ГЛАВНАЯ СФЕРА СОВРЕМЕННОЙ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ

Криницкий Юрий Владимирович.  Воздушно-космический театр военных действий. Монография. – Тверь: ВА ВКО, 2017. – 369с.

 

Анатолий ХЮПЕНЕН,

генерал-полковник, доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук РФ, председатель Объединенного совета Союза ветеранов Войск ПВО

 

В военном деле выигрывает тот, кто первый замечает новые тенденции в развитии средств и способов вооруженной борьбы. Консерватизм в применении положений стратегии, оперативного искусства и тактики чреват отставанием в организации всей системы военной безопасности.

Сегодня уже все понимают, что в крупномасштабной войне между ведущими ракетно-ядерными державами «враг не приедет к нам на танке». Гипотетическая агрессия в своей первой и решающей фазе будет воздушно-космической, кратковременной, массированной. А пространство, в котором России придется защищать свои интересы – глобальным.

Понимая это на словах, мы на деле продолжаем строить систему военной безопасности страны по образцу 1941 года. Готовим Вооруженные силы к массовым полевым пехотно-танковым сражениям. Уповаем на угрожаемый период, в течение которого сможем развернуть группировки войск на соответствующих театрах военных действий, стратегических и операционных направлениях. Организуем свою военную силу по наземным театрам военных действий, придуманных Антуаном Жомини 200 лет назад, по военным округам, изобретенным Дмитрием Милютиным во второй половине ХIХ столетия, по региональным командованиям (неудачный эксперимент начала ХХ столетия), по объединенным стратегическим командованиям (те же самые военные округа).

Но при любом варианте структуры ВС РФ мы подчиняем тех, кто первыми и немедленно должны вступить в вооруженную борьбу, тем, кто будет готов к ней на заключительном этапе. Тех, кто должен сейчас и немедленно встретить противника в воздушно-космическом пространстве, мы включаем в структуру войск, которые ожидают начала наземной фазы войны, хотя ее, возможно, и не будет.

Понятие сферы вооруженной борьбы, глубокое разъяснение принципиальных отличий воздушно-космической от наземной и морской сфер в труде профессора Криницкого Ю. В. получают дальнейшее развитие. Автор обосновывает необходимость введения военно-стратегической категории «воздушно-космический театр военных действий».

И это не просто новый термин.  Признание ВК ТВД как объективной реальности потребует изменения взглядов на организацию всей системы вооруженной борьбы. Для отражения стратегического воздушно-космического нападения нужна своя, адекватная по уровню операция. Для ее проведения нужна самостоятельная, развернутая в мирное время группировка войск, причем стратегического масштаба (и без «привязки» к традиционным «пехотным» направлениям). Парировать первоочередную воздушно-космическую военную опасность надо там, где она существует (откуда исходит), а не там, где нам удобно и привычно по опыту прошлых войн. Вот почему объем и границы ВК ТВД не могут совпадать с объемом и границами других театров военных действий.

Профессор Криницкий Ю. В. довольно убедительно, ярко и доказательно, опираясь на науку, обосновал наличие существующего ВК ТВД и необходимость признания его важной составляющей военной теории, а также наглядно показал эволюционный путь развития Войск ПВО страны от воздушной обороны через противовоздушную к воздушно-космической.

Криницкий Ю. В. вносит конкретные предложения по созданию ВКО страны – важной составляющей безопасности государства. Его труд соответствует велению времени и отражает требования начальника Генерального штаба генерала армии В. В. Герасимова, опубликованные в статье «Ценности науки в предвидении», в которой четко, ясно и доходчиво обозначены задачи военной науки.

Книга профессора Криницкого Ю. В. «Воздушно-космический театр военных действий» написана простым и доступным языком. Она будет полезна обучающимся и обучающим военному делу, всем кто применяет положения теории на практике, а также серьезным вкладом в военную науку, оперативное искусство наших ВС, в оборонно-промышленный комплекс страны.

Анатолий КОРАБЕЛЬНИКОВ,

доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, почетный профессор Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

 

В воздушном пространстве основным способом мирного и цивилизованного разрешения соперничества на межгосударственном уровне является договор между государствами. А внутри, в государственных границах, оно регулируется законодательством самой (каждой) страны.

В космосе нет ни государственных границ, ни единого физического регулятора. Основной способом разрешения противоречий здесь также является договор. Но регулятор здесь уже виртуальный, в виде определенных правил и систем обязательств договорившихся сторон.

При этом и в воздушном пространстве, и в космосе договариваться будут только с сильным, в первую очередь, в военном отношении. Слабому прикажут что делать, а то и вовсе, не обращая на него внимания, введут бесполетную зону, «свободное воздушное пространство» или иную напасть, выгодную сильному игроку или сильной группе.

В воздушно-космической сфере, по отношению к другим физическим средам, наиболее полно реализуются извечные чаяния армий всех времен и народов – применять вооружение как можно быстрее и дальше. В воздушно-космической сфере это можно сделать глобально и с космическими скоростями.

Воздушно-космическая сфера будет выделяться не только по своей физической природе, но и по экономическим и военным причинам. По этим причинам она и станет главной, определяющей сферой современной вооруженной борьбы. А оружие, силы и войска, применяемые в ней, будут главными в будущей войне.

В настоящей книге содержится важный шаг по обоснованию воздушно-космического театра военных действий, критический анализ терний на пути к пониманию необходимости его введения в научный оборот и в практику войск, а также критическое осмысление предшествующих действий руководства ВС РФ, которые они называли реформами.

Хотя данный труд специально никому не предназначен, он будет интересен и военным, и гражданским специалистам, которым судьба нашей Родины не безразлична.

Несмотря на преднамеренно не академический стиль изложения, книга будет полезна и руководящим лицам, принимающим судьбоносные решения по обороноспособности РФ, и военным ученым, предлагающим и обосновывающим эти решения. Для военных ученых книга будет полезной еще и тем, что она содержит самодостаточную систему исследования и понимания автором проблем как внутри воздушно-космического театра военных действий, так и вокруг него.

По совокупности изложенного материала, научных фактов и сведений книга имеет высокую прагматическую ценность для обучения адъюнктов, слушателей и курсантов, а также для повышения профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава военных академий по профилю борьбы с воздушно-космическим противником.