключенного договора академия использует электронный ресурс Президентской библиотеки.

Постоянно совершенствуемая система учебных командных пунктов, учебно-­тренажерных комплексов и средств позволила перевести на качественно новый уровень подготовку командных кадров. На базе моделирующих комплексов в академии развернут Центр оперативно­-тактической подготовки для проведения компьютерных учений и игр. Этот центр применяется не только в практике обучения и проведения научных исследований, но и широко используется представителями войск – объединениями и соединениями ВКС для моделирования действий накануне командно­-штабных учений (тренировок).

Существующая учебно-­материальная база академии позволяет создавать единую комплексную воздушную, космическую и наземную обстановку, учить на ней слушателей и курсантов управлять действиями всех сил и средств противовоздушной обороны и проводить научные исследования.

Related Posts