14.02.2018/Москва/Коммерсант Как стало известно «Ъ», обсуждение включения Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в состав «Ростеха» переместилось из кулуаров в кабинеты Белого дома. Идею обнародовали представители Минпромторга на одном из недавних совещаний у вице-премьера Дмитрия Рогозина, но дальнейшего развития она пока не получила. По данным «Ъ», в министерстве считают, что такая консолидация может повысить «управляемость отрасли». Но с учетом обязательств «Ростеха» по оздоровлению Уралвагонзавода и финансированию самолета МС-21 ОСК может оказаться в госкорпорации минимум через два-три года.
Очередное расширение госкорпорации «Ростех» обсуждалось на одном из последних совещаний у вице-премьера Дмитрия Рогозина: по словам источников «Ъ», исходно речь шла о некоторых поставщиках ОСК, в частности о концерне «Океанприбор» (производитель гидроакустических комплексов и систем радиоэлектронного вооружения) и «Авроре» (автоматизация судового и корабельного оборудования). Однако когда вопрос коснулся юридического процесса передачи предприятий, представлявший Минпромторг чиновник сообщил, что у министерства есть другой план: передать «Ростеху» не только разрозненные предприятия, выполняющие заказы ОСК, но и саму корпорацию. Развивать тему вице-премьер не стал: по словам источников «Ъ», перевод кулуарных разговоров о включении ОСК в «Ростех» в почти официальный статус оказался для присутствовавших на совещании представителей отрасли полным сюрпризом.
ОСК создана указом президента в 2007 году для консолидации судостроительной отрасли, в состав входят около 40 предприятий, 100% акций у государства. Выручка в 2017 году составила 370 млрд руб., прибыль — 3 млрд руб. Доля гражданского судостроения в выручке — не более 12%.
Официально в Минпромторге, впрочем, до сих пор утверждают, что вопрос «не рассматривался», а «поручения президента или премьера к ним не поступали». В «Ростехе» также отрицают возможные планы по получению ОСК. В ОСК «не имеют каких-либо оснований комментировать данную информацию». В аппарате вице-премьера от комментариев воздержались.
Первая информация о возможном вхождении ОСК в состав «Ростеха» появилась в середине 2017 года: несколько оборонных топ-менеджеров говорили «Ъ», что идея интеграции всего авиа- и судостроения в руках госкорпорации «буквально не сходит с повестки дня», хотя конкретных решений не было. Уже в ноябре глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что планы включения Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в госкорпорацию обсуждаются, а 1 февраля в Кремле подтвердили информацию «Ъ» о том, что Владимир Путин поддержал выделение «Ростехом» 30 млрд руб. для проекта МС-21. Это первый шаг по включению ОАК в «Ростех».
Но ситуация по ОСК до последнего оставалась неопределенной. По данным «Ъ», в Белом доме считали, что нагружать госкорпорацию несколькими проблемными активами одновременно (ОАК, ОСК, Уралвагонзавод) нецелесообразно: на решение их финансовых проблем требуются сотни миллиардов рублей. К тому же сам глава «Ростеха» Сергей Чемезов признавал, что для ОАК порядка 70% комплектующих производится предприятиями госкорпорации, а вот ОСК с ней «менее взаимосвязана».
По словам источника «Ъ» в правительстве, идея глобальной консолидации всех крупных промышленных активов в «Ростехе» принадлежит Денису Мантурову, считающему, что это повысит «управляемость отрасли». Но Дмитрий Рогозин, уточняет собеседник «Ъ», считает логичным сначала провести «экономическую экспертизу предполагаемых реформ». В любом случае, подчеркивает источник «Ъ», присоединение ОСК не начнется в ближайшие два-три года.
Сейчас в ОСК сосредоточено около 80% всей судостроительной промышленности РФ, большинство предприятий которой завязано на реализацию военных программ. В период 2011–2020 годов на перевооружение флота было выделено порядка 4,7 трлн руб. (больше, чем на любой другой род или вид войск). Эти деньги выделялись ОСК, например, на серийное производство подводных ракетоносцев «Борей» (штатный носитель МБР «Булава», являющейся основой морской компоненты ядерной триады РФ) и разработку многоцелевых лодок «Ясень».
Военные рассчитывали получить восемь и семь субмарин соответственно уже к 2020 году, однако сроки были сдвинуты «вправо». Отчасти у судостроителей были оправдания: для создания сложной техники они вынуждены прибегать к многоуровневой кооперации. Военных это не устраивало: в 2015 году министр обороны Сергей Шойгу прямо заявил, что министерству «пришлось неоднократно сталкиваться со случаями невыполнения отдельными предприятиями ОСК взятых на себя договорных обязательств». Сейчас ситуация выправляется, говорит один из военных собеседников «Ъ», но «ряд проектов по-прежнему нужно вытягивать».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет синергетический эффект от консолидации «Ростехом» ОСК «неочевидным». По его словам, создание машиностроительной мегакорпорации могло бы быть обосновано консолидацией международных операций и работы по продвижению российской продукции за рубежом, но эти возможности ограничивают санкции. И если вхождение в состав «Ростеха» Уралвагонзавода было необходимо в связи с неустойчивым финансовым положением и высоким долгом, то финансовые показатели ОСК в последние два года улучшились и необходимости консолидации для финансовой стабильности нет.