8.06.2017/Москва/РИА Новости Россия усиливает свои военные базы в Таджикистане и Киргизии новейшими вооружениями, чтобы помешать импорту терроризма из Афганистана в Центральную Азию.
Об этом сегодня в Астане на совещании министров обороны государств — членов ШОС заявил российский министр обороны Сергей Шойгу: «Особую тревогу вызывает усиление в Афганистане позиций боевиков ИГ*, число которых достигает трех с половиной тысяч человек.
Реализуемая этой группировкой стратегия создания исламского халифата угрожает безопасности как самого Афганистана, так и сопредельных стран».
Ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем. Талибы, ранее овладевшие значительной территорией в сельских районах страны, развернули наступление на крупные города. Усиливается влияние и еще одной террористической группировки — ИГ*. Президент Афганистана Ашраф Гани вчера заявил, что у боевиков радикального движения Талибан* есть «последний шанс», чтобы согласиться на перемирие. Однако с учетом долгой истории противостояния мирный исход маловероятен.
Операция западной коалиции не принесла Афганистану спокойствия, и Минобороны России принимает меры — повышает боевую готовность своих баз в Таджикистане и Киргизии, оснащает их современным вооружением, укрепляет взаимодействие по линии ШОС.
Передний край
Территория Афганистана глубоко вклинивается в Таджикистан, а на общей «горячей границе» протяженностью свыше 1300 километров скопилось до 10 тысяч боевиков различных группировок. Угроза серьезна. Возможно, поэтому 201-я военная база — крупнейший зарубежный военный объект России.
База дислоцируется в городах Душанбе и Курган-Тюбе. Численность военнослужащих — около 7,5 тысячи человек. В мае 201-ю базу усилили артиллерийским дивизионом большой мощности — реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган» калибра 220 миллиметров способны наносить эффективное огневое поражение по целям на дальностях до 35 километров в условиях сложного горного рельефа.
Одновременно в Таджикистан впервые перебросили также оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» для участия в совместном антитеррористическом учении «Душанбе-Антитеррор — 2017».
В ходе маневров войсковые части из стран СНГ в непосредственной близости от таджикско-афганской границы отработали действия по уничтожению бандформирования, прорвавшегося из Афганистана (противник условный, но стрельбы боевые). Мотострелков и артиллеристов поддерживали с воздуха фронтовые бомбардировщики Су-24М и дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3.
«Душанбе-Антитеррор» — первые маневры, которые проводятся Антитеррористическим центром государств — участников СНГ с привлечением вооруженных сил стран содружества. Таким образом, российская военная база в Таджикистане подтвердила статус регионального центра противодействия терроризму. На сентябрь запланированы аналогичные учения с участием национальных воинских контингентов государств — членов ОДКБ.
Второй эшелон
Киргизия расположена севернее Таджикистана, не имеет общей границы с Афганистаном, но ощущает целый комплекс террористических угроз и подвержена внутриполитической турбулентности. Вооруженные силы республики — одни из самых слабых в мире. На этом фоне четыре российских военных объекта — авиационная база Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ в городе Кант (начала действовать в 2003 году), испытательная военно-морская база в городе Каракол, узел связи в поселке Чалдовар и автономный сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу — играют весомую стабилизирующую роль.
Объединенная российская военная база в Канте сформирована 29 января 2017 года по условиям соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой.
Соглашение и протокол к нему подписаны 20 сентября 2012 года в Бишкеке на 20 лет. Протокол обеспечивает действие российско-киргизских договоров, регламентирующих вопросы присутствия в Киргизии российских воинских формирований, до 29 января 2017 года, а соглашение — до 2032 года.
Достичь соглашения оказалось непросто. Ранее киргизский президент Алмазбек Атамбаев заявлял, что российская авиабаза покинет республику после окончания срока договора, потому что Кыргызстан в будущем должен опираться и надеяться только на свои вооруженные силы. Вероятно, здесь повлиял негативный опыт взаимодействия с американскими партнерами. Восток — дело тонкое.
В 2001 году Вашингтон начал операцию «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Для снабжения своих войск американские ВВС развернули базу в бишкекском аэропорту Манас и вскоре в Киргизии состоялась «тюльпановая революция». В 2006-м парламент республики потребовал пересмотра условий пребывания американских военных в стране. Тремя годами позднее база ВВС США была закрыта, а точнее, преобразована в Центр транзитных перевозок, которым американцы пользовались до 2014 года и пережили вторую «революцию» — свержение президента Курманбека Бакиева.
Коллективный Восток
Россия строит отношения с государствами Центральной Азии с учетом общих интересов, рук никому не выкручивает, «цветные революции» не поощряет. Ранее Сергей Шойгу отмечал, что российские военные базы в Таджикистане и Киргизии являются гарантом региональной стабильности: «Вместе с союзниками мы укрепляем их боеготовность, что, в свою очередь, усиливает безопасность Душанбе и Бишкека». Сегодняшние встречи и заявление в Астане — продолжение стратегической линии.
Место и время совещания министров обороны государств — членов ШОС выбрано не случайно. Терроризм приобрел трансграничный характер, и взаимодействие стран — членов ШОС направлено на упреждение террористической активности. Если коллективный Запад не способен преодолеть разногласия и сформировать единый фронт борьбы с международным терроризмом, возможно, проблему решит коллективный Восток.
За 16 лет деятельности Шанхайская организация сотрудничества накопила значительный потенциал. Вступление в ШОС Индии и Пакистана расширит возможности коллективного Востока в сфере безопасности. Общим интересам послужит и наращивание военной составляющей ШОС, включая инструменты российских баз в Таджикистане и Киргизии.