Замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, президент Федерации спортивного программирования Максим Паршин в интервью ТАСС рассказал о планах федерации и будущем спортивного программирования в РФ, а также о проведении в России Открытого чемпионата по спортивному программированию в 2023 году.
—Максим Викторович, сегодня мы встречаемся с вами не как с замглавы Минцифры России, а как с президентом Федерации спортивного программирования. Не так давно вам предложили занять этот пост. Очевидно, была какая-то предыстория?
— Формально я стал президентом Федерации спортивного программирования 19 октября этого года. В октябре же прошлого года в Москве состоялся финал чемпионата мира по спортивному программированию среди студенческих команд (ICPC), и мы этот финал организовывали. Мы — это большая команда, куда входили Минцифры, Минспорт, МИД, правительство Москвы, другие органы власти, вузы, негосударственные организации. Это было серьезное мероприятие, в котором приняли участие несколько тысяч человек, 75 команд из 63 стран. Чемпионат — соревнование среди студенческих команд, американская франшиза, основатель, Билл Паучер, проводит его уже более 40 лет. И абсолютным победителем в прошлом году стала команда Нижегородского университета. Вообще, три из четырех золотых медалей выиграли российские команды (одно золото взял Сеульский университет). Нужно сказать, что победная серия российских программистов в ICPC продолжается на протяжении многих лет — если не ошибаюсь, девять лет подряд мы занимаем первые места. За всю историю проведения турнира команды из России занимали первые места 15 раз. Эти соревнования показывают уровень российской программистской школы. На следующий день после финала председатель правительства собрал всех причастных — победителей, участников, оргкомитет, — поздравил и спросил: почему мы не проводим такие соревнования?
—То есть инициатива исходила от председателя правительства?
— Да, в соответствии с его поручением спортивное программирование было признано официальным видом спорта. Приказом Минспорта оно было внесено в реестр видов спорта, и была учреждена всероссийская федерация. А в конце августа состоялась конференция, где делегаты единогласно проголосовали, и мне было оказано доверие стать ее президентом. В свою очередь Одес Байсултанов, заместитель министра спорта России, курирующий направление высокотехнологичных видов спорта, был избран председателем правления федерации.
—Сколько региональных федераций входит в ее состав?
— Сейчас их 43. Совместно с Минспортом мы активно вели организационную подготовку. В целом развитие федерации осуществляется в тесном взаимодействии Минцифры и Минспорта. Работа проделана большая, и я хочу поблагодарить всех, кто эту работу начинал. Сейчас мы в активной фазе становления и масштабирования. Федерация работает с крупнейшими российскими компаниями, IT-разработчиками, госкорпорациями. И мы видим большой интерес стать партнерами, спонсорами. Изначально многие несерьезно относились, когда слышали о нас: «Что это, Федерация спортивного программирования? Что за вид спорта такой?» Но когда начинаешь рассказывать, в головах тех, с кем общаешься, что-то переключается, и они понимают, что это серьезно.
И мы рады, что компании готовы инвестировать десятки миллионов рублей в развитие нового интеллектуального вида спорта, в федерацию, в сообщество
— Какие ближайшие планы у Федерации спортивного программирования?
— Пока есть план развития до конца 2023 года. Главное, мы планируем провести чемпионат России. Он должен состояться в первой половине следующего года. Именно чемпионат в открытом формате, чтобы могли приехать спортсмены из других стран. Совместно с Минспортом мы сейчас разрабатываем концепцию чемпионата. И мы работаем со спонсорами, партнерами, чтобы был сформирован действительно серьезный призовой фонд.
— Россия — первая страна, официально признавшая спортивное программирование видом спорта и тем самым показавшая важность его развития. В чем вы видите перспективы развития спортивного программирования?
— Если говорить в целом о федерации, о движении спортивного программирования, то мы формулируем три основных тезиса. Во-первых, мы говорим о том, что спортивное программирование в обозримом будущем — это новый национальный вид спорта. Во-вторых, спортивное программирование имеет все шансы стать самым массовым видом спорта в России. Кто-то играет в хоккей, кто-то боксер, кто-то плавает, но все, в каждой школе, в каждом вузе, будут заниматься спортивным программированием. Порог входа в этот спорт очень низкий, нужны только компьютер, голова и желание побеждать. Возраст, физические возможности не важны.
Третий тезис — это прямая связь с профессией. При моем огромном уважении к любым другим видам спорта в большинстве случаев, когда твоя карьера профессионального спортсмена закончилась, как правило, есть только один путь продолжения — идти в тренеры. У нас же иначе, и когда в резюме написано «мастер спорта по спортивному программированию» — для работодателей это четкая характеристика, что соискатель представляет из себя как профессионал. Это три наших концептуальных идеи, опираясь на которые мы движемся.
— Насколько создание и развитие Федерации спортивного программирования соотносится с целями Минцифры по развитию IT-отрасли?
— Напрямую. Преимущество нашей IT-индустрии, наш основной ресурс — это люди. И здесь появляется дополнительный стимул идти в профессию, развиваться; соревнования — дополнительная мотивация для молодых людей. Соревнования могут быть как в индивидуальном зачете, так и в командном. Думаю, что между собой будут соревноваться и корпоративные команды. Это своего рода смотр лучших представителей профессии. И те компании, которые будут являться партнерами, спонсорами федерации, — они будут иметь возможность первыми сделать предложение о трудоустройстве участникам и победителям. Спортивное программирование — это в том числе и серьезный карьерный лифт. Задачи, которые решаются на соревнованиях, как правило, имеют прикладной смысл. Существуют две дисциплины — алгоритмическое программирование, когда решаются задачи разной степени сложности и абстрактности, и продуктовое программирование (хакатон), когда в течение нескольких часов (или десятков часов) создается законченный продукт. Сейчас в региональных отборочных соревнованиях используются такие языки программирования, как C, C++, Python, Java и Kotlin.
— В этой связи планируете ли вы сотрудничество с вузами? В некоторых из них уже существуют свои команды и школы спортивного программирования?
— Да, мы будем развиваться совместно с Министерством образования и Министерством просвещения, чтобы в каждом вузе, колледже, каждой школе были команды по спортивному программированию.
Информатика не должна быть скучной. А спорт придает предмету новое звучание. Как показывает практика, уже с 10–11-летнего возраста можно начинать системную подготовку молодого спортсмена в нашей дисциплине
— Как сейчас присоединиться к движению, начать заниматься спортивным программированием?
— Мы запускаем свой телеграм-канал, он называется «Федерация спортивного программирования» (http://t.me/fsprussia). Нужно подключаться.
— Вы сказали, что хотите провести чемпионат России. А что с международными турнирами?
— Не хочется забегать вперед, но да, мы вместе с нашими коллегами из Минспорта думаем о международных соревнованиях, по крайней мере о возможных форматах соревнований, предполагающих международное участие. Уверен, что и к нам приедут команды из многих стран, и в других странах будет развиваться спортивное программирование и станут проводиться международные соревнования.