Выполнение «Стратегии 2020» и «майских указов» оценили «на тройку»

27.12.2016/Москва/INTERFAX.RU Эксперты Центра стратегических разработок оценили «на тройку» реализацию «Стратегии 2020», а также отметили проблемы с выполнением «майских указов», говорится в докладе ЦСР, поступившем в «Интерфакс» во вторник.

«Каждая из предложенных мер была реализована лишь на 29,5%, что говорит о формальном отношении органов исполнительной власти», — говорится в документе.

Там отмечается, что «Стратегия 2020» проигрывает даже при сравнении со «Стратегией 2010»: последняя была выполнена, согласно оценкам экспертов, на 39%. «Лишь отдельные технические моменты, не требующие серьезных институциональных изменений, были реализованы лучше. Одна из главных проблем в целом — высокий уровень имитации или формальной реализации мер и поручений, что также повлияло на столь низкие оценки», — отмечают авторы доклада.

Эксперты называют три причины-угрозы, которые традиционно мешают реализации такого рода программ в нашей стране: административные причины, идейные разногласия в экспертном сообществе и противодействие лоббистских групп влияния.

В документе также отмечается, что «майские указы» — хорошая краткая форма для фиксации национальных приоритетов, выработки определенной миссии государственной политики. «Но из-за недостаточной проработки возникли проблемы с их реализацией. К примеру, выполнение указа о повышении зарплаты врачам и преподавателям привело к резкому сокращению штатов и недовольству людей, с одной стороны, и разбалансировке региональных бюджетов, с другой», — поясняется в докладе.

Кроме того, уточняется в документе, «указы были мерой непрямого действия, размывающей ответственность исполнительной власти». «До сих пор остается неясным, какая степень ответственности за их выполнение (и невыполнение) лежит на губернаторах и какая — на федеральном центре», — говорится в докладе.

Авторы доклада отмечают, что в отличие от «Стратегии 2020» и большинства «майских указов», приоритетные национальные проекты были скорее ориентированы не на институциональные изменения, а на финансирование инвестиционных и текущих расходов на развитие соответствующих отраслей. Эксперты положительно оценили их роль — в условиях наличия избыточных финансовых ресурсов федерального бюджета они существенно улучшили инфраструктуру, что признают и региональные власти.

Для создания более эффективной стратегии авторы доклада предлагают перейти к трехуровневой системе стратегического планирования. Также эксперты считают эффективным создать специальное агентство, которое бы стояло над министерствами и в задачи которого входило бы проведение реформ и индикативное планирование: «Агентство экономического развития, которое могло бы согласовывать интересы разных министерств».