ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ

Требуется обеспечить необходимое качество подготовки высококвалифицированных компетентных военных кадров в соответствии с современными требованиями

Система военного образования имеет одну общую для всех задачу – комплектование армии и флота эффективными, квалифицированными, компетентными военными специалистами. В связис этим при формировании нового облика системы военного образования во главу угла поставлена задача кардинального повышения уровня профессиональной подготовки выпускников военных образовательных организаций Министерства обороны, прежде всего, в направлении расширения практической составляющей их подготовленности.

Переход на компетентностную модель образования и Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в полной мере соответствует современным требованиям подготовки военных кадров в интересах обороны и безопасности государства.

Широко известно, что основной целью образования является общекультурное, социальное, нравственное и профессиональное развитие будущего выпускника школы, колледжа, университета.

При этом доминирующий пока в образовательном пространстве многих стран, включая и Россию, традиционный объяснительно-иллюстративный тип обучения не может решить эту сложнейшую задачу в полном объеме. Об этом можно судить хотя бы по длительному, занимающему несколько лет, периоду адаптации выпускников вузов на промышленном предприятии, на производстве или в любой другой сфере труда, что подтверждается многими исследованиями. Однако такое положение дел недопустимо для Вооруженных Сил Российской Федерации, так как выпускникам военных вузов необходимо выполнять служебные обязанности, включающие в себя комплекс профессиональных задач, с первого дня прибытия в воинскую часть.

Понятие «компетенция» характеризует в первую очередь способность применять знания, умения, навыки, личностные качества и способности в процессах профессиональной деятельности. В связи с этим крайне важной является адаптация выпускников в первую очередь в профессиональной сфере. Проведенный анализ компетентностной направленности профильных видов деятельности выпускников гражданских вузов показал, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности выпускника являются не разрозненные знания, а компетенции, проявляющиеся в умении решать профессиональные задачи.

Результаты исследований показывают, что основной причиной длительной профессиональной адаптации выпускников вузов, является то, что в течение многих лет студент находится в особом виртуальном пространстве – образовательном, откуда вернуться к реальной жизни, даже владея знаниями, умениями, навыками, очень непросто.

Это объясняется в первую очередь тем, что образование является лишь своеобразной и абстрактной моделью своего прототипа – реальной жизни и профессиональной деятельности и именно поэтому так сложно применить знания на практике.

Важно отметить, что процесс адаптации выпускников военных образовательных учреждений проходит значительно проще и менее болезненно. Каким образом это происходит, рассмотрим на примере одного из системообразующих вузов Министерства обороны Российской Федерации Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Система практического обучения слушателей и курсантов Военной академии ВКО к выполнению служебных обязанностей после выпуска позволяет существенно снизить сроки адаптации и быть готовым в кратчайшие сроки выполнять сложные и ответственные задачи по защите воздушных рубежей нашей Родины на должностях предназначения.

Предоставленное Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» военным образовательным учреждениям право устанавливать квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников позволило значительно усилить практическую направленность в подготовке.

Так, слушатели-выпускники академии должны уметь организовывать совместные действия разнородных подразделений, частей и соединений, воспринимать и обрабатывать большой объем противоречивой информации о складывающейся обстановке, оперативно принимать решения и ставить задачи войскам (силам), организовывать их управление и взаимодействие. А курсанты, выпускники академии, должны уметь применять различные технологически сложные системы вооружения, действовать в непростых условиях при противодействии хорошо вооруженного и подготовленного противника.

Важно отметить, что в приобретении собственно знаний огромную помощь оказывает реализованный в академии инновационный проект «Электронный вуз». При этом ФГОС требует от выпускников быть способными выполнять профессиональные задачи, то есть выполнять конкретную, практическую работу. Именно поэтому в Решении начальника академии на образовательную деятельность основной упор в проведении почти всех видов учебных занятий сделан на выработку у обучающихся практических навыков и умений, приобретение реального опыта конкретных действий.

Как это было ранее, так и сейчас существенную помощь в этом оказывают управленческая практика слушателей и стажировки курсантов в войсках. Однако при этом не всегда этот опыт курсанты и слушатели приобретают совместно при непосредственном выполнении боевых задач.

Академия является инициатором организации тесного взаимодействия между вузами ВКС, в том числе в ходе проведения совместных занятий, тренировок, учений. Пример проведения такого вида совместного занятия был продемонстрирован начальником академии генерал-лейтенантом В. Н. Ляпоровым в ходе мастер-класса на тему «Дистанционное проведение учебных занятий с использованием электронных ресурсов различных вузов», проведенного 24 ноября 2016 года на базе Военного университета (г. Москва) в рамках учебно-методического сбора «Военное образование – на службе Отечеству».

В ходе данного занятия была использована разработанная руководством и научно-педагогическим составом академии и Ярославского высшего военного училища ПВО актуальная на настоящий момент методика проведения учебного занятия в режиме видеоконференции.

На базе учебных командных пунктов каждого из вузов курсанты выпускного курса Ярославского высшего военного училища ПВО выполняли обязанности должностных лиц боевых расчетов на первичных офицерских должностях зенитных ракетных дивизионов, а выпускники магистратуры Военной академии воздушно-космической обороны выполняли обязанности на должностях предназначения в боевых расчетах зенитных ракетных и радиотехнических полков. Вся тренировка осуществлялась дистанционно.

В результате выполнения функциональных обязанностей в заданных тактических ситуациях слушатели и курсанты отработали навыки ведения боевой работы, боевые расчеты повысили слаженность, что необходимо для подготовки и проведения тактического учения с боевой стрельбой в 185 Центре боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил (п. Ашулук, Астраханской области).

Главным результатом данной формы проведения учебного занятия стало то, что удалось устранить проблемы, возникавшие в ходе слаживания боевых расчетов, составленных в академии и училище, решив при этом главную задачу – не передислоцировать для слаживания боевые расчеты и технику учебных командных пунктов из одного вуза в другой.

Важно отметить, что все военные вузы постоянно анализируют службу своих выпускников в войсках и то, какие компетенции и составляющие их знания, навыки, личностные качества и способности, сформированные в вузах, они применяют, а какие остаются невостребованными.

В Военной академии ВКО именно на этой основе корректируются учебные программы, совершенствуются обучающие технологии. Обязательным в академии является проведение опросов курсантов и слушателей по завершении управленческой практики и стажировок не только с целью выявления проблемных вопросов собственно выездов в войска, но и определения качества, полученных в ходе обучения знаний, навыков и умений.

Огромное значение в ходе практической подготовки выпускников академии играет постоянно совершенствуемая система учебных командных пунктов, учебно-тренажерных комплексов и средств, и развернутый на базе моделирующих комплексов Центр моделирования и поддержки принятия решений для проведения компьютерных учений и игр.

Для этого в академии имеется отвечающая современным требованиям учебно-материальная база, аналогов которой нет в других вузах Министерства обороны Российской Федерации. Ее основу составляют:

— единая система из нескольких десятков автоматизированных учебных командных пунктов всех звеньев управления (от тактического до стратегического) Воздушно-космических сил;

— многофункциональный моделирующий комплекс вооруженного противоборства «Спектр», имитирующий в замедленном, реальном и ускоренном масштабах времени действия противоборствующих группировок – воздушного и космического противника – с одной стороны, войск и сил ВКО – с другой, позволяющий выбирать рациональные варианты ответных действий сил ВКО;

— комплекс программных средств автоматизации управления силами объединения ВКО «Небосвод», включающий в себя ряд расчетных и информационных задач;

— тренажно-имитационный комплекс «Алтек», являющийся компьютерным тренажером ЗРК;

— учебно-тренажерные средства «Тест» (для подготовки расчетов РТВ), «Тенор-ПВО» (для подготовки боевых расчетов КП ЗРВ), ЗРПК «Панцирь-С1».

Существующая учебно-материальная база академии позволяет создавать единую комплексную воздушную, космическую и наземную обстановку, учить на ней слушателей и курсантов управлять действиями всех сил и средств противовоздушной обороны, обучать и тренировать боевые расчеты без расхода ресурсов боевых средств.

Рабочие места лиц боевых расчетов позволяют:

— получать общие сведения о технике и вооружении Воздушно-космических сил, порядке ведения боевой работы;

— осуществлять индивидуальную и совместную подготовку боевых расчетов к ведению боевых действий в различных условиях обстановки;

— организовывать одно- и двухстепенные тренировки в заданном районе боевых действий.

Проведение учебных занятий на технике, представленной в данной системе, позволяет в полном объеме осуществлять выработку практических навыков и умений у обучающихся и на первичных офицерских должностях, и на должностях предназначения в боевых расчетах всех уровней управления ВКС.

Тем самым действующая система военного образования Воздушно-космических сил позволяет военным вузам решать главную задачу: обеспечивать необходимое качество подготовки высококвалифицированных компетентных военных кадров в соответствии с современными требованиями, а также обеспечивать их готовность к выполнению обязанностей по должностному предназначению.