ГЛАВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

Сегодня таковым в стране является АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей»

 

АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» – основной производитель и системный интегратор системы ОрВД Российской Федерации. Концерн создал условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи.

 

АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» является лидирующим холдингом военно­-промышленного комплекса России, динамично развивающейся интегрированной структурой, в составе которой более 60 научно-­производственных объединений, научно-­исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов, расположенных на территории 18 субъектов Российской Федерации.

Предприятия Концерна разрабатывают, производят и поставляют продукцию как военного, так и гражданского назначения. Производственная программа Концерна в части продукции гражданского назначения включает в себя разработку, производство и поставку современных систем и средств связи, наблюдения, автоматизации управления воздушным движением (УВД) и планирования использования воздушного пространства (средства организации воздушного движения), а также метеорологического обеспечения полетов. Все оборудование сертифицировано Межгосударственным авиационным комитетом.

Концерном как основным производителем и системным интегратором для всей системы организации воздушного движения в России созданы все условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективного использования воздушного пространства внутри страны, в том числе во время проведения таких важных мероприятий, как Саммит АТЭС во Владивостоке, Всемирная летняя Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи. Поставленное оборудование и комплексные решения показали высокий уровень надежности и качества работы. В настоящее время ведется подготовка объектов авиационной транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» является крупнейшей в российской аэрокосмической и оборонной промышленности холдинговой компанией с огромным опытом научно-­исследовательских, конструкторских работ и производства. Это государственное предприятие, занимающееся решением задач, поставленных Правительством Российской Федерации. Концерн обладает собственными научными и проектными подразделениями, точно определяющими требования к качеству изготовляемой продукции.

Многолетний опыт Концерна позволяет реализовывать проекты любой сложности по оснащению и модернизации технических средств национальных аэронавигационных систем, аэропортов и вертодромов, таких как:

— автоматизированные системы УВД;

— автоматизированные системы планирования использования воздушного пространства;

— автоматизированные системы метеорологического обеспечения;

— автоматизированные системы аэродромных командно­-диспетчерских пунктов (АКДП);

— разнообразные тренажеры для диспетчеров УВД;

— средства наблюдения (первичные трассовые и аэродромные радиолокаторы, метеорадиолокаторы, моноимпульсные вторичные радиолокаторы (в том числе с режимом «S» адресного запроса), радиолокаторы обзора летного поля, усовершенствованные автоматизированные системы наблюдения и контроля аэродромного движения, аэродромные и широкозонные многопозиционные системы наблюдения; оборудование автоматического зависимого наблюдения (АЗН­В) стандарта 1090ES, работающее на основе сбора периодически излучаемых сообщений воздушных судов о своем местоположении на основе данных глобальных систем навигации GPS и ГЛОНАСС;

— навигационные системы, в том числе на основе ГЛОНАСС/GPS;

— средства связи (системы коммутации речевых сообщений, автоматизированные приемо­-передающие центры, антенные системы, приемное и передающее оборудование КВ­ и УКВ-­диапазонов, цифровые сети наземной авиационной электросвязи);

— метеорологическое оборудование;

— тренажерные системы УВД.

 

Например, при разработке проекта модернизации аэропорта Сочи важное значение имело его сложное географическое расположение на ограниченной территории суши между Кавказским хребтом и Черноморским побережьем, а также сложные погодные условия. Эти обстоятельства обязывали предусмотреть поставки наиболее высокотехнологического оборудования.

Концерн ВКО «Алмаз – Антей» выступает ключевым исполнителем и участником следующих федеральных целевых программ:

«Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020годы)»;

«Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы»;

«Развитие транспортной системы России (2010 – 2020годы)»;

«Социально-­экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Основными подрядчиками Концерна по поставкам оборудования наблюдения, аэронавигации и связи являются: АО «НПО «ЛЭМЗ», ООО «Фирма «НИТА», Северо­-Западный региональный центр Концерна с АО «ВНИИРА» и ООО «НПП «ЦРТС», АО «Азимут», АО «ЧРЗ «Полет», ОАО «Владимирский завод «Электроприбор», ООО «НППФ «Спектр», АО «НТЦ «Промтехаэро», АО «РИМР», ЗАО «Техномарин», ООО «Монитор Софт», ООО «Лотес ТМ», ООО «Децима», а метеооборудования – АО «ИРАМ» и ООО «ИГП».

Основными подрядчиками Концерна по поставкам оборудования наблюдения, аэронавигации и связи являются: АО «НПО «ЛЭМЗ», Северо-­Западный региональный центр Концерна с АО «ВНИИРА» и ООО «НПП «ЦРТС», ООО «Фирма «НИТА», АО «Азимут», АО «ЧРЗ «Полет», ОАО «Владимирский завод «Электроприбор», ООО «НППФ «Спектр», АО «НТЦ «Промтехаэро», АО «РИМР», ЗАО «Техномарин», ООО «Монитор Софт», ООО «Лотес ТМ», ООО «Децима», а метеооборудования – АО «ИРАМ» и ООО «ИГП».

После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации выполнен большой объем работ по модернизации аэронавигационной системы полуострова Крым до современного уровня. Так, в течение нескольких месяцев районный и аэродромный центры управления воздушным движением Симферополя переоснащены по последнему слову техники, что позволило, не закрывая ни на один день воздушное пространство, обеспечить его безопасное одновременное использование гражданской и государственной авиацией.

В последующем выполнено техническое перевооружение систем наблюдения, навигации и связи путем ввода в эксплуатацию современных трассовых и аэродромных радиолокационных комплексов, моноимпульсных вторичных радиолокаторов, установки трех радионавигационных маяков, двух автоматических радиопеленгаторов, азимутально-­дальномерной радиомаячной системы, трех автоматических приемно­-передающих центров. В настоящее время проводятся работы по установке систем посадки аэропорта Симферополь, а также его оснащение системой управления наземным движением на основе двух радиолокаторов обзора летного поля «Атлантика» с автоматизированной системой наблюдения и контроля аэродромного движения «Вега». Планируются работы по наращиванию системы наблюдения, системы воздушной радиосвязи ОВЧ и ВЧ диапазона.

В части решения задач государственного масштаба по оснащению и модернизации аэронавигационных объектов Концерном выполняются работы по подготовке аэропортов городов-­участников Чемпионата мира по футболу 2018 года (FIFA­2018). Так, завершены крупная реконструкция и оснащение новыми средствами навигации, радиолокации, наблюдения и контроля аэродромного движения, автоматизированной системой УВД и связи, метеооборудованием аэропортов Казань, Самара (Курумоч), Екатеринбург (Кольцово), Волгоград.

Активно проводятся работы и будут завершены до конца 2017 года в городах Калининград (Храброво), Саранск, Нижний Новгород (Стригино). С целью оснащения этих объектов оборудованием в крайне ограниченные сроки Концерном был проработан вопрос с предприятиями промышленности о начале изготовления оборудования до заключения соответствующих контрактов.

В указанном ряду аэропортов отдельно следует выделить построенный с нулевого цикла и оснащенный современными средствами управления воздушным и наземным движением аэропорт «Платов» (г. Ростов­на­Дону), который подготовлен к вводу в эксплуатацию. Сложность проекта обусловило оснащение объекта оборудованием, выполнение монтажных и пусконаладочных работ в крайне сжатые сроки с апреля по сентябрь 2017 года.

Концерном как генеральным подрядчиком создана и сдана в эксплуатацию автоматизированная система организации воздушного движения (АС ОрВД) Московского укрупненного центра Единой системы (ЕС) ОрВД, которая предназначена для повышения уровня безопасности полетов и качества предоставляемых аэронавигационных услуг в воздушном пространстве Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, в условиях перехода на единое планирование использования воздушного пространства, реформирования системы сбора и обмена данными о планах полетов, а также внедрения в практику работы органов ОрВД процедур, методов и технологий организации потоков воздушного движения. Основными подрядчиками Концерна выступили АО «ВНИИРА» и ООО «Фирма «НИТА».

Новая АС ОрВД является системой высокого уровня автоматизации, включающей использование искусственного интеллекта, в частности, для обнаружения и выработки решений по устранению конфликтных ситуаций между воздушными судами в реальном масштабе времени в контролируемом воздушном пространстве. В условиях роста интенсивности воздушного движения эта система обеспечит снижение загрузки диспетчера УВД до нормативного уровня и будет способствовать выполнению полетов по предпочтительным траекториям за счет гибкой организации воздушного пространства, совершенствования информационного обеспечения и автоматизированного взаимодействия со всеми основными компонентами аэронавигационной системы Российской Федерации.

В рамках АС ОрВД создана подсистема планирования и организации потоков воздушного движения, функционирование которой будет осуществляться во взаимодействии с системой УВД и системами управления прилетами и вылетами воздушных судов в реальном масштабе времени. В результате должны быть реализованы принципы обслуживания воздушного движения «от перрона до перрона», а также управления пропускной способностью аэронавигационной системы РФ.

В АС ОрВД предусмотрена информационно­-техническая совместимость с автоматизированными системами соответствующих органов ОрВД (управления полетами) пользователей воздушного пространства, информационными элементами двойного назначения единой автоматизированной радиолокационной системы федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства и иными военными автоматизированными системами управления, использующими информацию АНС.

Новая АС ОрВД включает в себя выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, установленные на трех с лишним десятках аэродромов Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов государственной авиации, что позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с воздушно-­космическими силами России.

Новый уровень взаимодействия значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности воздушно-­космических сил, а также при функционировании ЕС ОрВД в особый период.

На индикаторах воздушной обстановки АС ОрВД представлена обработанная информация первичных и вторичных радиолокаторов (аэродромных и трассовых), радиопеленгаторов, систем АЗН­В, информация планов полетов, аэронавигационная, метеоинформация, справочная информация.

Все рабочие места оборудованы подсистемой речевой связи, предназначенной для обеспечения речевого взаимодействия диспетчерского и инженерно-технического состава Московской АС ОрВД между собой, с экипажами воздушных судов, смежными пунктами (службами УВД) управления и должностными лицами аэропортов в зоне ответственности Московского укрупненного центра ЕС ОрВД.

Кроме того, в процессе адаптации к условиям Московского укрупненного центра разработчиками автоматизированной системы было реализовано беспрецедентное число рекомендаций диспетчерского и инженерно-­технического состава, согласованных заказчиком (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») и Росавиацией.

В состав АС ОрВД входят основная система на базе КСА УВД «СИНТЕЗ­АР4» с встроенной подсистемой упрощенного функционирования (by­pass) и резервная система на базе КСА УВД «Альфа­3». Следует отметить, что все системы (основная, подсистема by­pass и резервная) дублированы.

Резервная система выполнена с идентичным основной системе человеко-­машинным интерфейсом, с независимой аппаратной частью и энергообеспечением. При использовании резервной системы в работе диспетчеру не приходится переходить на другое место, в том числе на АКДП, как и рекомендовано международной практикой.

Обеспечено тройное резервирование по электропитанию: два независимых фидера, мощные независимые автоматические дизель­генераторы, мощные источники бесперебойного питания. Данные состояния энергосистемы выводятся на табло системы технического управления и контроля.

Функция «by­pass» служит для обеспечения рабочих мест комплекса информацией наблюдения о воздушном движении при полном отказе центральных серверов обработки информации, а также при модернизации комплекса. Подсистема «by­pass» реализована с использованием технических средств, обеспечивающих независимый от технических средств КСА УВД прием, обработку, распределение и доведение информации о наблюдении на средства отображения, установленные на пультах диспетчерах. Таким образом, обработка информации наблюдения, служащая основным критерием безотказности системы, имеет шестикратное резервирование.

В АС ОрВД, в частности, автоматизируются следующие основные процессы:

— сбор, обработка, хранение, отображение и рассылка плановой информации;

— сбор, обработка и отображение метеорологической информации;

— анализ информации о текущей и упрежденной воздушной обстановке;

— отображение информации о текущей и упрежденной воздушной обстановке, информации планов полета, метеорологической информации и информации об ограничениях воздушного пространства;

— документирование и воспроизведение информации, обрабатываемой системой, включая ввод информации с рабочих мест;

— контроль функционирования и управления системой;

— информационная поддержка расчета сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов.

С вводом в эксплуатацию АС ОрВД пропускная способность воздушного пространства Московской воздушной зоны превысила пропускную способность аэропортов и не является сдерживающим фактором для повышения интенсивности полетов и развития аэропортов региона.

С целью дальнейшего увеличения пропускной способности Московской воздушной зоны входящие в АС ОрВД АКДП крупнейших аэропортов (Домодедово, Шереметьево и Внуково) оснащаются соответствующим оборудованием, которое должно обмениваться информацией с АС ОрВД.

В настоящее время контракты на оснащение АКДП современными комплексами находятся у заказчика (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»), имеется уверенность в их своевременном согласовании. Скорейшее внедрение комплексов средств автоматизации АКДП обеспечило бы возможность реального роста интенсивности полетов с сохранением гарантированного уровня безопасности воздушного движения.

Таким образом, за последние годы Концерном и предприятиями-­партнерами, имеющими с ним соглашения о стратегическом партнерстве, разработан целый ряд технических средств нового поколения, предназначенных для замены морально устаревшей техники. В настоящее время Концерн в кооперации с рядом других отечественных предприятий способен производить практически всю номенклатуру оборудования, необходимого для оснащения объектов ОрВД. Данная продукция способна на равных конкурировать с лучшими аналогами на мировом рынке.

 

Концерн ВКО «Алмаз–Антей» сдал в эксплуатацию новый ЦУП Московского центра управления воздушным движением

АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» сдало в эксплуатацию государственному заказчику (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») новый Центр управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД).

В Московском укрупненном центре Единой системы организации воздушного движения Российской федерации (ЕС ОрВД) введены в эксплуатацию в составе второго пускового комплекса нового ЦУП шесть основных комплексов и подсистем новой автоматизированной системы (АС) ОрВД, таким образом, считается введенной в эксплуатацию АС ОрВД и ЦУП в целом (генеральный подрядчик – АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей», разработчики: АО «ВНИИРА» и ООО «Фирма «НИТА», Санкт­-Петербург).

Необходимость в создании нового ЦУП была вызвана тем, что действующий Центр не отвечал современным требованиям по управлению воздушным движением в части обеспечения полноценного управления воздушным движением в условиях повышения его интенсивности. Кроме того, оборудование комплекса импортной АС УВД «ТЕРКАС» устарело морально и имело критический физический износ; отсутствовали свободные площади под установку нового технологического оборудования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, определяющим Концерн единственным поставщиком (головным исполнителем) в области разработки и создания перспективных систем и средств для аэронавигационной системы Российской Федерации, Концерном освоены компетенции в указанной сфере.

«В условиях, действующих в отношении Концерна санкций, необходимо отметить, что решение Президента Российской Федерации, принятое в 2008 году, позволило создать при головной роли Концерна практически весь спектр оборудования, которое используется сегодня в аэронавигационной системе России. Хочу подчеркнуть: все специальное программное обеспечение, используемое сегодня в поставляемой Концерном для ЕС ОрВД технике, – исключительно российского производства», – отметил заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий.

Он уточнил, что в АС ОрВД предусмотрена информационно­-техническая совместимость с автоматизированными системами соответствующих органов ОрВД (управления полетами) пользователей воздушного пространства, информационными элементами двойного назначения единой автоматизированной радиолокационной системы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, а также иными военными автоматизированными системами управления.

Новая АС ОрВД включает в себя выносные удаленные средства автоматизированного взаимодействия, установленные на аэродромах Московской воздушной зоны, в том числе на командных пунктах аэродромов государственной авиации, что позволяет значительно повысить эффективность и оперативность взаимодействия Московского центра с ВКС Российской Федерации. Новый уровень взаимодействия значительно упрощает обеспечение полетов государственной и гражданской авиации как в обычном режиме, так и при проверках боеготовности ВКС России.

Зона ответственности Московского укрупненного центра ЕС ОрВД в настоящее время представляет собой территорию площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500­12100 м. Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1038 км, с запада на восток – 974 км.

В контролируемой зоне помимо аэроузлов и аэродромов разных ведомств расположены запретные зоны и зоны ограничений, авиационные полигоны, полигоны танковых и артиллерийских подразделений, пункты запуска шаров-­зондов. Протяженность воздушных трасс составляет более 26 тыс. километров. На аэродромах Внуково, Домодедово и Шереметьево управление выполняют службы, входящие в структуру филиала МЦ АУВД.

Московский аэроузловой диспетчерский центр контролирует территорию в радиусе 150­180 км от Москвы в нижнем воздушном пространстве, обеспечивает управление движением воздушных судов, осуществляющих прилеты (вылеты) в (из) аэропорты Москвы: Шереметьево, Внуково, Домодедово; воздушных судов, следующих через Московскую воздушную зону транзитом; управление судами на аэродромах государственной и экспериментальной авиации.

Районный диспетчерский центр обслуживает территорию 18 областей России. Зона ответственности – от Великих Лук и Беларуси до Республики Татарстан и от границ Украины до Вологды.

По достигнутому уровню функциональных возможностей и автоматизации процессов АС ОрВД Московского центра является самой современной системой в классе автоматизированных систем высокого уровня и соответствует современным требованиям ИКАО к системам УВД, находится в ряду современных систем нового поколения мирового уровня, а часть функциональных возможностей не имеет аналогов.

По количеству автоматизированных рабочих мест АС ОрВД Московского центра является крупнейшей в Европе, а ее резервная система – крупнейшей в мире системой управления воздушным движением.

В настоящее время с использованием АС ОрВД Московского центра обеспечивается около 60% полетов воздушных судов над территорией Российской Федерации.

Благодаря вводу в эксплуатацию АС ОрВД пропускная способность воздушного пространства Московской воздушной зоны превысит пропускную способность аэропортов и больше не будет сдерживающим фактором для повышения интенсивности полетов и развития аэропортов региона.

Для значительного увеличения пропускной способности Московской воздушной зоны входящие в АС ОрВД аэродромные командные диспетчерские пункты (АКДП) крупнейших аэропортов: Домодедово, Шереметьево и Внуково в ближайшее время должны быть оснащены новым перспективным оборудованием разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей», которое может обмениваться информацией с АС ОрВД.

В настоящее время контракты на оснащение АКДП современными комплексами находятся во ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», имеется уверенность в их своевременном согласовании госзаказчиком. Скорейшее внедрение комплексов средств автоматизации АКДП обеспечило бы возможность дополнительного роста интенсивности полетов с сохранением гарантированного уровня безопасности воздушного движения.

За последние годы Концерном и предприятиями, с которыми Концерн имеет соглашения о стратегическом партнерстве, разработан целый ряд технических средств нового поколения, предназначенных для замены морально устаревшей техники. Предприятия, входящие в состав Концерна, поставили и внедрили как в России, так и в зарубежных странах сотни радиолокационных средств и систем, а также оснастили средствами наблюдения, связи и автоматизации целый ряд центров управления воздушным движением. Полученный опыт может эффективно использоваться при модернизации аэронавигационных систем других государств.

Related Posts