Суммарный годовой доход российских предприятий народных художественных промыслов (НХП) в 2023 году составил более 24 млрд рублей, сообщила ТАСС заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. «За последние несколько лет условия для развития бизнеса в сфере НХП значительно улучшились — увеличился поток внутреннего туризма, интерес к регионам, национальным культурам. Комфортные условия также формируются благодаря изменениям в законодательстве: закреплены направления развития креативных индустрий, расширены меры поддержки компаний в сфере НХП, мастера теперь могут регистрироваться в качестве самозанятых и получать меры поддержки. Благодаря комплексу факторов и межведомственному взаимодействию отрасль развивается: суммарный годовой доход компаний в сфере народных промыслов составил более 24 млрд рублей», — рассказала Илюшникова. По данным Минэкономразвития, в стране около 1,3 тыс. малых и средних предприятий (МСП) народных художественных промыслов с общей численностью работников в 5 тыс. человек. В основном они занимаются производством одежды, пищевых продуктов, сувенирной продукции и обработкой древесины. Свое дело в России также развивают ремесленники. К ним можно отнести еще более 35 тыс. субъектов МСП по заявленному ими виду деятельности в реестре МСП. Это предприниматели, обладающие определенным ремеслом, которые производят на продажу изделия ручной работы — например, швеи, столяры, ювелиры, кузнецы и другие. Минэкономразвития отмечает несколько тенденций в сфере НХП. Во-первых, на женщин приходится 67% всех ИП. Во-вторых, 73% предпринимателей ведут свою деятельность более трех лет. Именно бизнес старше трех лет создает устойчивый каркас сектора — эти компании приносят основную прибыль и обеспечивают занятость 96% работников сферы. Ремесло как бизнес Говоря о поддержке, с 2016 года порядка 100 предприятий НХП, находящихся в реестре МинпромторгаРФ, получают субсидии на компенсацию коммунальных платежей, модернизацию производства, закупку материалов и сырья, страховых взносов. Однако, по результатам исследования ассоциации «Народные художественные промыслы России», только финансовых мер поддержки недостаточно для отрасли. Необходима помощь в поиске рынков сбыта, продвижении и маркетинге. В 2022 году правительство РФ расширило возможности использования субсидии, выделяемой предприятиям НХП. Федеральные средства на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов можно потратить на разработку и обновление интернет-магазинов, рекламу в интернете, создание фирменной упаковки, расширение и модернизацию выставочных и торговых пространств. «Сегодня увеличивается запрос со стороны бизнеса из сферы НХП на обучающие программы, помощь в продвижении, консультации. Минэкономразвития разработало партнерские программы с маркетплейсами, в том числе с платформой «Ярмарка мастеров», — добавила Илюшникова.